18.12.2018

Большая ярмарка началась от стен монастыря

Большая ярмарка началась от стен монастыря

"Нижегородская ярмарка есть важнейший экономический фактор русской жизни, полный всевозможных интересов, стоящих в ближайшей связи с состоянием русской промышленности и вообще с политико-экономическим положением России. Это ключ к разумению важнейших явлений нашей жизни, это - пульс народного организма в данный период бьется на наших глазах" - писал исследователь, сотрудник императорского русского географического общества Николай Николаевич Овсянников.

На средней Волге родилась и просуществовала почти сто лет главная ярмарка Российской империи, Большинство крупных ярмарок проходили в России осенью и завершались до декабря. Нижегородская проводилась летом. Официальным открытием считалось 15 июля, когда поднимали торговые стяги. 25 августа флаги спускали, но торговля и уборка шла до 10 сентября. Объяснялись эти сроки общественной значимостью, масштабами ярмарки и условиями передвижения тех лет. Купцы Средней Азии, Персии, Китая везли сюда свой товар и предпочитали вернуться домой до осенней распутицы, а уж тем более до зимних холодов. Ведь основным видом транспорта были лодки, речные суда и лошади. По оценкам специалистов и очевидцев Нижегородская ярмарка стала явлением исключительным. Она была самой крупной в мире как по масштабам, так и по объему товарооборота, главным звеном в торговле между Азией и Европой - карманом Российского государства.

Каковы же истоки чуда торгового света и причина векового существования? Заглянем же вглубь веков от тех дней, когда бурлила Нижегородская ярмарка.

На Руси местом народных сборищ издавна были монастыри. Здесь проходили деловые встречи, беседы, обмен товаром. Начало большого периодического торга на среднем течении Волги  относится к очень далеким временам. В 1524 году Василий III Иоаннович, Государь всея Руси учредил русскую ярмарку в городе Васильеве на Суре. Но место было выбрано неудачно - город являлся пограничным и служил исходным пунктом в военных действиях против Казанского ханства. Поэтому встал вопрос о более спокойном, но таком же сподручном месте для меновой торговли. И такое место на среднем течении Волги нашлось - им стала разоренная обитель - монастырь основанный еще в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским. 25 июля, в день памяти великого старца Макария, на это святое место, стекалось много народу , чтобы помолиться чудотворцу. А где народное сходбище, там всегда, пусть и небольшой, но торг, на котором можно было продать или же приобрести нужные товары. Приезжие купцы заметили, что, спустившись из Москвы или Вологды, или же поднявшись из Астрахани по Волге, они успевали, реализовав свой товар, вернуться до ледостава по своим домам. Этот фактор и сыграл решающую роль в закреплении за "сим святым местом" выгодного торга на среднем течении Волги. При этом, памятуя о преподобном Макарии, под чьим попечением устроился торг, волжские купцы выбирают его своим покровителем. В 1620 году инок Авраамий начинает восстанавливать обитель в честь преподобного Макария. В этом благородном начинании он встретил всемерную поддержку со стороны патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича, представившего обители различные привилегии в виде жалования окрестных угодий с бобровыми гонами, бортными ухожьями, рыбными ловлями и боровыми лесами. Купечество щедро жертвовало средства для строительства монастыря и обитель в честь преподобного Макария была быстро восстановлена. Судьба монастыря тесно сплелась с судьбой ярмарочного торга. Монастырь год от года богател от щедрых вкладов набожного русского торгового люда, а сама же ярмарка приобрела самобытный характер, т.к. собиралась у стен древней обители на монастырской земле, и стала собственностью самого монастыря, который взимал подати с приезжих купцов и пользовался всеми остальными прибытками с нее.

Чтобы узаконить свои действия, в 1627 году инок Авраамий обращается с челобитной к правительству Михаила Федоровича на право сбора таможенных пошлин. Царь дает свое согласие – "… с приезжих с торговых людей гостиные явки с человека по 3 деньги  и с товаров имати таможенного сбора с рубля по алтыну". С этого времени следует считать законными действия знаменитой Макарьевской ярмарки. В 1641 году монастырь добивается дополнительных прав: "забирать им таможенные пошлины … со всяких товаров на 6 денег с рубля, а ярмарке быть с 1-го числа июля ж по 30 число, всего четыре недели", реально же торги продолжались и более этого срока. И с 1641 года Макарьевская ярмарка действительно становится всероссийским торжищем. А с 1666 года сюда начинают съезжаться уже не только российские, но и иноземные купцы из Индии, Персии, Швеции, Германии и других стран. Естественно и существенно расширился и ассортимент товаров. Главными из них на ярмарке оставались соль, хлеб, мед, лошади и скот. А из привозных - английское сукно, немецкие зеркала и металл, в том числе и оружие, а также драгоценные камни, индийский жемчуг, ткани и различные меха. Летом 1682 года архимандрит монастыря добивается от правительства Софьи Алексеевны права на полный таможенный сбор с торгов. Побывавший на Макарьевской ярмарке в 1691 году учитель Петра I Н.М. Зотов назвал ее "зело великим сходбищем, о котором думать всегда надлежит".

