Благотворительные учреждения для слепых в России
Самым обширным из благотворительных учреждений для слепых в России являлось Попечительство Императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, о слепых.
Попечительством содержались 23 училища для слепых детей — во Владимире, Воронеже, Елабуге, Иркутске, Каменец-Подольске, Казани, Киеве, Костроме, Минске, Москве, Одессе, Перми, Полтаве, Ревеле, Самаре, Саратове, Смоленске, С.-Петербурге, Твери, Тифлисе, Туле, Харькове и Чернигове. Принимались в них дети от 7 до 11 лет вполне и неизлечимо слепые, не имеющие других физических недостатков и способные к учению. Громадное большинство слепых обучалось бесплатно, слепые же дети состоятельных родителей принимались за плату не свыше 300 рублей в год на полном содержании. Преподавание велось по расширенной программе начальных училищ и продолжалось от 8 до 10 лет в зависимости от способностей ученика. Кроме подготовительной школы и общеобразовательного курса слепые дети должны были проходить курс одного из ремесел: щеточного или корзинного, а в провинциальных училищах сапожного или ткацкого мастерства. Сверх того слепые обучались музыке, пению, настройке роялей, иногда массажу. Окончательному приему в училища предшествовал период испытания. По окончании курса слепые возвращались на родину.
Основные начала для деятельности Попечительства были утверждены в начале 1881 года. В задачи Попечительства входила всякого рода помощь слепым. И как было записано в Уставе - "<...> забота о подготовке к трудовой жизни тех из них, которые могут быть помещены или в училища для детей, или в мастерские для взрослых".
О том как получалось на практике реализовывать поставленные задачи написала в своих воспоминаниях Волкова Анна Ивановна, потомок известного купеческого рода Вишняковых. Анна Ивановна Волкова, публицист, переводчица, благотворительница. Она стала издательницей одного из первых в России женских журналов, назвав его "Друг женщин". В нем поднимались темы и женского образования, и женского воспитания в семье, и многие другие проблемы женщин в обществе. В отличие от многих последовательниц феминизма она видела необходимость женского образования не в обретении независимости, а, наоборот, рассматривала просвещение как средство укрепления семьи, способствующее более ответственному материнскому воспитанию.
Анна Ивановна издала книгу "Воспоминания и дневник". На ее страницах она поднимала тему благотворительности. Запись от 4 августа 1893 года посвящена анализу деятельности благотворительных учреждений для слепых.
"В России существует много благотворительных учреждений, и много расходуется на них денег, и как мало от них действительной пользы. На днях к нам вошел слепой, молодой 19-летний мальчик с матерью. Слепой десять лет жил в приюте для слепых на Мещанской улице, в Москве; его там обучили по системе Брайля читать, писать, географии, истории, французскому и немецкому языкам, музыке и пению. Обучали и щеточному и корзиночному ремеслу. Прошло 10 лет, мальчику минуло 17 лет и его выписали на родину. В тот год было выпущено трое молодых людей, которым дали небольшое вспомоществование для открытия мастерской для выделки щеток, но дело у них это не пошло: без мастера слепые работать не могут, а мастера дороги, не по средствам, так и остались молодые люди без дела. Куда деваться? Взяли к себе родные; кто уехал в деревню, кто живет в городе у родителей. Милостыню просить не могут, стыдно. Вот мать крестьянка и водит слепого сына по некоторым благотворителям, которые дают по 1 рублю в месяц слепому. Все эти благотворители к учреждению для слепых не относятся. Таким образом, слепой собирает по 7 рублей в месяц и живет на эти деньги. Говорит этот юноша очень разумно и книжным языком. В руках он носит карту Европы, приспособленную для слепых. Горы, речки, долины изображены на карте выпуклостями с различными изменениями. Слепой долго говорил с нами и рассказывал нам, что он совсем не понимает, зачем его учили, на что ему это знание, которое он никуда применить не может. "Протягивать руку я не могу, а если бы я не был в училище, то ходил бы по деревням и пел Лазаря".
Мы тешимся, что помогаем несчастным, думаем, что приносим им пользу, что учим их, а они голодают и не знают, куда применить это знание. Таких убогих нельзя и не следует возвращать в семью; для них должны быть устроены колонии, где под руководством здоровых людей, они действительно могли бы применять свои силы и кормиться на общей работе: каждый, работая по своим силам, вносил бы своим трудом в общую кассу известную сумму труда или денег.
Далее, слепых учат читать, а книг нет для них. В Петербурге в прошлом году проектировалось общество для печатания книг для слепых, но осуществится ли этот проект, неизвестно. Быть может проект остался проектом, как это часто у нас бывает. На все эти благие начинания и их осуществления нужны деньги, скажут многие. Деньги и есть, и они расходуются на благотворения, но все вразброд: там на половину, там на четверть, там на осьмушку, а в общем выходит все слишком ничтожно и бесполезно: одно сделано, другое недоделано. Составлялись проекты о соединении благотворительных учреждений вместе, но все только слова и слова, а дела мало".
Источник:
1. Благотворительные учреждения для слепых в России - С. - Петербург: Типография Ю. Штауфа, Купеческий пер. № 18, 1912
2. Волкова А.И. Воспоминания, дневники, статьи. - Нижний Новгород: Нижегор. Печатное Дело, 1913
Ссылка на картинку: https://humus.livejournal.com/4161669.html
Статья также размещена в Яндекс.Дзен: