Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: зачем он нужен, и как попасть в базу?
Реестр МСП – федеральный ресурс, в котором есть сведения о принадлежности того или иного предприятия к категории субъектов малого и среднего бизнеса. Однако у предпринимателей остаются вопросы о необходимости включения в реестр и порядке включения. Ответим на самые актуальные.
Что такое единый реестр субъектов МСП?
Единый реестр субъектов МСП - это открытый перечень компаний и ИП, получающих от государства субсидии, налоговые каникулы и льготы в госзакупках. Реестр формируется автоматически на основании данных о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности. Это открытая база данных, которую ведет Федеральная налоговая служба.
Реестр сформировался 1 августа 2016 г., а ранее обновлялся ежегодно (10 августа на основе данных, которые были у налоговой службы по состоянию на 1 июля).
С ноября 2020 г. информация в реестре актуализируется ежемесячно. Включение в реестр субъектов МСП – главное условие получения господдержки для бизнеса. Поэтому субъектам малого и среднего предпринимательства экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в реестре, были полными и достоверными. К примеру, наличие организации или предпринимателя в реестре дает право на обращение за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса, участие в конкурсах по государственным и муниципальным контрактам.
Законом определены сроки основания для включения в реестр. С 10 января по 10 июня – сведения, которые подаются в налоговый орган за позапрошлый год. С 10 июня по 10 декабря – сведения за прошлый год. И если налогоплательщик не сдал налоговую отчетность до установленной даты, то возможности попасть в реестр у него не будет, так как непредставление отчетности - это основание для исключения 10 августа текущего календарного года содержащихся в реестре сведений о таких предпринимателях и предприятиях.
Это касается и сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год, как одного из критериев отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Чем еще привлекателен реестр?
- Отметим несколько ключевых моментов.
- Вы получите, как было сказано выше, доступ к мерам поддержки бизнеса – федеральным, московским, региональным
Важно, что большая часть видов помощи в условиях коронавируса направлена именно на тех, у кого есть статус субъекта МСП. - Быстро и бесплатно проверите, относится ли предприятие к малому или среднему бизнесу.
- Упростится процесс поиска поставщиков.
- Упростится получение кредита или гарантийной поддержки для бизнеса.
- Ваше предприятие будут реже проверять за счет того, что контрольно-надзорные органы сверяют информацию о таких компаниях, ориентируясь на реестр ФНС.
- Улучшится качество проработки мер поддержки для малого и среднего бизнеса
С помощью реестра можно также получить сведения о предприятии потенциальных партнеров:
- название компании или ФИО ИП;
- категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
- ИНН;
- адрес компании или место жительства ИП;
- код ОКВЭД, данные о продукции или услугах;
- дата внесения сведений в реестр;
- отметка о том, что предприятие недавно зарегистрировано;
- данные о лицензиях.
Вы можете сообщить о себе и дополнительную информацию – об участии в госзакупках и программах партнерства с крупными компаниями или данные о производстве инновационной и высокотехнологичной продукции.
Как попасть в реестр
В реестр попадают компании и ИП, которые относятся к микропредприятиям, малым или средним предприятиям. Критерием служит размер дохода и среднесписочная численность сотрудников за прошедший календарный год. В него автоматически попадают компании, которые своевременно предоставили в налоговую два главных документа:
- данные о среднесписочной численности работников;
- сведения о доходе за предыдущий год.
Также реестр учитывает информацию из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и данные, которые поступают в ФНС от других организаций в рамках информационного взаимодействия.
Как попасть в реестр МСП самостоятельно
Если ваш бизнес относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, и отчетность вы сдаете вовремя до 1 июля, то попадаете в реестр автоматически. Но если этого не произошло, не переживайте. Нужно всего лишь подать заявку на сайте ФНС. На это уйдет не более 10 минут. Что нужно сделать:
- Заполните заявку на сайте. Укажите e-mail, режим налогообложения, годовой доход, среднесписочную численность сотрудников, доли юрлиц и государства. Для акционерных обществ есть дополнительные критерии, с ними можно ознакомиться при заполнении заявки.
- Подтвердите адрес электронной почты. Сделать это можно в течение 6 часов, иначе заявление в налоговую не будет отправлено.
- Дождитесь результатов. Заявление проверят в течение 15 рабочих дней. На почту придет письмо с результатами проверки.
- Если заявление одобрят, ищите организацию в реестре 10 числа текущего или следующего месяца.
Как подать дополнительные сведения о своей компании
Информацию об участии в госзакупках или программах партнерства, данные о видах производимой продукции передайте через сайт налоговой службы. Документы подписывайте усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Как проверить, включена ли компания в реестр
Сведения из реестра размещены на сайте налоговой службы. Чтобы найти определенную компанию или проверить, входит ли ваша организация в реестр, введите один из параметров:
- ИИН
- ОГРН или ОРГНИП
- название компании или ФИО ИП.
- Для поиска выберите также расширенный поиск, например, по наличию лицензий.
Как часто исключают из реестра?
Компании исключаются из реестра по-прежнему раз в год, но в другую дату – 10 июля вместо 10 августа. Это может произойти, если предприятие не предоставило нужные сведения в ФНС или больше не соответствует критериям.
Можно ли восстановить статус МСП?
Да, если в течение года исключенная компания сможет вновь соответствовать критериям субъектов МСП (ст. 4 №209-ФЗ). Пакет подтверждающих документов предоставьте непосредственно в ФНС.