30.07.2019

Сибирский торговый путь от Москвы через Урал и Сибирь в Забайкалье, на Камчатку, Чукотку

Сибирский торговый путь от Москвы через Урал и Сибирь в Забайкалье, на Камчатку, Чукотку

В период становления Русского царства его владения сильно увеличились в размерах, началась колонизация Сибири. Расширение границ Московского княжества в Сибирских землях связано главным образом с тем, что был нанесен сокрушительный удар по Золотой Орде и была взята Казань. Одновременно шла колонизация пермских территорий. Активно ассимилировались коми-зыряне на севере и мордва на южных рубежах.

Русские во времена Ивана Грозного построили мощную базу для дальнейшего продвижения за территорию восточнее Урала. Основным периодом колонизации сибирских земель русскими можно считать конец XVI века и весь XVII век. За Уралом колонисты столкнулось с Сибирским царством хана Кучума, достигшем  значительных успехов в укреплении своего государства. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала и угрожали русским поселениям. Предприниматели в лице Строгановых вынуждены были решать вопрос о защите своих уральских городков. Энергичная деятельность семьи Строгановых  была символом русского предпринимательства в московский период. Купеческие корни Строгановых - в торговых землях Великого Новгорода и Великого Устюга. Уже в XV веке они обладали крупными капиталами. Аника Федорович Строганов (годы жизни  1497 - 1569), пожалуй, самый знаменитый в их роду продолжил и развил дело, доставшееся ему от деда и отца. Именно он в 1557 году доложил царю Ивану IV о выгодности торгового и экономического освоения Урала. 

Иногда складывается впечатление, что история Сибири начинается только с конца XVI века, когда обосновались на Урале купцы и промышленники Строгановы, когда разгромили орды сибирского царя Кучума легендарные ватаги Ермака Тимофеевича. Но с незапамятных времен ходили россияне за каменный пояс Урала на северные сибирские просторы.  По их «чертежам и сказкам» узнавали про далекие суровые и дивные края новгородские и московские дьяки, князья, воеводы и купцы. Еще в XI веке в сказаниях о «Господине Великом Новгороде»  описывались походы княжеских дружин в Зауралье для вольной охоты и торговли. Сказочно богата  драгоценной пушниной была бескрайняя сибирская тайга. Могучие  реки были полны рыбой. Горы казались золотыми да серебряными. Все эти несметные богатства издавна влекли к себе отчаянных, деятельных и решительных людей из казачьей вольницы, нищенствовавших крестьян,   купцов   и   промышленников. Одни, бросая родные деревни, находили счастье в диких привольных краях и жили охотой да рыбалкой. Другие - первопроходцы широкого размаха - налаживали в суровых землях промыслы, пахали землю, разводили скот, вели торговлю.  Все они шли за Уральский Камень  вековой тайгой и звериными тропами. Чтобы не сбиться с дороги и не заблудиться на обратном пути, оставляли топорами метки на деревьях — затесы. Так «Сибирским тесом» и звали дороги и тропы через Уральские горы.

С Сибирского теса и начинается Великий Сибирский путь. Одни в ветхих лодчонках забирались по притокам могучих рек в непроходимые таежные чащобы. Другие на быстроходных, однопалубных, парусных  промысловых судах шли северными морями, ставили зимовья в устьях Оби, Енисея, Лены, Индигирки и Колымы. Затем поднимались против течения полноводных рек в их верховья, переваливали через водоразделы и достигали берегов Байкала, Амура,  выходили на побережье Охотского моря. Первые пути за Урал прокладывались по северу потому, что южнее раскинулось Казанское ханство, которое надежно загораживало более удобные подступы к неведомым землям. По всему легендарному Сибирскому тесу закладывались крепости, возникали зимовья, а за ними — поселки и привольные сибирские села. Вблизи волоков через водоразделы речных систем, на северных тропах землепроходцев строились остроги. Располагались они, как правило, в местах слияния рек, в глухих горных ущельях или в широких долинах, где сама природа защищала  от случайных вражьих набегов .

