Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Илья Беляков, Интернет-магазин «Велосипеды мечты», основатель
«Не стоит начинать бизнес с создания очередного скучного и бесполезного магазина, потому что он никогда не принесет вам удовлетворения»
Превратить хобби в бизнес, продавать продукт, который тебе действительно интересен – мечта любого начинающего предпринимателя. Илья с детства интересовался велоспортом и совсем недавно открыл свой интернет-магазин по продаже велосипедов. Об удачном «старте», а также о проблемах финансирования и специфике создания магазина «он-лайн», Илья рассказал в интервью для портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне: Илья Беляков, основатель интернет-магазина «Велосипеды мечты»
Когда у Вас родилась идея создать собственный бизнес?
Учебный график в вузе позволял уделять много внимания моим хобби. Я увлекался тогда бизнес литературой. Первой мотивационной книгой для меня стала одна из работ Дональда Трампа.
Изначально у меня не было такой цели – построить бизнес. Я просто учился, наблюдал за жизнью. Хотел открыть контору по ремонту компьютеров, но понял, что это бесперспективно: все подъезды и так заклеены объявлениями, предлагающими эту услугу.
Вторым моим увлечением был велосипед. И в какой-то момент задумался о том, как это хобби превратить в бизнес.
Несколько месяцев проработал в интернет - магазине, специализирующемся на велосипедах. Вскоре я понял, что по найму работать больше не хочу, по крайней мере, в той компании, потому что уровень обслуживания клиентов там был очень низкий. И это тоже стало большим стимулом открыть свое дело.
С чего Вы начали?
Я нашел бесплатную систему для создания интернет-магазина, и с помощью нее сделал сайт самостоятельно.
В июне 2010 года зарегистрировал фирму. Продал несколько десятков велосипедов летом, хотя сезон уже заканчивался. Это ведь такой бизнес, который зависит от сезона.
В феврале я использовал некоторые накопившиеся сбережения, открыл офис продаж, заказал дизайн сайта в студии, уже точно зная, как он должен выглядеть и каким функционалом обладать.
Начинали один?
Да. Было непросто. Поставщики продают велосипеды в разобранном виде. Приходилось настраивать их самому - по книгам и инструкциям. Сейчас уже со мной работают люди, которые помогают, и я этим практически не занимаюсь.
Стартовый капитал – Ваши собственные вложения?
В основном да. Была и некоторая поддержка от близких людей. Вообще этот бизнес можно начать и с минимальным стартовым капиталом, только это будет очень долго и сложно – конкуренция растет с каждым месяцем. Сейчас в сети уже множество интернет-магазинов, занимающихся продажей велосипедов.
А за помощью к государству не обращались?
Да, я обратился в Департамент поддержки малого и среднего бизнеса, где получил субсидию, правда небольшую. Рассчитывал на сумму от 300 до 500 тысяч, но получилось намного меньше. На эти деньги купил какое-то оборудование.
Как считаете, почему из всех проектов выбрали Ваш?
Было требование: составить бизнес-план. Я вообще не очень люблю возиться с цифрами, но пришлось.
Если бы у меня был хороший стартовый капитал, я бы мог рассчитать конкретные показатели, а так как своих денег было немного, показатели по продажам и расходам я считал, основываясь на догадках. Со второго раза бизнес-план приняли. Три человека из семи получили субсидии.
Была какая-то инновационная составляющая в этом проекте?
Вообще субсидии стремятся выдавать на проекты, которые отвечают текущим направлениям развития города. Если проект связан с уборкой мусора, например, это более приоритетно, но там уже выдаются гораздо большие суммы.
А небольшую сумму, как выяснилось, можно получить и с обычным торговым проектом по продаже велосипедов. Возможно, этот проект выглядел не так скучно.
Сайт уже был наполнен качественной информацией: были и каталог, и статьи.
Но государственные деньги не особо помогли, и первый товар Вы закупали сами?
Да.
Как дальше развивали этот бизнес?
Дальше я выкладывал фотографии товара на сайте. Зимой готовил новый проект сайта и столкнулся с такой проблемой как невозможность нормально работать с каталогами товаров («Яндекс. Маркет», «Товары мэйл.ру» ) - бесплатная система не позволяла это делать.
