Жена и мать как центр культурно-религиозного воспитания в семье русского предпринимателя
Благочестие как семейная традиция поддерживалась в купеческих семьях благодаря религиозному настрою женщин.
Они воспитывали детей в верности Православию, любви к Отечеству и семейным традициям. Как же они далеки от образа, начертанного пером одного из московских бытописателей и укоренившегося в восприятии многих: "Семейный абсолютизм с деспотичным главой дома на престоле особенно тяжело отзывался на женской половине, где его грозной десницей подавлялась всякая воля, всякое проявление индивидуальности и складывался тот несчастный тип купеческой жены и дочери, бесцветной и забитой, который внес в литературу Островский".
Один из представителей известного рода промышленников, совладелец самой крупной в Российской империи золототканительной фабрики Алексеева, владелец многих доходных домов в Москве, Николай Петрович Вишняков оставил потомкам собранные воедино сведения о своем купеческом роде, начиная с ХVII века и вплоть до 1854 года. Два последних тома посвящены людям и событиям, непосредственным участником которых он был и сам. Во вступлении он пишет: "Рассказывая о прошлом , я не могу передать его иначе, как так, как это прошлое рисуется у меня в памяти, со всеми недостатками, проблемами и ошибками, свойственными памяти. Вся задача заключается только в том, чтобы быть строго правдивым, писать только то, что действительно помнишь и знаешь, без подрисовок, подмалевок, дополнений и догадок".
И вот портрет его любимой матери - Вишнякова Анна Сергеевна.
У Петра Михайловича и Анны Сергеевны было четверо сыновей - Сергей, Владимир, Михаил и Николай. В этой счастливой семье росли еще четверо детей от первого брака Петра Михайловича. Все потомки этого славного рода были успешными людьми. Один из них - Алексей Семёнович Вишняков- предприниматель, финансист, меценат, действительный статский советник - в 1907 году стал основателем Московского коммерческого института (ныне РЭУ им. Г. В. Плеханова)
Николай Петрович вспоминает о том, что мать Анна Сергеевна – купеческая дочь, урожденная Болдырева - всегда была очень благочестива. После нее осталась масса молитв, проповедей, духовных стихов и выписок из духовно-нравственных книг. Некоторые выписки были сделаны рукою отца семейства, а позднее делались рукою старшего ее сына Сергея, как главного ее сподвижника по церковным делам. Жизнь велась замкнутая, но мать всегда охотно разъезжала по церквам, соборам и монастырям к поздней обедне и обыкновенно вместе с кем-нибудь из своих детей. Из приходских она посещала церкви Скорбящей Божьей Матери на Большой Ордынке и Воскресения в Кадышах. Из воспоминаний: "Мы только что вернулись от поздней обедни. У моей матери сосредоточенный и умиленный вид. Проходя парадными комнатами, она в каждой останавливается и истово крестится на иконы; на лице ее написан такой мир, такой внутренний подъем, что и я, глядя на нее, проникаюсь тем же чувством. Как мне становится хорошо с ней! Мы как бы сознаем невидимое присутствие божества, благого и милостивого , и это сознание наполняет наши души невыразимым блаженством … В эти минуты хотелось всех любить, обнять и быть всегда добрым, добрым".
Анна Сергеевна интересовалась редкими святынями. В 1841 году в одном из своих писем она пишет: "… завтра пойду в собор. Там привезли крест древа Господня из Иерусалима. Все ездят прикладываться. Он не долго здесь будет. … Святыня очень важная! В нем находится часть крови Христовой" Анна Сергеевна, будучи еще очень молодой женщиной, оглохла, но со смирением воспринимала свою болезнь: "Не знаю, как считать сие зло: или за грехи мои Господь наказал меня или, может, от великих грехов удалил меня через это. Покоряюсь его святой воле! Видно на веке обречена мучиться, терпеть и молчать".
Вспоминает Николай Петрович о своей матери и как о заботливой хозяйке. Она не любила сидеть сложа руки. В своих многочисленных письмах супругу Петру Алексеевичу она редко, когда не говорила о тех или иных хозяйственных делах: то вишни купили, то огурцы посолили, то рыжиков она не может в Москве добыть. В ее бумагах сохранились целые пачки счетов и реестров; множество рецептов, как варить варенье, мед, отваривать грибы и огурчики, мочить яблоки и сливы; готовить впрок рыбу; описания разнообразных женских рукоделий от вышивания до вязания на спицах, до которых она была большая охотница. Мужу, в дни отъезда его на торговую Нижегородскую ярмарку она писала: "… для меня не покупай ничего лишнего и не трать попусту денег. У меня всего много, а если что и понадобиться, так всегда можно все иметь по желанию в Москве".
В своих мемуарах Николай Петрович, с нежностью вспоминая мать, пишет, что именно мать привнесла в патриархальный дом отца то, чего ему более всего не доставало – известную культуру. "Она не знала иностранных языков, но ее интересовала русская литература ее времени и она сохранила в складе ума своего веяние Карамзинской эпохи". В этом браке его отец приобрел умную и добрую подругу, хорошего товарища в жизни. На характер отца влияние матери было огромно и принесло ему немало пользы. В письмах Петра Михайловича по отношению к жене так много большой нежности и заботы. Он не скупиться на нежные эпитеты и разнообразит их: "Любезная сердцу моему Анюта…", "Лапушка, миленький мой дружочек Анютушка" и прочее. О нежных отношениях супругов говорит и такой эпизод. Однажды по дороге на Нижегородскую ярмарку Петр Михайлович вышел пройтись, нарвал васильков и послал их жене с припиской: "Вот тебе посылаю и цветов, которые сам дорогою нарвал, - васильков, мой любимый цветок". Анна Сергеевна любовно сберегала этот букетик на память.
На страницах мемуаров младшего сына Николая Вишнякова мать выступает как "олицетворение родственного начала, как его понимали в старину. Она любила родню и дорожила ею". Он глубоко осознавал ее роль в становление культурных и сохранении религиозных традиций семьи, и потому посвятил третью часть своего труда памяти матери Анны Сергеевны Вишняковой.
Источники:
1. Москва в ее прошлом и настоящем. Вып. ХI - М.: Типография Русского Товарищества, 1911
2. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде Вишняковых. Ч.2-3 – М.: Типография Г.Лисснера и Д.Собко, 1905-1911
Фото: http://en.buypopart.com