Что стоит за словом "предприниматель"?
Что стоит для нас за словом "предприниматель"? Так скажем в самом широком смысле о тех, кто активен и смел, упорен, деловит и, наконец, предприимчив, инициативен. Предприниматель - хозяин дела, собственник, который творчески планирует и грамотно организует дело и распоряжается впоследствии его результатами. А основные составляющие, характеризующие его деятельность - идея, риск, в результате которого неминуемы прибыль или убытки. Предприниматель действует в условиях свободной рыночной экономики и преследует в качестве основной цели достижение максимальной прибыли.
В дореволюционной России слово "предприниматель" было малоупотребительным. Предпочтение отдавалось таким его значения как купец, фабрикант, коммерсант, миллионщик, хозяин и др. Но в данной работе мы обобщим все эти понятия в одно "предприниматель". Ибо, любое из ранее употребляемых значений говорит в сущности об одном: человек из сферы предпринимательской деятельности по своим функциям сориентирован на вещный, материальный мир, однако, в его деятельности можно вычленить и духовный аспект.
Важным фактором в определении духовности выступает религия. Она определяет хозяйственные принципы, менталитет, образ жизни, поведение предпринимателя. По сути, все содержание интеллектуальной, мыслительной, чувственной и волевой деятельности, также религиозные, психологические, нравственные, эстетические потребности и устремления говорят о духовном аспекте личности предпринимателя. В широком смысле духовность всегда связана с типом религиозного сознания. Результатом воплощения духа выступают конкретные ситуации и поведенческие стереотипы, культурные ценности и традиции предпринимательства. Не столько хозяйственную деятельность по производству необходимых товаров и услуг, их распространению и обмену мы имеем ввиду, сколько психологические, этические и религиозные ценности этой хозяйственной деятельности.
Русский философ Николай Бердяев в своем сочинении "Философия неравенства" отмечает, что не может быть и речи о противополагаемости хозяйственной, материальной жизни и жизни духовной. Он глубоко убежден и доносит это до читателя, что именно от качеств духа зависит характер хозяйства. "Рост материальных производительных сил предполагает целесообразную энергию, творческую инициативу человека в отношении к природе. И материальное потребление не может быть единственной целью хозяйства. Им движет и созидательный инстинкт человека".
Нематериальные составляющие, которые за рамками практических и утилитарных потребностей - это и есть дух предпринимательской деятельности Это - ценностный вектор и жизненные установки, определяющие хозяйственное дело и дающие ему мотивы, основания и стимулы для активизации в социуме.
Свободный выбор человеком предпринимательского труда в качестве своей созидательной деятельности в социально-экономическом пространстве общества определяется его понятиями о смысле и о достойном уровне жизни, об успехе, о важнейших социальных целях, о собственности и о взаимоотношениях людей в процессе хозяйствования. И не в последнюю очередь в выборе своей социально-экономической роли играет тот психологический тип, те способности и таланты, что закладывается природой или, иначе говоря, является даром Божием тому или другому человеку.
Принцип полезности - это фактор общественного соединения людей, их связей и зависимости. Отбросив традиционную и романтическую критику полезности в практической и хозяйственной деятельности, мы должны признать ее организующие принципы. Не об этом ли, как об удивительном благоустроительстве Божием, говорили отцы и учителя Церкви? По слову Иоанна Златоуста: " Бог, желая соединить всех друг с другом, поставил все в такой необходимой связи, что с пользой одного соединяется польза другого: на том стоит весь мир."
Так с чем же приходит в мир человек, ставший предпринимателем? И что за польза миру от него? Очень часто предпринимателя изображают как некое-то исчадие ада: ненасытного эксплуататора, себялюбивого и жадного. Понять, что предприниматель - это некий психологический типаж труднее. У него, подобно изобретателю, актеру, военачальнику, свои выделяющие его среди других людей отличительные свойства и дарования. Подобно им, среди предпринимателей также рождаются и гениальные в своем призвании люди. С профессиональной точки зрения среди них есть люди с разной степенью и качеством предприимчивости. С психологической точки зрения, одни - гибче, другие - жестче и неподатливее; одни - рискованнее и смелее, другие осторожней; одни - к людям открыты и доброжелательны, другие демонстрируют свою сухость, бессердечность и пагубность нравов.