Первые тропы быстро стали превращаться  в караванные пути. Для перевозки грузов стали пользоваться вьючными лошадьми и даже верблюдами. За землепроходцами двинулись в Сибирь вольные люди. Они обживали новые места, собирали обильные урожаи, разводили скот, налаживали промыслы. Приволье и богатства манили к себе все больше и больше переселенцев, не боявшихся великих трудностей и опасностей, повсеместно встречавшихся на длинном пути. Уже в XVI веке возникла необходимость обеспечить регулярное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком. Но только в 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска, а через Якутск — на Камчатку. Пользовались гужевыми дорогами, вьючными тропами, а в период короткого северного лета плыли по рекам.

Сибирский путь шел водой из Москвы через Коломну и Муром до Нижнего Новгорода. Далее по Волге до Казани и по Каме до Соликамска.

Остановимся в некоторых средневековых городах.

МУРОМ расположен на высоком левом берегу реки Оки. Первое письменное упоминание о Муроме даёт "Повесть временных лет": "... в лето 6370 (862)... И по тем городам... перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте (Полоцке) кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома...". Муром был крайним восточным форпостом Руси и располагался на перепутье торговых путей. Киевский князь Владимир завещал Муром своему сыну Глебу. Затем Муром переходит Ярославу Мудрому, а тот в 1054 году передаёт его сыну Святославу. Со временем город делается всё более важным торговым центром. Став владением черниговских князей, он превращается в столицу Муромо-Рязанского княжества. В середине XII века из-за междоусобицы между Ярославичами княжество разделилось на два, и Мурому пришлось искать покровительства князей владимирских. В 1237 году город был разгромлен батыем. За полвека Муром трижды разорялся татарами. В 1392 году Василий I, сын Дмитрия Донского, присоединил Муром к Московскому княжеству. Имея выгодное местоположение по реке Оке, Муром оставался важным торговым городом. Сюда приезжали купцы из разных русских городов, греческие торговые гости из Тавриды. Булгары, жившие по берегам Волги и Камы, привозили сюда разнообразные товары с Востока. С потерей самостоятельности Рязанского княжества в начале XVI века Муром начинает играть особую роль в политике Московского государства. В XVII веке началось бурное строительство каменных храмов на пожертвования разбогатевших муромских купцов, которые активно торговали далеко за пределами своей земли, добирались до Сибири и до Каспия. Но было это уже после окончания Смутного времени, череды неурожаев, голода, эпидемий и боев с поляками и литовцами. С наступлением мира и продвижением границ Руси далеко на восток в Муроме начала бурно развиваться торговля: город расцвел. Стратегически он уже не имел былого значения, но оставался важным торговым центром, который славился ремесленниками. К середине XVII века высокого уровня достигло здесь кузнечное ремесло: «Кузнецы делали в Муроме по домам 1 000 стволов мушкетных из тульского железа... да... 600 копий железных... да 70 бердышей». Известны были муромские мастера и своими замками, ключами, дверными ручками. Жители города славились своим умением выделывать кожи. С XVII векав Муром — центр ремесел и торговли.

