О деловой и хозяйственной этике из первоисточников
В русской торгово-промышленной среде было много глубоко верующих предпринимателей. Их непоколебимое отношение к вере способствовало укреплению личной репутации.
"Господи благослови" - писали на деловых и бухгалтерских документах или просто в начале письма ставили крест, что означало испрашивание Божьего благословения, а затем уже шел текст.
В среде православных предпринимателей имел место словесный договор. Пример одного такого договора – начало Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Единственным свидетелем в этом случае был Господь Бог. Нарушение договора могло дорого стоить его участнику, ведь помимо религиозных мотивов имело место, как и встарь, "мнение добрых людей".
Успешный предприниматель, Василий Иванович Прохоров еще в конце XVII века начал свое дело с пивоваренного производства. Но оно противоречило его глубоко религиозному мировоззрению. Да и любимая его супруга Елена Никифоровна, часто с грустью говорила: "Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу желать, чтобы больше пил народ и через это разорялся". Как только представился случай, Василий Иванович сменил занятие. Были соединены прохоровские капиталы, помноженные на его безупречную репутацию и полное доверие в купеческой среде, и знания ситценабивного производства, которыми обладал второй основатель фабрики Резанов, не имеющий на тот момент ни средств, ни связей в торгово-промышленном мире. "В июле 1799 года они заключили словесный договор на устройство в Москве ситценабивной фабрики. Договор заключался в том, что они давали друг другу слово работать вместе пять лет. Девять частей прибыли делили пополам, а десятую – «Резанову за его знания и распоряжения." Дела пошли успешно.
После раздела предприятия отец и сын Прохоровы затеяли его обновление. С технической точки зрения все получилось, но денег на тканый полуфабрикат – миткаль, не хватило. Не смотря на безупречную репутацию старшего Прохорова, кредиты никто не давал - не верили в успех предприятия. А вот по несколько кусков "миткаля на пробу" в купеческих рядах Москвы Прохоровым дали многие. Народная мудрость гласит: "не имей сто рублей, а имей сто друзей". Успех превзошел все ожидания.
На поле бизнеса бывают и мели, и попутный ветер. Не раз Прохоровы, впрочем, как и многие честные русские предприниматели, оказывались в затруднительном положении и чаще всего из-за неграмотной экономической политики государства, которая ставила на грань разорения многие отечественные производства. И только взаимовыручка в среде православного сообщества спасала купцов и промышленников от полного разорения. Они уповали на Бога, следовали евангельским заповедям и верили, что все образумится по Его воле.
Николай Вишняков вспоминал, что его отец - Петр Михайлович, основатель золотоканительного производства - после долгой службы на фабриках своего дяди, приобретя огромный опыт и скопив некоторый капитал, наконец-то решился на открытие собственного дела. Но "он расстался с хозяевами так, как редко случается: они помнили его труды для них, а он помнил их хлеб-соль и науку. … Выступив в близкой с Алексеевыми специальности, - пишет сын о деловой этике отца – отец мой имел такт работать только такой товар, который самими Алексеевыми не изготовлялся, и, таким образом, его фабрика при полной самостоятельности сделалась чем-то вроде отделения большого промышленного и торгового дома Алексеевых. Не вступая никогда в конкуренцию с прежними хозяевами, отец избегал опасного пути для взаимных неудовольствий и до конца жизни остался с ними в отличных отношениях." Про дела свои Вишняков – старший говаривал: "Богу благодарение, что по сие число все хорошо, и впредь полагаюсь на помощь Божию, да сохранит Его святая десница!" В отношении к подчиненным Петр Михайлович был строг. Но сам, будучи прост и доступен, он всегда знал, чего следует требовать с подчиненных, как держать их в руках и не спускать не правильного поступка. Но люди уживались с ним легко и удерживались подолгу – это, конечно, говорит о многом.
В письмах семьи Крестовниковых, опубликованных в "Семейных хрониках" очень часто речь идет о повышении качества продукции, как основного условия успеха бизнеса, и разумной ценовой политике, может даже иногда и в ущерб личному доходу, о решении экологических проблем, связанных с производством.
Например, Крестовников Валентин Константинович в одном из писем братьям сообщает: " … Появляются жалобы на фитиль в наших свечах; он не сгорает, и потому свечи текут. Обращайте особенное внимание на фитиль; надо его тщательно чистить!" Письмо другого брата, Николая Константиновича, из Казани, где у семьи был бизнес, доносит до семьи следующую информацию: "<…> дело о сточной воде … усложнилось в следствии противодействия татарского населения, настаивающем на незамедлительном запечатании нашей спускной канавы, и чтобы до устройства новой на р. Волгу, обязать завод вывозить всю спускную воду в бочках в указанное начальством место. Просьба татар уважена и резолюция подписана губернатором."
Приведенные примеры - это небольшие штрихи к представлениям о деловой этике русского православного предпринимателя. Век XIX.
Источники:
1. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799 - 1915. М., б.г.
2. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде Вишняковых. Ч.2. – М.: Типография Г.Лисснера и Д.Собко, 1905.
3. Крестовников Н.К. Семейная хроника Крестовниковых. Кн. II – М.: Т-во скоропеч. А.А.Левинсон, 1904
Фотография из книги:
Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799 - 1915 (из фонда ПГИБ)