04.04.2018

«Домострой» и жизнь предпринимателя

«Домострой» и жизнь предпринимателя

Литературное произведение "Домострой", датируемое XVI веком представляет собой свод правил и советов, определяющих хозяйственную жизнь русского человека. Окончательная его редакция принадлежит Сильвестру — православному священнику, писателю и политическому деятелю, духовнику Ивана Грозного.

Спустя два с лишним века русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, литературовед  Александр Николаевич Афанасьев писал: "Действительно "Домострой" был настольной книгой наших предков: он представляет сборник наставлений и правил, извлеченных из действительного быта и данных для жизни практической, как последнее слово современной мудрости. Как отвлечение от действительности, наставления и правила "Домостроя" носят на себе характер своего века; как возведение действительности в нравственное определение для всех и каждого, наставления и правила эти являются наиболее развитыми, наиболее совершенными. В образах доброго отца – хозяина, доброй матери-хозяйки, доброго мужа, доброй жены, добрых детей и добрых слуг - "Домострой"  рисует идеалы, как они представлялись тогдашнему человеку : это надо помнить. Но идеалы эти не только не чужды  действительному быту, напротив, тесно с ним связаны: в них высказались лучшие воззрения современников, а сама форма и дух принадлежат тому веку. Последнее и дает "Домострою" особенную ценность.

На всем древнем быту нашем, особенно сфере домашней частной, от XV до XVIII столетия, лежал тип религиозный; во всяком шаге старого человека замечается религиозный обряд, во всякой мысли освящение. Он ничего не начинает и не оканчивает без церковного напутствия и благословения: это потребность ума и сердца,  которую встречаем мы и во дворце царей, и в домах бояр и всех сколько - нибудь  зажиточных людей, которым собственно и подает наставления "Домострой".

"Домострой" верно отразил в себе общий религиозный тип, лежащий на всяком явлении прошлой жизни и хранимый еще и в начале ХХ века во многих семействах предпринимательского сословия. При всяком случае "Домострой" старается учить благочестию и призывает остерегаться богатства неправедного, хранить великую веру в Бога и все надежды возлагать на Него.

Вот как представляет нам "Домострой" семью и домашнюю жизнь своего времени: хозяин-господин должен утверждать свою жену, детей и прислугу в жизни в страхе Божием. Ему принадлежала власть высшая, распорядительная, он вел счет прихода и расхода, в его руках были деньги, и он распоряжался покупками. Отец - владыка семьи, которому все обязаны послушанием, непослушание влечет наказание. Власть его  эта, однако, была растворена родственной любовью и кровной привязанностью. Заботы о внутреннем хозяйстве, о доме со всеми его мелочами, были делом жены. Сотворив утреннюю молитву, она советовалась с мужем о домашних нуждах, о разных семейных делах и домохозяйстве и должна была творить все по его указанию. И лучше уж было - делать все честь по чести. 

Чрезвычайно интересны правила бережливости и экономии, передаваемые "Домостроем". "От них так и веет современной этому памятнику жизнью. Можно, впрочем, заметить, что многие из этих правил до сих пор считаются непогрешимыми в отдаленных местах России" - заметил в своей работе А.Н.Афанасьев. Когда будешь печь хлебы, говорит "Домострой", тогда заставляй и платье мыть - дровам не убыточно. Когда станешь кроить белье и платье детям, загибай больше материи по швам и в подол, потому как подрастут дети - можно будет отпустить. Главное правило в хозяйстве - по приходу и расход держать.

"Домострой" при ведении дел призывает торговаться более. А сторговавшись и заплатив деньги, уважить компаньона  "хлебом да солью и питьем — в том убытка не будет, а дружба и впредь остается ... За добрую же услугу или покупку и самому хозяину такого купца или торгового человека хорошо бы почтить, добрым словом приветить и ласковым обращением, от такой ведь хорошей дружбы и прибыль во всем растет великая"  - такова деловая этика "Домостроя".

Любили в старину веселиться и пить и потому наперед заботились о мерах предосторожности: на время пира хозяином назначался особенный человек - "бережный"- наблюдал он за тем, чтобы никто "не перебрал" спиртного, сохранив "свое лицо".

Посмотрим теперь на обеды и пиры наших предков. "Домострой" говорит, что обедать надо в пору: не рано и не поздно; за столом сидеть, сохраняя молчание или ведя приличную беседу, и кушанье не хулить. Кушанья были у зажиточных людей многочисленны, но при этом много значило приготовление: из одного барана следовало приготовит множество разных блюд. За столом являлась целая вереница ботвиней, лапшей, ухи, взваров и прочее. Самою употребительною приправою был лук, чеснок, шафран и перец. Великий пост и особенно Страстная седьмица соблюдались строго.

Таким со страниц "Домостроя" предстает перед нами русское общество: патриархальный быт, честное и бережливое хозяйствование, открытая деловая этика и на всем - печать религиозности. И наставление детям - "душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения".

Источники: 1. Домострой. - М.: Советская Россия, 1990. 

2. Афанасьев А.Н. Об археологическом значении Домостроя. – СПб.: Отечественные записки, 1850. 

Фото: aria-art.ru

Партнеры
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
 https://netology.ru/
http://www.biblio-globus.ru/