Тогда я стал искать нормальную платную систему сайта. До этого я посещал семинары, и мне понравилась система одной компании. Она не требует установки программного обеспечения. Управляется он-лайн. Требуется только доступ в интернет.
Покупатели хотят видеть, что ты не просто сидишь дома и продаешь велосипеды, а у тебя есть офис продаж, ты официально зарегистрирован как предприниматель, поэтому было принято решение открыть офис.
Цены за аренду офиса в Москве огромные. И все же удалось найти симпатичное помещение недалеко от дома. Сделали там небольшой ремонт, установили минимальный набор оборудования. В феврале-марте начались первые закупки.
Как считаете, нет ли у нашего потребителя недоверия к он-лайн магазинам, особенно когда речь идет о покупке такого сложного товара как велосипеды?
Велосипед - достаточно сложная техника, поэтому естественно, что многие люди хотят посмотреть товар вживую, примерить по росту и проверить, как он работает. Иногда такая возможность есть, когда велосипед находится в зале, бывает, что нам удается договориться о предварительной доставке.
Конечно, хочется в будущем сделать большой зал, где достаточно большое количество велосипедов будет представлено для удобства посетителей.
Доверие к интернет-магазинам есть, заказывают все: начиная от детских велосипедов, заканчивая дорогими профессиональными моделями. Самое главное – это опрятность сайта, достоверность информации, наличие реквизитов и грамотные консультации.
Как Вы вышли на поставщиков?
Это было несложно. С велосипедным миром я знаком давно, поэтому набирая в Google сайты производителей, находил через них российских дилеров. Дальше связывался с ними и пытался «выбить» для себя более-менее приемлемые условия. Сначала у нас не было вообще никаких массовых закупок, мы просто забирали велосипеды поштучно со складов.
Сколько уже примерно человек купило велосипеды через Ваш магазин?
Несколько сотен человек, начиная с 2010 года.
Какие еще были трудности в начале?
Нужно очень много знать о товаре, который продаешь. Трудности, как я уже сказал, были с поиском помещения. Но все это решаемые задачи.
А как Вы связаны с велодвижением и, в частности, с проектом «Let’s bike it» ?
За этим проектом я наблюдал давно. В прошлом году познакомился с Владимиром Кумовым – руководителем проекта. Раньше я интересовался спортивными велосипедами, а с городскими был знаком мало. На сайте «Let’s bike it» я впервые увидел видео из Копенгагена: люди ежедневно перемещаются на велосипедах по городу, и был просто шокирован уровнем развития велосипедной инфрастуктуры и вниманием властей к этой теме. С того момента я сильно заинтересовался вопросами организации вело-инфраструктуры в городах России. Хотелось бы, чтобы наше правительство обратило на это внимание.
Как занимались рекламой магазина?
95% рекламы мы делали и делаем в интернете. А рекламные объявления в газетах не дали результата. Изначально затраты на рекламу были небольшие – от 15 тысяч в месяц, сейчас, естественно, больше.
Каждая площадка требует определенных расчетов: «Яндекс. Маркет» – по кликам, контекстная реклама – тоже, SEO продвижение - это ежемесячная оплата за работу, которая зависит от того, сколько ключевых слов ты хочешь продвигать.
А продвижением в соцсетях не занимались?
Только начал. Есть группа Вконтакте, но пока достаточно формальная. В планах – начать работать на площадках Facebook и LiveJournal.
Название магазина придумали сами?
Да. Я изучал названия других магазинов этой же тематики – большинство из них звучат скучно и однообразно. Хотелось сделать что-то оригинальное.
Сначала логотип был на английском («Dreambikes»), но не все люди у нас знакомы с английским языком, поэтому магазин «заговорил на русском» и стал называться просто и звучно - «Велосипеды мечты».
Какое у Вас будет пожелание для начинающих предпринимателей?
Пробуйте, дерзайте, но начинайте с хорошей идеи. Не стоит начинать бизнес с создания очередного скучного и бесполезного магазина, потому что он никогда не принесет вам удовлетворения, и, поработав несколько месяцев, год или два, вы останетесь ни с чем. Нужно найти то, что вам интересно в жизни, зацепиться за это, а дальше пытаться это реализовать.