Об участии православных предпринимателей в церковной жизни своих городов и весей
Павел Федорович Вистенгоф - литератор, автор "Очерков московской жизни" - описывая в 1842 году церковные торжества в дни праздников, говорил просто – это надо видеть!
Они оказывают высокое, чудное и необъяснимое действие на душу: "Станьте на Красной площади, на которую смотрит Кремль с своих гордых башен; вы увидите, как предшествуемое жандармами, усердное наше купечество выносит из Спасских ворот большие местные образа и чудотворные иконы - эти архистратиги Москвы, к которым всегда с верою прибегают ее жители, моля о защите от тяжкого глада, недуга и меча неприятельского. За ними видите полки духовенства, облаченного в золотые ризы, а в конце шествия знаменитого архипастыря, осененного хоругвями ... раздается радостный звон во всех церквах".
Купечеством Замоскворечья издавна праздник Донской Божией Матери считался местным Якиманским праздником, благодаря крестному ходу, который совершается из Кремля в Донской монастырь и проходил всегда по Большой Якиманке мимо богатых купеческих особняков. В хорошую погоду это торжество привлекало множество народа и представляло любопытное и красивое зрелище. С раннего утра по улице было заметно необычное движение, по мостовой по-праздничному был разбросан можжевельник.
Из всех церемониалов москвичи, действительно, особенно любили крестный ход, чему есть множество литературных свидетельств. Это всегда сопровождалось единым вдохновенным чувством к Богу. Но любили крестные ходы и в провинциальной России.
Вот, например, Рыбинск. Согласно уставу, рыбинское общество хоругвеносцев находилось под покровительством архиепископа Ярославского и ростовского, который утверждал все постановления общества. Общество организовалось при Спасо-Преображенском соборе и именовалось в честь одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви - Серафима Саровского, рожденного в городе Курске, в семье богатого и очень благочестивого купца Исидора Мошнина. Учредителями Рыбинского общества Хоругвеносцев стали купцы Ф.А.Кругликов, И.М.Матвеев и И.И.Соловьев. Все они были благочестивыми людьми, крупными благотворителями и много жертвовали на храмы. Так, например, в 1894 году И.И.Соловьев передал в церковь села Покров Рыбинского уезда облигацию 5-процентного займа. Проценты с облигации шли в пользу священнослужителей, но с условием: в каждое воскресенье после литургии перед иконой Казанской Божией Матери должен совершаться молебен о здравии жертвователя. 500-рублевый билет государственной 4-процентной ренты И.И.Соловьев пожертвовал в Покровскую церковь для вечного поминовения российских императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.
В среде купцов и промышленников богомолье было частым делом. Николай Вишняков (1844 - 1927), один из представителей династии крупного бизнеса ХIХ века, которые держали золотоканительную фабрику еще с конца ХVIII века, вспоминал о своем детстве: "Без отца выезжали на богомолье куда-нибудь недалеко. С богомолья привозились целые короба с просвирами для рассылки родным, которые со своей стороны и нас не забывали. Мне лично памятно, как после поездки в Троице у нас разбирались массами просвиры, завертывались в чистую писчую бумагу, запечатывались сургучом и, по написании имен, рассылались по домам". Кроме богомолья к Троице, вспоминают дети и поездки в Берлюковскую и Екатерининскую пустынь.
Иван Васильевич Прохоров (1794—1848) - старший сын основателя текстильной мануфактуры, неоднократно в течение года покидал Москву, чтобы уехать на богомолье в какую-нибудь обитель. В его биографии, составленной по поручению Правления Трехгорной мануфактуры, упомянуты обители в Киеве, в Воронеже, Лавра Сергия Радонежского, а также места, связанные с именем Саввы Звенигородского. Среди его записей домашних расходов значатся значительные расходы на поездки к святым местам.
Об интересном обычае упоминает И.А. Слонов – московский предприниматель конца XIX века, начавший в 10 лет свою самостоятельную жизнь с простого башмачника: любили купцы, особенно замоскворецкие, в праздник Благовещение выпускать на свободу пернатых пленников. Ехали на базар, где в этот день был особенно большой торг, сотнями покупали пташек и выпускали их на свободу .
По почину купечества ежегодно проходил ряд крестных ходов и общественных молебнов: на Красной площади в Торговых рядах, в купеческой управе на Ильинке и других местах, имеющих отношение к хозяйственно-экономической деятельности предпринимателей. Начиная с 1875 года в помещении Московской Биржи также ежегодно проходил молебен. Это происходило 8 ноября или, сообразно удобству, в следующий затем день На такие величавые и праздничные молебны приносили особые святыни.
Нижегородская ярмарка или Макарьевская, как по старой привычке чаще называли ее, была капитальным событием года в хозяйственно - экономической жизни русского предпринимательского сословия. В нем соединены были не только торговые, но и хозяйственные интересы: на ярмарке закупалась масса предметов для дома, а так же и предметов роскоши. Она продолжалась более трех месяцев и для каждого из купцов начиналась уже тогда, когда каждый из них перед отъездом отслуживал молебен в своем доме, испрашивая у Бога покровительства. По приезду в Нижний Новгород, каждый обязательно служил молебен в специально построенной на территории ярмарки часовни, куда специально для этого из Макарьева на все дни работы ярмарки приносилась монастырская икона преподобного Макария. Часовня внутри бывала "залита огнями горящих свечей перед иконою св. Макария, еще за несколько дней прибывшей сюда из своей далекой, давно запустевшей, забытой, славной прошлым обители".