 СОЛИКАМСК  расположен у левых притоков Камы - рек Усолки и Боровой. Основание Соли Камской, ставшей затем знаменитой благодаря богатым соляным промыслам, было положено в 1430 году. Первоначально город назывался в летописи Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, а с XVII века Соль Камская. Выходцы из Вологды купцы Калинниковы организовали выварку соли сначала на реке Боровице, но в связи со слабой концентрацией получаемого там соляного рассола, перенесли свое несложное промысловое оборудование южнее, на берег Усолки. Там и залегание соляных пластов было менее глубоким и крепость рассола значительно выше. Так в конце XV века  на Усолке и образовался небольшой, промысловый поселок. Сооружения промыслов — трубы, башни над ними, лари для хранения рассола, варницы, амбары — были первыми постройками нового поселения. В 1472 году земли в верховьях Камы вместе с Пермью Великой присоединяются к Великому княжеству Московскому. А с окончательным присоединением к нему Сибири и усиленным заселением Северного и Среднего Урала увеличивается  и количество соликамских жителей.  Рост соледобывающей промышленности в Камском Усолье все более и более повышает экономическое значение города. Особое влияние на его развитие оказывает открытая Бабиновская дорога, названная за ее значимость - "Государевой  дорогой". Она превратила Соль Камскую в главный перевалочный пункт перед Уральским хребтом. В ней появляются ямщики, проводящие караваны в Верхотурье и обратно, она становится важным транспортным узлом на "Государевой  дороге". В 1614 году московское правительство дает даже распоряжение воеводе близлежащей Чердыни произвести ремонт Соликамских укреплений, чтобы "воровские люди ... городу  дурна какого не учинили".  Город становится центром русско-сибирских торговых связей. Участвуют соликамцы и в западноевропейской торговле. Через Сольвычегодскую, Великоустюжскую и Архангельскую ярмарки они продают в Англию меха, воск, кожи, сало, скупая их в окружающих районах, и получают из-за границы атлас, бархат, шелк, письменные принадлежности, лекарства, вина, драгоценные камни, изделия из золота, серебра и других металлов. В связи с потребностями соляных промыслов в Соликамске появляется также много кузниц и формируется мелкая металлообрабатывающая промышленность. В районе Прикамья это был самый значительный торгово-промышленный город. Его экономическое значение выходило далеко за пределы Урала. Соликамск по числу дворов уступал тогда только Устюгу Великому, Хлынову, Каргополю и Холмогорам — весьма крупным поморским городам начала XVII века. Развиваются различные ремесла, расширяется ассортимент и растет качество ремесленной продукции. От работы на дому ремесленники переходят к работе на рынок. Усиливаются хозяйственные и культурные связи между областями, способствующие процессу складывания всероссийского рынка. Появляются мастерские с применением наемного труда. По всей территории государства идут поиски железных, медных, золотых и серебряных руд. Делаются попытки их промышленного использования. На далекой северной Каме выдает продукцию первый в стране медеплавильный Пыскорский завод, основанный в 1640 году. В обрабатывающей и добывающей промышленности возникают крупные мануфактуры, среди которых видное место занимают соледобывающие предприятия. На промышленное развитие города не влияли и страшные пожары. Пожары были следствием не только отсутствия элементарных противопожарных условий при выварке соли, но и умышленных поджогов. Часто это была либо месть доведенных до отчаяния работных людей, либо способ борьбы с конкуренцией солепромышленников. Были такие, кто не брезговал  никакими средствами для нанесения ущерба своим деловым соперникам.

В конце XVII века Соль Камская достигла зенита торгово-промышленного развития. Город играл ведущую роль в жизни Урала, являясь транзитным торговым, таможенным, военно-административным и религиозным центром. Однако во второй половине XVIII века солеваренная промышленность Соли Камской, столь развившаяся к концу XVII века, уже не играла значительной роли в экономике города. С начала XVIII века, в связи с введением казенной монополии на соль в 1705 году и изменением условий ее производства и сбыта, удельный вес Соликамской солеваренной промышленности начал быстро снижаться. Резкому сокращению местного солеварения способствовал также рост добычи самоосадочной соли открытым способом в Поволжье. С появлением нового сибирского пути, Соликамск к концу XVIII века теряет также значение и торгового центра. Он оказывается в стороне от этого пути. 

ЧЕРДЫНЬ - город расположен в глубине таежных лесов в Северном Предуралье, на высоком правом берегу быстротечной Колвы. В далеком прошлом Чердынь нередко называли Пермью Великой, отождествляя ее с наименованием края. Считается, что в X-XII веках именно она и вела обширную торговлю с далекими землями — сперва с волжскими булгарами и Ираном, а позднее с Великим Новгородом и северными народами. Тогда город был будто бы торговым центром на пути, который соединяя бассейн Камы с бассейном Печоры, шел к Ледовитому океану и расположенной сравнительно недалеко от устья Печоры Новой Земле. Это находит отклик в почти забытом предании, согласно которому Чердынь славилась когда-то во всем крае, а ее купцы добирались до Каспийского моря на юге и «Скифского» (Ледовитого) океана на севере.