В 1685 году Макарьевский монастырь с ярмарки получил 10673 рубля дохода. Проданный товар оценивался в 120 тысяч рублей, что составляло, приблизительно, десятую часть годового бюджета Российского государства во второй половине XVII века. Но ярмарка росла, и объем торгового оборота с каждым годом увеличивался, а с ним, следовательно, увеличивался и доход монастыря, который в 1700 году составил уже 19775 рублей, в 1,8 раз больше. К середине XVIII века оборот ярмарки достигал 490 тысяч рублей, а к концу его исчислялся в 30 млн. рублей.

И, конечно, борьба за таможенный сбор между правительством и монастырскими властями усиливалась.  Новый этап подчинения Макарьевской ярмарки государственной казне начался в 1691 году с указа Петра I от 14 июля - "О собирании в Нижегородскую таможню с привозной на Макарьевскую ярмарку соли и рыбы пошлины". Поводом для этого послужило утверждение, что в жалованной грамоте 1641 года особо о взятии пошлины с соли и рыбы не было написано. Но, чтобы не вносить сумятицу в ярмарочную торговлю возле монастыря, место продажи соли и рыбы предписывалось перенести на противоположный берег, и пошлины "с той соли и рыбы платить в Нижегородскую таможню".

Другая же причина к вмешательству правительства в порядки управления ярмаркой, кроме уплывания из рук государственной казны огромных доходов с полавочного сбора, была и не менее серьезная – это постоянные беспорядки у Макарьева в виде драк и разбойных нападений. Таким образом, в 1700 году указ Петра I кладет конец господству монастыря над ярмаркой. Монастырю в виде компенсации, за потерю доходов с ярмарки особым указом от 28 октября 1702 года приказывает выплачивать 2 тысячи рублей ежегодно. При этом обители разрешалось и дальше беспошлинно торговать, а также сдавать свои склады в наем приезжим купцам.

Монастырские власти никогда не забывали заботиться о приезжих купцах. К началу открытия торгов они готовили жилье, складские охраняемые помещения и торговые места. А также гостиный двор, загоны для продажного скота и лошадей, паромную переправу через Волгу, бани, харчевни. Словом, все, что требовалось состоятельному человеку во время многодневной жизни в чужом месте. Не забывались и простолюдины. Для бурлаков и работного люда недалеко были построены бани, вокруг которых образовалось небольшое поселение под народным названием Вшивая Горка.

Гостиный двор располагался близ монастыря за Святым ручьем и в XVII веке представлял собой рубленную прямоугольную в плане крепостицу, окруженную высокими стенами с четырьмя проезжими воротными башнями по центру каждого прясла и пятой – глухой, обращенной к берегу Волги, на которой постоянно стояла стража.

Однако к середине XVIII века строения на Макарьевской ярмарке пришли в ветхость. В связи с этим 18 июня 1751 года издается Елезаветы Петровны указ - "Об определении на Макарьевскую ярманку из статских чинов и из Московскаго смотрителей над верными сборщиками", где в частности затрагивается вопрос, гласивший: «При Макарьевской ярманке старой гостиной деревянной двор, о котором Камер-Коллегия представляет, что оный обветшал и многия лавки совсем обветшали, кои уже починить невозможно и сидеть во всем гостином дворе не безопасности, перенесть на другое удобное место, понеже новый каменный гостиный двор определено строить на том же месте, где старой гостиный двор стоит, и на ту переноску деревяннаго стараго гостиннаго двора деньги, что надлежит, Штатс-Конторе, по требованию Камер-Коллегии отпускать без излишеств, из неположенных в штат доходов". Эту указания, однако, не  имели ходу, а в 1805 году даже появляется проект о переносе Макарьевской ярмарки к селу Юркино. Но он вскоре был оставлен и ярмарка продолжала шуметь на прежнем месте. Запланированное на прежнем месте  строительство началось только 17 марта 1806 года с нового каменного гостиного двора. Это было монументальное сооружение площадью 5500 квадратных метров с повышенной центральной частью, в которой находилась контора управления ярмаркой. Строительство его было закончено в 1809 году.

А 18 августа 1816 года на ней  произошел сильнейший пожар, уничтоживший 39 корпусов, вмещавших свыше 3-х тысяч лавок, биржу, 8 трактиров, дальний мост и другие строения. Убыток от пожара составил свыше 2-х млн. рублей. После этих событий ярмарка была закрыта.

А с 15 февраля 1817 года вообще была перенесена в Нижний Новгород. Через год, 1-го августа, приступили к постройке каменного Гостиного двора. Работы продолжались четыре года и обошлись государству в 6 миллионов рублей.  

"Ярмарка Нижегородская сделалась в некоторой степени мерилом успехов нашей промышленности и рычагом, поддерживающим сложную машину торговли отечественных фабрикантов" ­- это слова известного русского  писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского,  земляка Нижегородского "чуда".

Нижегородская ярмарка просуществовала до 1929 года.

 

 

Источники:

1. 1. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.

2. Овсянников Н.Н. О торговле на Нижегородской ярмарке // Нижегородский сборник. Н. Новгород, 1867.

3. Титов, А.А. Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь / А.А. Титов. — М.: 1910.

4. Павел Примаченко. Русский торгово-промышленный мир.- М.: Планета, 1993. 

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/