Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Артем Пащук, журнал «Свой бизнес», главный редактор
«Пока я чувствую, что больше пользы способен принести на своем месте»
Находясь постоянно в кругу предпринимателей, даже не имея своего бизнеса, глубоко погружаешься в эту среду, начинаешь разбираться во всех тонкостях предпринимательской деятельности. И невольно возникают мысли о создании своего дела. Артем Пащук пять лет отдал работе в журнале «Свой бизнес», взял бессчетное количество интервью у известных российских и зарубежных бизнесменов, поэтому ему есть чем поделиться. О своих взглядах на состояние малого бизнеса, Артем рассказал в интервью специально для Портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне: Артем Пащук, главный редактор журнала «Свой бизнес».
Вы общались со многими предпринимателями. Чья «история успеха» запомнилась Вам больше всего?
Да, за пять лет, проведенных в команде журнала «Свой бизнес» я пообщался с несколькими сотнями основателей и владельцев частных компаний. Запоминающихся историй было много, но, пожалуй, особо сильное впечатление оставил Джеймс Дайсон, основатель компании Dyson.
Во-первых, Дайсон – инженер, изобретатель, который не просто создал новый превосходный продукт на зрелом, насыщенном рынке, но и бросил вызов бизнес-модели, доминировавшей на этом рынке. Он представил пылесос без мешка для сбора пыли, хотя именно эти мешки были самой высокомаржинальной составляющей бизнеса производителей пылесосов. С их точки зрения идея Дайсона была подобна убийству курицы, несущей золотые яйца. Но Дайсон думал о преимуществах для потребителя – и победил.
Во-вторых, история Джеймса Дайсона интересна теми трудностями, через которые ему пришлось пройти на пути к успеху. Ведь несколько лет, пока его изобретения не были приняты рынком, он сидел на шее у своей жены, они залезли в большие долги. Можно себе представить психологическое состояние Дайсона в этот период, ведь не было никакой гарантии, что в итоге у него все получится.
В-третьих, раз мы говорим об истории успеха, в данном случае успех весьма впечатляющий. Размер личного состояния Дайсона превышает $2 млрд. – и эти деньги он заработал без нефти, газа, и даже не в интернете.
Есть какой-то типаж, общие черты, которые объединяют этих людей, выделяют их из толпы? Считаете ли Вы, что предприниматели – исключительные люди?
Да, считаю. Больше всего меня подкупает в предпринимателях то, что это люди действия. Они оставляют за собой право ошибаться, но всегда предпочитают действие бездействию. Не получилось так – попробуем эдак. Пусть это будет непрофессионально, недостаточно изящно, не до конца продумано, но мы должны попробовать.
Есть еще несколько общих черт. Например, приверженность здравому смыслу. Как предприниматель набирает людей в команду? Он говорит: «Можешь не перечислять свои титулы – просто покажи мне, что ты умеешь». Не случайно многие выдающиеся предприниматели не имеют законченного образования – и это совсем не означает, что они глупы, ленивы или не способны учиться. Как раз наоборот. Но они точно знают, что им нужно, и вы не сможете уговорить их досидеть последний семестр в университете, если им приспичило создать компанию именно сейчас.
Еще смелость, конечно. Отсутствие комплексов по поводу своей способности или неспособности к определенным вещам.
Какой способ финансирования в бизнесе кажется Вам наиболее эффективным: кредит в банке, обращение за субсидией, поиск инвестора? (когда нет собственных средств для старта).
Я встречал немало людей, которые начинали бизнес без денег, или почти без денег, и добивались успеха, потому что имели хорошую идею, либо просто хорошо знали свой рынок, понимали неудовлетворенный спрос.
Есть такая пословица: «бог не посылает человеку испытания, которые человек не в состоянии вынести».
Мне кажется, по аналогии с этим принципом, бог не открывает возможности финансирования для тех, кто не готов ими распорядиться. То есть человек, который ломает голову, где бы ему получить энную сумму для запуска бизнеса, и никак не может найти деньги, по каким-то параметрам еще не созрел для того, чтобы инвестировать запрашиваемую сумму.
Может быть, бизнес-план недостаточно продумал. Может быть, внутренне не готов полностью посвятить себя проекту, не способен брать на себя ответственность. Ведь все миллиардеры, не считая потомственных, начинали с чего-то малого и шаг за шагом продвигались к своим миллиардам. Мне кажется, так и должно быть. Каждый следующий раунд инвестиций будет больше предыдущего.