Человек с предпринимательскими склонностями творит, борется за успех, совершенствует, комбинирует, рискует, вечно ищет и приспосабливается. Чутье, практическая сметка, находчивость, умение угадывать особенности и потребности момента - без этого предприниматель никогда не состоится. Может кто-то и убежден, что без всего этого возможно стать успешным, постигнув теорию бизнеса, но человек изнутри знающий бизнес, даже не будучи верующим, скажет: "в народе говорят, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах". В результате, предприниматель либо расчистит дорогу идущим позади, склоняясь перед неудачами и своим отрицательным опытом предупреждая их об ошибках, либо восторжествует, добившись успеха, и покажет пути удачи другим. Даровитый предприниматель особым предпринимательским вдохновением генерирует то, что другие, обладая специальной подготовкой, не создадут никогда даже в самых благоприятных условиях.
Этико-психологические основы предпринимательства широко исследовал Гинс Георгий Константинович - российский учёный и юрист, член правительства Колчака в 1919 - в своем труде "Предприниматель". Он особо выделял инициативность предпринимателя, рискующего своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата, его предприимчивость, которая в понимании Гинса имеет выраженную нравственную окраску, а также его оптимизм и расчетливость.
Он пишет: "Предприимчивость - добавочное свойство, которое проявляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей живого существа, приспособляясь к новой обстановке". Далее, с его точки зрения, с прикладным хозяйственным инстинктом под воздействием предприимчивости соединяется инициатива, а творчество, хитрость и ловкость, приложенные к рутине, дают новый результат. Удача лишь там, где ум, который выражает себя в находчивости и приспособляемости, и решительность при длительном осуществлении задуманного и готовности к риску.
По определению Гинса: "Предприимчивость в области хозяйства, выражающаяся в осуществлении плана и организации, носит название предпринимательства. Предприниматель - особый тип новатора в хозяйстве. Он обладает особыми свойствами предвидения, инициативы и уверенности. он должен обладать способностью победить власть рутины".
Автор, обращая внимание на чиновника, говорит о том, что тот обязан работать для общей пользы, а "предприниматель по самому существу своему сливает интерес предприятия со своим личным интересом. Он ищет экономических выгод и притом возможно больших, иначе он плохой предприниматель. О том как он потом распорядится полученными выгодами и для чего они ему нужны, он в это время едва ли думает, но, достигая максимума в своем деле, он дает максимум и общему делу".
Дерзнем предположить, что у большой части русского дореволюционного предпринимателя, обладающего, в принципе, тем же набором психологических достоинств, доминировали иные представления о накоплении и пользе богатства. Павел Афанасьевич Бурышкин - известный русский промышленник, иммигрировавший во Францию после революции - в своей книге "Москва купеческая" написал о жизни столичных предпринимателей накануне эпохи перемен. Он был глубоко убежден в том, что та часть русского купечества, которая покинула свое отечество после революции потому не нашла ни в Европе, ни в Америке реализации своему предпринимательскому началу, что ушел из их жизни главный стимул - служение народу и стране.
Он также неоднократно подчеркивает в своих воспоминаниях огромную разницу между западным и русским предпринимателем, начиная с самых оснований и мотивов накопления богатства и, заканчивая отношением к нему. Взгляд Павла Афанасьевича , можно сказать, изнутри таков: "... самое отношение "предпринимателя" к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе, или в Америке. На свою деятельность смотрели не только или не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели, как на выполнение какого-то свыше назначенного долга". И кроме того, не количественный фактор сделанного состояния играл основную роль даже в деловых отношениях, а нечто другое. Дореволюционная широчайшая благотворительность русских деловых кругов известна всем.
Источники:
1 Н.Бердяев. Философия свободы. - М.: АСТ; Харьков: ФОЛИО, 2002
2. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений. Т.10 Кн.1. - М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2009
3. Г.К.Гинс. Предприниматель. - М.: Посев, 1992.
4.. П.Бурышкин. Москва купеческая. - М.: Современник, 1991.