29.09.2019

Восток - дело тонкое. О неудачах торговых компаний в экономике России XVIII века

Восток - дело тонкое. О неудачах торговых компаний в экономике России XVIII века

Во второй половине 50-х годов XVIII с целью динамичного развития восточной торговли в России были созданы три торговые компании - "Персидская торговая компания" для торговли с Закавказьем и Ираном, "Российская в Константинополь торгующая компания" для развития русско-турецких торговых отношений и "Торгующая в Хиву и Бухару компания" для создания благоприятных условий в торговле со Средней Азией.

Создавались компании с участием представителей русского и армянского купечества, а также сановной знати. Из трех компаний успешно действовала только Темерниковская (неофициальное наименование "Российской в Константинополь торгующей компании"), но и ее возможности были невелики. Две остальные не справились с задачами. Более того, с уверенностью можно сказать, что учреждение Персидской и Среднеазиатской компаний отрицательно сказалось на состоянии  русско-восточных торговых отношений.  Особенно неудачной была деятельность Персидской компании, которая привела к еще большему упадку торговли России с Закавказьем и Ираном.

Причин было несколько. Одни авторы отмечают, что "недостаток сведений и ограниченность капиталов у нашего купечества были причиной неуспешности этих торговых предприятий и они <...> не усилили торговли нашей в Азии согласно намерению правительства, напротив того персидский уже прежде распространенный торг приведен был отдачею в компанию в тесные границы". Кто-то, касаясь более широкого вопроса, а именно слабости позиций отечественных купцов во внешней торговле России, также объяснял ее отсутствием у них крупных капиталов, необходимых коммерческих знаний, культурной отсталостью вообще, слабым развитием русского торгового флота, недостатком хорошо подготовленных экипажей для торговых судов.  Многие отмечают, что ставка на монополию торговли была огромной ошибкой российского правительства.

Но надо также отметить, что неблагоприятные внешнеполитические условия того времени, не способствовали росту торговли в принципе.  Но сводить все к этому было бы не правильно.  Едва ли не большую роль в неудачи компаний сыграли внутренние факторы. Монополии, откупа, подряды сковывали частную инициативу и предпринимательство в промышленности и торговле, не отвечали потребностям экономического развития страны в условиях роста буржуазных отношений. Российское купечество в массе своей выступало за свободу торгово-промышленной деятельности. Его борьба против монополий и подрядов была борьбой "за создание равенства шансов для буржуазных конкурентов". Она оказывала определенное воздействие на экономическую политику правительства, которое не могло игнорировать интересы купечества и промышленников.

Компании были задуманы на новых акционерных началах. Но этот принцип не был последовательно осуществлен, и они являлись акционерными обществами только формально. Компании 50-х годов объединяли капиталы только нескольких купцов-учредителей, а не большого числа держателей акций, как это характерно для буржуазных акционерных обществ. Попытки основателей компаний распространить акции среди русских и армянских купцов, привлечь их к участию в торговых операциях  успеха не имели. В этом отказе нашли недовольство купечества введением монополии на торговлю с восточными странами и недоверие в кредитоспособности учредителей компании.

Так что, вряд ли можно рассматривать компании, основанные в середине XVIII века как буржуазные акционерные общества, которым присуща капиталистическая организация торговли. Буржуазный характер носила, скорее, борьба российского купечества против монополий, предоставленных компаниям. Отличием же этих компаний от тех, что возникали ранее в среде купечества, было учреждение их правительством России. Они получили тем самым особый статус и привилегии.

Опят создания трех торговых компаний для восточной торговли в 50-х годах был единственным во второй половине XVIII столетия.

 

Источники:

1. Юхт А.И. Торговля с восточными странами и внутренний рынок России (20-60-е годы XVIII века) - М.: ИРИ, 1994

2. Семенов А. В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVII-го столетия по 1858 год  - Санкт-Петербург: тип. И.И. Глазунова и К°, 1859

3. Фирсов Н.Н. Правительство и общество в их отношениях к внешней торговле России в царствование императрицы Екатерины II: Очерки из истории торговой политики. - Казань: Тип. Императорского Университета, 1902.         

4. Куканова Н. Г. Очерки по истории русско-иранских торговых отношений в XVII - первой половине XIX века. - Саранск: Морд. гос. изд-во, 1977.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/