Когда банкиры не дают кредит, в этом есть своя логика. Это не искусственно созданные препятствия для предпринимателей, а более-менее адекватная оценка риска. Конечно, инвесторы и банкиры бывают склонны к чрезмерной осторожности, но это их право, их деньги.
В любом случае, как вы понимаете, наиболее эффективный способ финансирования у каждого будет свой. Это зависит и от отрасли, и от характера проекта, и от личности основателя. Если есть доступ к разным способам финансирования, то надо выбирать тот, что выгоднее.
Где больше возможностей для успешного бизнеса – в Москве или регионах? В России или за рубежом?
Тут уместно вернуться к вашему вопросу о финансировании. За рубежом, если мы имеем в виду высокоразвитые страны, получить финансирование проще – там и институт венчурного инвестирования лучше развит, и с банками проще договориться, и больше программ поддержки предпринимательства. Вдобавок и с налогами все благополучнее обстоит, и бюрократии меньше, и коррупции такой нет.
В этих смыслах возможностей там больше. Но при этом рынки там перенасыщены предложением, конкуренция выше, а темпы роста экономики – ниже. С точки зрения состояния рынка и перспектив его развития, Россия и другие страны БРИК дают больше возможностей. Не случайно в Москве так много иностранцев, делающих бизнес: жить здесь некомфортно, опасно, но денег таких у себя на Западе они не заработают.
Между Москвой и регионами можно, наверное, провести аналогичную параллель. В Москве самая высокая концентрация платежеспособных потребителей, лучше инфраструктура, больше бизнеса сосредоточено, но при этом меньше свободных ниш, выше порог для входа на рынок. Я знаю московских предпринимателей, которые развивают, например, розничные сети исключительно в регионах, а в Москве открываться не собираются – инвестиции нужны более солидные, перспективы окупаемости сомнительные, конкуренты злобные. А регионы для них – непаханое поле.
Какие ошибки чаще всего совершают начинающие предприниматели?
Ошибок много, но в последние несколько месяцев, общаясь со старт-аперами, я заметил некий общий тренд, о котором, наверное, стоит упомянуть. Может быть, это совпадение, но от нескольких человек я слышал, что главная их ошибка, которая существенно замедлила выполнение бизнес-плана, заключалась в непродуманной или неадекватной маркетинговой стратегии.
Поэтому мне стало казаться, что это какой-то общий бич: люди выходят на рынок, не имея достаточно четкого представления о том, как они будут продвигать свой продукт. Пробуют одно, другое, третье – и все попытки оказываются недостаточно эффективными, не приносят ожидаемого результата. Предприниматели, понятное дело, люди упертые, не сдаются – пробуют четвертый и пятый вариант, но время идет, объем выручки существенно ниже расчетного, и с каждым днем перспективы проекта выглядят все более бледно.
У многих сейчас маркетинг прочно ассоциируется с активностью в интернете, в частности, в социальных сетях. Я тоже считаю, что за этим будущее и игнорировать эти каналы коммуникации нельзя. Но, во-первых, не каждый бизнес может «выехать» за счет продвижения в интернете, а во-вторых, само понятие «продвижение в интернете» стало слишком широким, слишком общим. Стратегия продвижения товара или услуги в интернете должна включать только наиболее эффективные каналы и способы продвижения для конкретного товара или услуги.
Скажу про еще одну типичную ошибку, свойственную, прежде всего, старт-апам в сфере электронной коммерции: запуск бизнеса при неготовности всей инфраструктуры, необходимой для обслуживания клиентов. То есть, например, люди запускают интернет-магазин, хотят поскорее выйти на рынок, и вкладывают большую часть стартовых инвестиций в движок и дизайн магазина, а склад, логистику, службу обработки заказов и прочее оставляют на потом. Что в итоге получается? Конкурентную среду изучили, прекрасный магазин запустили, в продвижение вложились – маркетинговая составляющая проекта реализована безупречно. Но когда пошел поток заказов, обнаружилось сразу несколько узких мест: заказ принять некому, операторов не хватает, процесс платежей не отлажен, товара нет в наличии, курьерская доставка не организована. Приходится все это срочно исправлять, в условиях цейтнота, с ограниченным бюджетом, под огнем критики рассерженных клиентов.