Вполне достоверные сведения о Чердыни относятся лишь ко второй половине XV века, времени объединения русских земель и сложения Русского централизованного государства. В ту пору Верхнее Прикамье стало привлекать особое внимание Ивана III.  В 1462 году сюда, в Пермь Великую, по Вятке и Каме, вместе с устюжанами, вологжанами и галичанами проникает и московская рать. Значение Чердыни сильно возросло во второй половине XVI века. В то время город превратился в важный перевалочный пункт перед Уральским хребтом, где останавливались на зимовку все двигавшиеся на восток караваны. Именно из Чердыни они волоком добирались весной до реки Лозьвы, а затем по руслам Тавды и Тобола сплавлялись к основанной в 1586 году Тюмени. Это способствовало росту населения Чердыни и увеличению ее территории. Тогда это был самый крайний город на востоке европейской части Русского государства и самый крупный населенный пункт в районе Прикамья.  Чердынь никогда не была богата солью. И в отличие от расположенного южнее Соликамска, она не играла видной роли в солеваренной промышленности края. Значительно сильнее в Чердыни были развиты землепашество, продуктовое скотоводство, рыбная ловля и торговля. Чердынцы вели ее не только с соседними вогулами и остяками, но и ездили с разными товарами к Тюменскому волоку. При этом торговые люди Чердыни ревниво охраняли свои права от наместничьих людей и всячески мешали другим купцам вести дела с вогулами и остяками, пока сами их не закончат.

На дальнейшую судьбу Чердыни сильно повлияло открытие новой  Бабиновой дороги.  Чердынь оказалась в стороне от этого более короткого сибирского пути и перестала играть роль перевалочного пункта перед грядой Уральских гор. Немного о Бабиновой дороге.

Понимая, что массовое проникновение в Сибирь и торговое сообщение с нею по такому пути будет очень затруднено, правительство в конце XVI века объявляет своеобразный конкурс среди желающих найти более короткую дорогу из Соликамска на Тобольск. Повезло крестьянину Соликамского уезда Артемию Бабинову, который от Соликамска предложил путь на верхнюю Туру и далее по Туре в Сибирь. Новая дорога была в 8 раз короче прежней. Существует предание, что выведал о новом пути Бабинов у местных жителей, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле  пещеры на аборигенов, справляющих свои языческие обряды. Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев. Так началась история одной из величайших в мировой истории дорог, с которой было положено начало освоению Сибири, превращению древней Руси в современную Россию. Новая дорога пошла от Соликамска на Тюмень уже не окружным маршрутом по руслам Камы и Вишеры через Чердынь, а  более коротким путем протяженностью  в 250 верст вместо 2000 прежних: через Уральский перевал к верховьям Туры и основанному на ней в 1598 году городу Верхотурье. Это сразу сократило сроки доставки грузов в Сибирь, достичь которой можно было уже за один навигационный сезон.

В награду Бабинов получил царскую грамоту на управление этой дорогой, освобождение от податей, то есть налоговые льготы, чтобы он ее обустроил и получал дивиденды за это. В официальных документах того времени он назывался "вождём сибирской дороги". С 1595 по 1597 год продолжалось строительство дороги: расчистка и прокладка мостов через встречающиеся реки и ручьи, строительство застав. В 1597 году старое капище переименовали в Верхотурье и начали строить город, посадили там воеводу. Получается, что это русская платная дорога 17 века, отданная частнику в концессию. Новую сибирскую дорогу в народе так и назовут - Бабиновский тракт. 200 лет Бабиновский тракт прослужил главным путем в Сибирь. Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамске. Теперь от Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья.

