26.03.2018

Нужды города? Нет, своя рубашка ближе к телу

Нужды города? Нет, своя рубашка ближе к телу

В 1896 году, когда впервые в Архангельске заговорили о трамвае, запуск его сочли нецелесообразным.

С началом Первой мировой войны Архангельск вновь превратился из захолустья  в крупный морской порт. Резко возрос объем грузовых перевозок и тогда было принято решение о строительстве городской железной дороги.  Непосредственно этим вопросом занимался Городской голова Яков Иванович Лейцингер.

Он был человеком незаурядным. Сын швейцарского сыровара, он перебрался в Россию во второй половине 19 века. Начав с ученика фотографа в Вологде, он в 1881 году переезжает в Архангельск, покупает дом, пристраивает к нему большую веранду и организовывает хорошо оснащенный фотосалон. Несмотря на жесткую конкуренцию, дела его пошли в гору, видимо, потому, что этот человек имел не только талант фотохудожника, но и прекрасные организаторские способности. За свою жизнь он переизбирался на пост Городского головы Архангельска 4 раза - в 1903, 1906, 1909 и 1912 гг. При нем доходы в городскую казну увеличились вдвое, активизировалась работа различных попечительских, благотворительных обществ, членом которых был и Городской голова. При нем были проведены большие работы по благоустройству города: построены несколько школ, два приемных покоя и амбулатория, проложен водопровод. Именно он инициировал устройство городской электростанции и проведение трамвайной линии. Увы! Ему не суждено было дожить до выхода в путь первого городского трамвая. Кстати, самого-самого северного.

Инициатива городского головы получила свое завершение даже несмотря на то, что противники архангельского трамвая появились задолго до прокладки первых рельсов  на главном городском проспекте - Троицком. И причина тем возражениям была не общественно значимая - например, заботясь о людях: шум, грохот, загрязнение - а банальная материальная заинтересованность. Брат одного из богатейших купцов города - кстати, дипломированного инженера - Гласный городской Думы яростно выступал против технического прогресса. Причина была общеизвестна - они покровительствовали извозчичьему промыслу.  Безусловно, небескорыстно. Конечно, с появлением конкурента доходы извозчиков, а значит, и кормление в их карманы неизбежно и резко сократятся. И братья предпринимали все в их силах возможное, чтобы воспрепятствовать этому. Вот гневная тирада, произнесенная братом купца, гласным городской Думы на заседании "трамвайной" комиссии: "Трамвай не нужен Архангельску! Я не желаю, чтобы грязный рабочий, сидящий вместе со мной в трамвае, запачкал треской мой изящный костюм!". В ответ на такую аргументацию, в газете Архангельск от 17 апреля 1912 года был напечатан колкий фельетон "Трамвай и треска".

"Умный инженер целый день был сам не свой. Он всеми фибрами души чувствовал, что с трамваем надвигается беда. Во что бы то ни стало нужно придумать убивающий довод против трамвая, разом опрокидывающий все расчеты и соображения. Нужно найти какие-нибудь особые условия, препятствующие устройству трамвая в Архангельске. Такие условия, каких нет в других городах.

Мутный взор инженера, бродившего со своими мыслями по городу, блуждал во все стороны, стремясь усмотреть что-либо особенно отличающее архангельскую жизнь от жизни других городов. Но ничего не находил... В то время, как удрученный своею плохою изобретательностью инженер возвращался домой, кто-то мазнул чем-то мягким и мокрым ему по носу. И изящный нос почувствовал противный, но знакомый запах. Инженер оглянулся и его взор упал на грязного рабочего, несущего треску: "Треска! Родная треска! Ты выручила! Ведь в других городах нет трески!"

Инженер полез в карман за платком, чтобы обтереть нос, и обнаружил, что его костюм замаран той же треской. И взор его вновь просветлел: "А если заведут трамвай... тогда же каждый грязный рабочий будет марать мой изящный костюм треской! Эврика! Треска погубит трамвайный вопрос!.."

Когда на комиссии по окончании доклада о трамвае докладчик заявил, что в Архангельске нет условий, препятствующих устройству в нем трамвая, то инженер поднялся и воскликнул: "А треска!"

Собрание онемело. А инженер продолжил: "Разве я не имею права на то, чтобы грязный рабочий не пачкал в трамвае мой изящный костюм?.."

Публика была поражена изобретательным умом инженера и многие начали говорить о нем, как о кандидате в депутаты в 4-ю Государственную Думу..."

Источник: Михаил Лощилов. Противники появления трамвая в Архангельске || Правда Севера. 22.08.2003 г.

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/