Сыновья купца Вишнякова Петра Михайловича (1781 - 1847), рано начавшие помогать отцу в торговых делах, об этом вспоминают так: "Но вот приехали на ярмарку. Прежде, чем приступить к делу, надо помолиться. На следующий уже день после ранней обедни служится молебен Казанской Божьей Матери и преподобному чудотворцу Макарию. … в Москве одновременно с этим мать служит такой же молебен, к большому удовольствию отца. "Благодарю, - пишет он в 1827 году, - за твое усердие к Божьей Матери и преподобному чудотворцу Макарию. Дело хорошее! Богу молиться – вперед пригодиться."
На ярмарке обязательным был всеобщий молебен. Им она открывалась, им и заканчивалась. Молебну предшествовало торжественное богослужение и крестный ход. "Сверкают на солнце между деревьями хоругви, богатые ризы духовенства, мундиры, звезды, ленты губернской знати, все это движется по направлению к Главному дому, сопровождаемое несметной толпой праздного люда".
Говоря о церковной деятельности православных предпринимателей, нельзя не отметить активного участия торгово-промышленного сословия в жизни своих приходов. Хорошо известен факт, что, например, в Успенском соборе Кремля в конце XIX века старостой был владелец Товарищества Тверской мануфактуры Михаил Абрамович Морозов (1870 - 1903). В Архангельском соборе Кремля - Дмитрий Иванович Филиппов (1855-1908), самый известный булочник-кондитер России. Много и других примеров, ведь без купеческого попечительства не оставались и маленькие приходы. Купец Зборов, по воспоминаниям И.А. Слонова, был церковным старостой одной из церквей Замоскворечья и у него даже был свой хор певчих, состоящий из его же служащих. Раз в неделю приходил регент и в доме устраивались спевки. Жилов Александр Васильевич (1854 - 1909), представитель известнейшей и старинной купеческой семьи Рыбинска многие годы был старостой древнейшей церкви города Казанской Божией Матери, требовавшей о себе немало забот. И еще много подобных примеров родом из столицы и провинции можно привести. Преимущественно они демонстрируют, что на этом посту предприниматели соединяли глубокую веру, деловую сметку и огромные свои средства, расходуемые на поддержание храмов в достойном виде.
Хорошо известно деятельное участие купеческого сословие в попечительских советах. В фонде Архангельской духовной консистории есть документ от 14 марта 1910 года на имя Его Преосвещенства Михея, Епископа Архангельского и Холмогорского о мерах по "вспомоществовании бедным г. Онеги и уничтожении нищенства путем благотворительности приходского совета". Приходской совет представляет выработанные правила о помощи бедным приходским попечительством при онежском соборе и просит архиерея благословения и молитв для начала доброго дела. Председателем попечительства был известный в городе купец Мутовкин И.П. В правилах записано, что одной из главных обязанностей приходского попечительства является забота о помощи бедным г. Онеги. В подтверждение того, что существующий мудрый христианский обычай кормить нищих подачею милостыни не всегда достигает своей цели отмечается, как часто человек, действительно нуждающийся в помощи, стыдится протягивать руку за подаянием, в то время иной и может трудиться, но не хочет, надеясь на более легкую наживу - попрошайничество. Попечительство должно позаботиться об искоренении таких ненормальностей и предоставлять разумную помощь действительно нуждающимся, временную и постоянную, как то: выдача денег на квартиру, на одежду, предложение работы, устройство приютов и богодельни, смотря по средствам и обстоятельствам. Все жители города приглашались к разумной общественной помощи. Все богатые и бедные должны нести на добрые дела свою посильную лепту. У председателя попечительства были помощники, по числу городских участков в приходе. Ими также были известные и уважаемые купцы. В обязанности их входило не только забота о материальной помощи, но и о нравственной жизни прихожан.
Попечитель имеет у себя списки всех жертвователей и бедных, входит в положение бедных, принимает их просьбы и ходатайствует за них перед приходским советом.
Источники:
1. Москва в очерках 40-х годов ХIХ века. Сост.: А.Р.Андреев. - М.: Крафт+, 2004.
2. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде Вишняковых. – М.: Типография Г.Лисснера и Д.Собко, 1905.
3. А.Б.Козлов. Рыбинск: невыдуманные истории. - Рыбинск: Медиарост, 2013.
4. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799 - 1915. М., б.г.
5. Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы // Московская старина. – М.: Правда, 1989.
6. Порядок совершения молебствий, ежегодно бывающих в помещении Московской Биржи. - М.: Т-ва Кушнерев и Ко, 18937.
7. Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. - М.: Нижний Новгород: Издание Нижегородского ярмарочного купечества, 1917