В 1735 году была построена дорога на Екатеринбург и Бабиновский тракт утратил свое значение. А в 1763 году ее и вовсе закрыли.

ВЕРХОТУРЬЕ - город расположен в северной части восточного склона Среднего Урала, на левом высоком и скалистом берегу реки Тура (бассейн Оби).  Основан на месте мансийского поселения Неромкарр в 1598 г. как острог в связи с открытием Бабиновской дороги - нового пути в Сибирь по реке Тура. Остатки Государевой дороги сегодня хорошо прослеживаются в окрестностях Верхотурья и в отдалении от города. В самом Верхотурье почувствовать Бабиновку можно, проехав по улице Малышева. С этой улицы открывается изумительный вид на знаменитую мужскую обитель. Здесь в Никольском мужском монастыре, основанном в 1604 году, находятся мощи верхотурского чудотворца Св. Симеона Праведного, небесного заступника уральской земли.

С 1601 в Верхотурье действовала таможня, проезд в Сибирь другим путём был воспрещён.  Развитие города замедлилось с отменой таможни и закрытие в 1763 г. Верхотурского тракта. В Верхотурье развивались промыслы: бочарный, хмелевой, кожевенный, охотничий.

От Верхотурья снова водой  по рекам Тура, Иртыш, Обь до Нарыма. Из зимовий и крепостей, выстроенных на постоянных торговых путях, на берегах могучих рек быстро вырастали города. Многие из них стали крупнейшими городами страны.

Продолжим делать остановки лишь в некоторых. В 1586 году была основана Тюмень на реке Туре, в 1587 году Тобольск, ставший впоследствии центром освоения Сибири,  в 1604 году - Томск. Колонисты продвигались все дальше на восток. Новые города привлекали поселенцев. Ими часто были казаки, которые получали на льготных условиях землю и право заниматься хлебопашеством, а при необходимости продолжали ставшее привычным освоение новых территорий. Экономическое освоение бескрайних пространств и их вооруженная защита в интересах России стали функцией вольнолюбивого казачества как сословия. За казаками приходили купцы и церковь, которая стремилась, и небезуспешно, обратить инородцев в православную веру и способствовала установлению дружеских взаимоотношений между переселенцами и коренным населением.

ТЮМЕНЬ - расположена на юге западной Сибири, на берегу реки Туры, левом притоке Тобола. В 1586 году было начато строительство Тюменского острога, ставшего первым русским городом в Сибири. Благодаря своему выгодному географическому положению, Тюменский острог, ставший форпостом освоения необжитых восточных и северных земель и находившейся на древних торговых путях между Европой и Азией, в скором времени превратился в важный центр транзитной торговли. Во многом этому способствовал указ царя Федора Ивановича, разрешивший бухарским и ногайским купцам вести беспошлинную торговлю в Тюмени. Уже в конце XVI века за рекой Турой, напротив острога образовалась Бухарская слобода.  XVIII век ознаменовался началом каменного строительства в Тюмени. В 1700 году на берегу Туры были заложены каменные амбары для хранения городской казны с Благовещенской церковью над ними.

ТОБОЛЬСК расположен в центральной части Западной Сибири в месте слияния двух крупных рек — Тобола и Иртыша, где течение Иртыша резко меняет своё направление с субширотного (с востока на запад) на субмеридиональное (с юга на север) . С момента основания и до середины XVIII века это ставило город в узле важнейших речных магистралей Сибири.