Испортить хорошую идею плохой реализацией очень просто.
Как от малого бизнеса перейти к среднему? С чего начать: с расширения штата, ребрендинга, дополнительного финансирования?
Наиболее устойчивый путь развития – органический рост. Когда у вас есть малый бизнес, это дает вам возможность приобрести необходимые компетенции, узнать своего потребителя, освоить искусство продаж, сформировать костяк команды. Как правило, каждый бизнес использует любую возможность для роста (по крайней мере, если это не подрывает жизнеспособность компании). Рост происходит естественным образом: вырос рынок – подрос и ваш бизнес; расслабились конкуренты – вы увеличили свою долю рынка; глубже узнали потребности клиентов – усовершенствовали продукт, продажи, маркетинг, получили новых лояльных клиентов, смогли повысить цены и т.д.
Расширять штат имеет смысл тогда, когда это назрело, когда имеющиеся сотрудники не справляются с объемом работы.
Поможет ли ребрендинг вам вырасти – неоднозначный вопрос. Ведь это, прежде всего, затраты, а окупятся ли они? Ребрендинг стоит проводить, если маркетинговые исследования выявляют снижение популярности вашего бренда, ухудшение его восприятия на фоне конкурентов. К сожалению, бывают ситуации, когда ребрендинг, проводимый без особой необходимости, разрушает сильный бренд.
Вопрос поиска дополнительного финансирования тоже должен решаться исходя из целесообразности. Наивно думать, что только нехватка денег отделяет ваш бизнес от роста. Когда вы растете органически, привыкаете к каждой маленькой «прибавке» к вашему бюджету. Когда бюджет растет скачками, а вам нужно его «осваивать» (пусть и ради святой цели роста бизнеса), возрастают риски неэффективного расходования денег, слабого контроля над финансами.
Вы много лет находитесь в предпринимательской среде, можно сказать, изучили эту тему вдоль и поперек. Нет желания начать собственный бизнес?
Отличный вопрос, я ждал, что кто-нибудь рано или поздно задаст мне его. Среда, безусловно, влияет. Отчасти могу судить об этом по внутренним ощущениям, отчасти по опыту своих коллег.
Один из бывших главредов «Своего бизнеса» стал основателем цветочного интернет-магазина, пользуясь тем, что его жена профессиональный флорист. Экс-издатель нашего журнала стала основательницей интернет-магазина, торгующего наборами для вышивания крестиком, пользуясь тем, что издавала также журнал для рукодельниц и таким образом изучила рынок. Еще одна из моих коллег по журналу сейчас работает гендиректором туристической фирмы – хоть и по найму, но, по сути, близко к предпринимательской деятельности.
Что касается меня, я периодически обсуждаю с предпринимателями, у которых беру интервью, возможность моего участия в их проектах. Интересуюсь, в первую очередь, узкими нишами с невысоким насыщением рынка и слабой конкуренцией. Например, интервьюировал молодого американца, который с женой основал компанию, производящую слинги (это такие длинные шарфы, которыми прогрессивные мамаши приматывают к телу детей для переноски – кстати, очень удобная штука). В принципе, производителей слингов немало. Мой американец отличался тем, что у его продукта хороший бренд и качество. Хотя брендовые качественные слинги есть на рынке, но у него не было дистрибьюторов в России – по сути, это свободная ниша.
Американец детально описал, сколько нужно денег, чтобы заказать контейнер с их фабрики в Таиланде, сколько там будет слингов, по каким ценам их можно продавать в розницу. В общем, у меня появилось ощущение, что проект может получиться. Но потом посчитал, насколько вырастут затраты с учетом растаможки, и прибыль уже не показалась такой уж высокой, тем более, что продажа контейнера в розницу и мелким оптом могла растянуться надолго. В общем, не стал за это браться и не особо жалею.
Сейчас думаю, что лучше заниматься своим делом – тем, что ты любишь делать, что у тебя хорошо получается, в чем уже приобрел опыт. Исходя из этого, мне ближе всего инфобизнес, поскольку работа с информацией (прежде всего со словом) – это для меня и профессия, и страсть. Не могу сказать, что будет с рынком прессы, печатных журналов. Понятно, что раньше или позже начнет доминировать цифровая дистрибуция контента. Для людей вроде меня это будет означать новые возможности для старта собственного бизнеса. Но пока я чувствую, что больше пользы способен принести на своем месте.