02.04.2019

Железнодорожный бум - коммерческие предложения

Железнодорожный бум - коммерческие предложения

В середине XIX века интерес частного капитала к российским железным дорогам был чрезвычайно высок. С предложениями о строительстве дорог на широких Российских просторах в Правительство обращались как иностранные капиталисты, так и русские промышленники и купцы.

Можно отметить предложение 1856 года английских капиталистов Ренни, Лемпорта, Уайтса и Риксона устроить железную дорогу от Одессы до посада Крюкова 400 верст и от Одессы до Маяков 30 верст в 2 пути, а всего 430 верст. Компания эта заявляла цену первой дороги по 12 тысяч фунтов стерлингов с версты, а второй 10 тысяч, выговаривая себе неограниченную власть в построении этих дорог на всем их протяжении, в управлении и пользовании ими в течение 66 лет, при гарантии в 4,5 процента. Весь лес, известь, камень, хрящ, и вообще строительные материалы казна должна была отпускать им бесплатно из ближайших казенных дач. В окончательном заключении после тщательного изучения данного предложения, Главноуправляющий Путей Сообщения  полагал, что оно Правительством принято быть не может. Главный комитет железных дорог, образованный в 1856 году, согласился с мнением Главноуправляющего.

Еще одна коммерческая история. 10 мая 1847 года комитет С.- Петербурго-Московской железной дороги высочайше разрешил либавскому купечеству образование Компании для сооружения железной дороги от Либавы (ныне Лиепая - город на юго-западе Латвии, на побережье Балтийского моря)  до Юрбурга. Компании такой либавское купечество тогда так и не составило, а в 1853 году вышло через своего уполномоченного с ходатайством о дозволении составить Компанию для строительства железной дороги от Либавы через Юрберг до Ковно. При рассмотрении этого вопроса в 1853 году в Комитете было принято, в связи с  военными обстоятельствами того времени, разрешение его отложить на будущее. В 1856 году 19 мая тот же ходатай просил разрешить постройку дороги в 2 пути, даровать гарантию в 4,54 процента на 56 лет, при чем стоимость версты исчислялась либавским купечеством в 57, 142 рубля, что для дороги протяжением 280 верст составляло капитал в 40 40 млн. 320 тыс. рублей. По высочайшему повелению 7 июня 1856 года дело это было передано на рассмотрение Главного Комитета. Полагая согласно с мнением Главноуправляющего, что на линии между Либаваю и Юрбургом наибольшее движение грузов будет по одному напрвлениюк Либаве, пассажиров же можно ожидать очень малое число, Комитет решил, что нет надобности устраивать дорогу в 2 пути, как хлопочет либавское купечество. Необходим условием успешной эксплуатации этой линии является всемерная дешевизна устройства дороги, дабы назначением невысоких ценза перевозку малоценных грузов привлечь на железную дорогу грузы, сплавляемые по Неману в Пруссию. Таким образом , Комитет своим положением от 1 августа 1856 года объявил либавскому купечеству, что ему надлежит представить до какой цифры может быть доведено удешевление устройства дороги и понижение цен за перевозку товаров. При наличии всех вновь собранных материалов и расчетов купечеству надлежит вновь представить дело в Комитет. Рассмотрение вопроса о постройке участка от Юрбуга до Ковно, составляющего продолжение дороги Либава - Юрбург, Комитетпризнал преждевременным.

Следующее коммерческое предложение от американского капитала. Секретарь американской Телеграфной Компании Шиффнер в письме к Главноуправляющему Путями Сообщения сделал предложение о сооружении дороги от Москвы через Харьков в Одессу и от Харькова в Феодосию, а также поставить все металлические части для сооружения дороги. Он доводил до сведения, что известные ему банкиры располагают для этого предприятия капиталом в 200млн. долларов(по тогдашнему курсу 266 млн. рублей серебром). Главноуправляющий передал на рассмотрение Министра Финансов полученные от Шиффнера письма. Министр по рассмотрению дела и после личных с Шиффнером объяснений нашел, что предложение его, в виду военный действий и состояния денежного рынка, для казны невыгодно. А также, что по восстановлению мира,  вопрос о сооружении новых железных дорог может быть разрешен на более выгодных условиях, нежели предложенные Шиффнером. Сущность предложения Шиффнера заключалась, главным образом, в том, чтобы работы камкие произведены будут, в период от 30 до 60 дней сдавать казне и получать за это уплату облигациями по номинальной цене, с удержанием 20 процентов стоимости в виде залога. Облигации должны приносить Шиффнеру 5 процентов (первоначально он желал 6), что на заявленный им капитал в 266 млн. руб. серебром составляло бы доход в 13 300 000 рублей серебром. Выкуп не должен был быть произведен ранее 20 лет, что составило бы одних процентов 266 млн. На случай, если предложение об устройстве железных дорог не будет принято Правительством, и будет предпочтено заключить с Шиффнером условие на поставку рельсов и металлических частей, то он, Шиффнер, изъявлял готовность на поставку рельсов и в Кронштадт, получая в уплату Государственные облигации, считая по 4 цента за фунт рельсов, а за подкладки, костыли и гвозди по 8 центов за фунт. Цена эта составляла в первом случае 2р. 13 к. за пуд, во втором 4р. 26 к., тогда как рельсы из Англии в Кронштадт поставлялись в среднем для С.-Петербурго-Московской железной дороги по 84 коп. за пуд и для С.-Петербурго-Варшавской по 65 коп. и по подряду Яковлевых с Пермских заводов с поставкою в С.-Петербург по 1р. 50 коп. Остальные принадлежности поставлялись тоже значительно дешевле. Шиффнер выражал готовность поставлять все это, несмотря на блокаду русских портов. Высочайше утвержденный Комитет признал предложение Шиффнера невыгодным и возможность поставки рельсов и металлических частей в Кронштадт во время блокады портов сомнительным. Тем не менее, находя готовность Шиффнера сооружать железные дороги в России заслуживающею внимания, а привлечение иностранных капиталистов к государственным сооружениям необходимым, Комитет, не отказывая ему окончательно в строительстве дорог в России, объявил Шиффнеру благодарность и довел до сведения, что в данное время в виду незаконченных еще изысканий вдоль линии от Москвы до Черного моря и несоставленных проектов и смет, заключить с ним контракт не представляется возможным. Его предложение производства рельсов, постройки локомотивов и вагонов в России  Комитет признал весьма полезным как с точки зрения привлечения в Россию иностранного капитала, так и с точки зрения ознакомления наших мастеров и рабочих с производством подобного рода. Комитет объявил Шиффнеру, что, если действительно есть в Америке такие капиталисты, то они должны донести до Российского Правительства какие именно льготы испрашивают для учреждения своих фабрик. Но Правительство не обязывает себя непременным условием брать исключительно на этих фабриках рельсы, локомотивы и вагоны. И вообще русское Правительство не принимает на себя ни каких обязательств относительно учреждения этих фабрик до окончательного рассмотрения предложения американских капиталистов.

Среди потока коммерческих предложений русское Правительство всегда тщательно выбирало те, которые отвечали прежде всего интересам казны.

 

Источник:

Верховской В.М. Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно  - СПб. : Тип. М-ва Путей Сообщения, 1898

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/