Тобольск основан летом 1587 года  на древнем важнейшем пути из европейской России в Сибирь.  По преданию Тобольск основан в праздник Св. Троицы недалеко от места, возле которого высадились воины Ермака во время знаменитой битвы, решившей вопрос о присоединении Сибирского ханства к России. Поставили град Тобольск  при царе Федоре Иоанновиче. Первой городской постройкой стала Троицкая церковь, а мыс был назван Троицкий. В 1590 году Тобольск становится столицей Сибири. Через Тобольск не только Россия, но и весь европейский мир открывали дорогу на Восток, куда стремились по океанам корабли голландцев, англичан, португальцев. Через Тобольск проходили торговые пути из европейской части России в Китай и Среднюю Азию. Купцы из Великого Устюга, Вятки, Казани и Москвы были частыми гостями Тобольска. Бухарцы и хивинцы доставляли в Сибирь шелковые, бумажные и шерстяные ткани, разноцветную парчу, сушеные фрукты, мерлушку-войлок. В 1708 году, согласно реформе Петра Первого, Тобольск стал административным центром громадной Сибирской губернии, включавшей Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Пушные богатства Сибири определяли ее значение для русской торговли. В конце XVII — начале XVIII веков русские купцы ввозили в Сибирь хлеб, холсты, юфть, кожевенные изделия, оружие, вывозили меха, а потом и китайские товары. Торговали преимущественно московские гости через своих приказчиков. В Верхотурье была установлена таможня для проверки товаров и взимания пошлин, здесь же проходили торги. Неподалеку, в Ирбитской Слободе, в первой половине XVII в. возникла ярмарка. Поначалу правительство просто не знало об этой ярмарке и она   привлекала туда купцов возможность беспошлинной торговли. Очень быстро росла и вскоре стала важным торговым центром. В 1649 году она уже была широко известна как одна из наиболее крупных в России.  Только в 1687 году здесь начали действовать принятые в России правила торговли, но это не повредило ярмарке, поскольку к тому времени она уже приобрела известность.

ИРБИТ  расположен на правом берегу реки Ницы при впадении в нее реки Ирбит. Его история начинается в 1631 году, когда возникла Ирбитская слобода. Уже вскоре после своего основания Ирбит прославился на всю страну своей ярмаркой. Ярмарка проводилась ежегодно, длилась один месяц - с 1 февраля по 1 марта и просуществовала почти три века. На ярмарку съезжались тысячи купцов со всей страны и других государств.  Здесь можно было увидеть немцев, французов и англичан, жителей Китая, Монголии и Персии. В это время население Ирбита увеличивалось в 10-15 раз! Купцы обменивались товарами из Европы и Азии. На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка. Все помещения Ирбита на один-два месяца были заняты квартирантами. Здесь вращались огромные суммы. Оборот ярмарки достигал 60 миллионов рублей. В остальное время года Ирбит был обычным тихим провинциальным населенным пунктом. Когда построили Транссибирскую железную дорогу,  Ирбитская ярмарка оказалась в стороне и стала гаснуть.

Из Тобольска торговый путь шел в Восточную Сибирь и к китайской границе по Иртышу, Оби и Кети до Нарыма и Маковского острога, а оттуда — 80-верстным волоком до Енисейска и далее по Енисею и Ангаре до впадения в нее Илима. Илим - правый приток  Ангары. Бассейн реки обеспечивает кратчайший путь от  Ангары  в бассейн реки Лена,  что активно использовалось в XVI - XIX веках. Так называемый Ленский волок проходил от Илима к притокам Лены рекам Мука, Купа, Кута и активно применялся для транспортных связей с Якутией. Там, где Илим впадает в Ангару находился Илимский острог, от которого и начинался  волок. На Ленском волоке находились таможня, гостиный двор, склады, зимовья, постоялые дворы и гарнизон служилых людей. Это был главный пункт торговли с якутами. После основания Якутска в 1632 году торговали и в нем. Коммерсанты продвигались и далее, скупая пушнину и осваивая новые территории.

ИЛИМСК (Илимский острог) - был основан на реке Илим, правого притока Ангары, в 1630 году. Слово  "илим" на якутском языке - "рыболовная сеть". Официально прекратил существование в связи с затоплением в 1975 году при строительстве Ангарского каскада ГЭС. Вблизи Илимского острога начинался Ленский волок. В Илимске проходил крупный торг. Был построен гостиный двор, таможня, постоялые дворы, амбары. Основные товары: хлеб, пушнина, лес. Плавание от Енисейска до Илима продолжлось около 60 дней из-за большого количества порогов. В Илимске товары перегружали на подводы, и по Ленскому волоку за один день перевозили до реки Муки. По реке Муке доплывали до реки Купы, и далее до Лены. По берегам Муки и Купы стояли селения, жители которых занимались строительством речных судов. В Илимске возникло крупное плотбище, где изготовлялись дощаники, кочи и лодки для отправки грузов в Якутию. В конце ХVII - начале ХVIII века на "судовых работах" было занято 28 плотников, набранных из служилых, промышленных, гулящих людей и пашенных крестьян. За сто лет с середины ХVII века на илимских и ленских плотбищах было построено от 600 до 700 различных речных судов.

ЯКУТСК - расположен в равнинной местности на левом берегу реки Лены, в среднем ее течении.

История Якутска берет начало в 1632 году, когда отряд енисейских казаков под командованием Петра Бекетова основал Ленский острог на правом берегу Лены примерно в семидесяти километрах вниз по течению от сегодняшнего города. Развивалась торговля. Местные жители обменивали пушнину, рыбу, мясо и сала на российские товары. В 80-х годах XVII века к западу от острога была заложена деревянная крепость. В 1708-м этот населенный пункт был возведен в степень города и получил название Якутск, войдя в состав Сибирской губернии.

Говоря о купцах хочется заметить, что скорее всего они проникли на Лену, раньше казаков. Кроме промышленников в смысле промышляющих ловлей зверя. прибывали и промышленники в значении "торгово-промышленных" элементов. Это - приказчики крупных купцов и мелкие торговцы  Этот элемент составлял главное ядро населения Якутска.  Богатства Сибири были причиной усиленного притока в города и остроги торгово-промышленных людей. Оседая в них, они образовывали посады и слободы. В посадах по преимуществу жили торговые люди, а в слободах — промышленники и ремесленники. Позднее из этих элементов выросли якутское местное купечество и мещане. Богатства Якутского края привлекали из российских и сибирских городов купцов и приказчиков, которые заводили на Лене торговлю. Одни из них окончательно оседали в Якутске, входя в состав местного городского купеческого сословия, другие числились в качестве иногородних «гостей» и купцов. В XVIII и первой половине XIX столетий значительная часть якутского купечества состояла из выходцев северных губерний Европейской России. Они развили свою коммерческую деятельность по всему краю. Якутск служил им главной конторой и складом. Отсюда они выезжали в округа и на местах имели своих приказчиков или доверенных. Почти все купцы Якутска главные свои прибыли извлекали из торговых оборотов по округам. Барыши, конечно, были немалые. На местах объектами купеческого интереса были всевозможная пушнина, мамонтовая кость, моржовый зуб и продукты местного производства — мясо, масло и прочее.

После основания Якутска русская колонизация продолжилась по двум направлением. Первое - на северо-восток: на реки Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, на Чукотский полуостров  и полуостров Камчатку. Это движение возглавили выдающиеся путешественники Семен Дежнев, Федот Алексеев, Михаил Стадухин. Другое - к Охотскому побережью и к Амуру. В середине XVII века землепроходцы выступили под началом Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Экспедиции русских путешественников едва ли стали бы возможны без предпринимательского интереса и капиталов русских торговых людей. Так, снаряжение похода Федота Алексеева и Семена Дежнева обеспечил богатый московский купец Алексей Усов, который уже разворачивал торговлю на Урале, в Енисейске, Якутске. В экспедиции Василия Пояркова принимали участие несколько десятков предпринимателей. В результате были оценены богатства Амурского края и составлен "чертеж реки Амур". 

Уже после всех этих открытий в 1654 году царь Алексей Федорович  направил в Китай  посольство, предпринявшее усилия по установлению дипломатических и торговых отношений. В 1689 году был подписан первый русско-китайский договор, получивший название Нерчинский. Он положил начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. Вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей.

НЕРЧИНСК расположен на левом берегу реки Нерча, в 7 км от её впадения в Шилку (бассейн Амура). Историческое название Забайкалья  - Даурская земля. Даурская земля привлекала землепроходцев слухами о серебре, а не только как ворота на Амур и океан. Искать серебро! Таков был непременный наказ правительства организаторам казачьих экспедиций. Ведь своего серебра Россия тогда не имела. Легенды о том, что в Забайкалье есть серебряные руды, подтверждали тунгусы при выплате ясака. Нерчинск, первое название Шилский острог, основан в 50-х годах XVI века казаками в самых глубинках Сибири. Город положил начало установлению торговых и дипломатических связей с государствами Центральной и Восточной Азии. В 1666 году в Нерчинске появились китайцы. Они приехали вначале «для знакомства». Первый торговый караван четырех китайских купцов пришел в Нерчинск в 1670 году, потом было еще два каравана – 13 и 35 купцов. В Нерчинск   отправляли  семейства "церковных раскольников" и "мятежников", которым смертная казнь была заменена ссылкой в Даурию. Первый нерчинский воевода  усиленно насаждал земледелие и ссыльных крестьян селил на пашню. Опытные посевы хлебов оказались удачными, кроме овса.

Занимая выгодное место на путях сообщения с Китаем и Амуром, Нерчинск превратился в торговый центр Забайкалья. В 1675 году здесь насчитывалось до 60 казачьих дворов, около 200 служилых людей и несколько десятков "промышленников", в основном – охотников. В том же году через Нерчинск отправился в Китай первый русский торговый караван.  После ряда столкновений между казаками и китайцами начались переговоры о границах государств. И в 1689 году был подписан договор о границе и торговле, известный под названием Нерчинского. Это был первый политический акт, создавший благоприятные условия для развития экономических и культурных связей России с Китаем. Нерчинск объявили городом.  Первые нерчинские приказчики и воеводы  энергично развивали земледелие, промыслы и торговлю, всеми силами способствовали сближению России с Китаем. Нерчинск был главным пунктом русско-китайской торговли. С 1708 года здесь ко многим караванам с казенной рухлядью охотно присоединялись купцы из Сольвычегодска, Иркутска, Енисейска, Тобольска, Ирбита, Вятки, Ярославля, Москвы и даже с Украины.

После 1728 года  Нерчинскую таможню перевели на границу. За Нерчинском сохранилась роль административного и культурного центра Забайкалья.

Начало колонизации Сибири ускорило процесс становления рыночных отношений, привело к росту китайского импорта и возникновению новых рынков сбыта  кустарной промышленности центральной части страны. Это была большая заявка на мировое лидерство, экономическая и политическая, сделанная энергией русского народа. История Сибирского торгового пути - это история самого становления Русского Царства, развернутая не столько во временной вертикали, сколько в горизонтах пространства. Это  - сам характер русского человека, предприимчивого, открытого, мужественного и свободолюбивого до отчаяния. "Эта бесшабашная отвага русского человека браться с легким сердцем за дело, о котором не имеет ни малейшего понятия, — явление слишком известное и часто встречающееся во всех сферах отечественной деятельности" - так в 1886 году написал в своем очерке " В далекие края" русский писатель Станюкевич. В основу написания очерка были положены впечатления от вынужденного путешествия в Томск.

Источники:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907 гг.

2. Большая Советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.

3. Костомаров Н.И. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб: Н. Тиблен, 1862. 

4. Орлов А. С. Основы курса истории России - М.: Простор, 2008.

5. География России : Энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин. - М. : Большая рос. энцикл., 1998.

6. Казимиров В.Н. Великий Сибирский путь. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1984.

7. Шерстобоев В. Н.. Илимская пашня. 1 и 2 том. - Иркутск : Иркут. обл. гос. изд-во, 1949.

8. Косточкин В. Чердынь. Соликамск. Усолье. - М.: Стройиздат, 1988

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/