Виталий Гольденберг

Готов ли ваш бизнес стать франшизой?

Готов ли ваш бизнес стать франшизой?

Бизнес по франшизе популярен по всему миру. В одном из наших прошлых материалов мы уже подробно разбирали*, как открыть такую компанию и какие подводные камни при этом бывают. Но что, если вы сами хотите стать франшизой? Вопросов в данном случае может возникнуть немало.

Простыми словами франшиза – это передача права пользования названием, торговой маркой и технологиями предприятия. То есть какой-то предприниматель – франчайзи – покупает у вас – франчайзера – лицензию, после чего может открыть свое дело по вашей бизнес-модели. При этом он будет использовать ваш товарный знак и схему ведения бизнеса, а также получит доступ к ноу-хау вашего предприятия. Вы же будете, в свою очередь, оказывать франчайзи консультационную и техническую поддержку.

Готов ли мой бизнес стать франшизой?

Итак, вы решили, что ваша компания достигла достаточных успехов, и теперь вы хотите развития. И для масштабирования бизнеса вы решили выбрать именно франшизу. Но готово ли ваше предприятие к тому, чтобы другие предприниматели захотели его повторять и нести вам свои деньги? Для этого нужно понимать, на какие факторы обращают внимание потенциальные франчайзи:

- известность бренда

- уникальность продукта

- понятная бизнес-модель

- стоимость

Другими словами, если вас никто не знает, производите вы то, что легко повторить, ваша бизнес-модель слишком сложная, а продаете вы свою франшизу дорого, вряд ли кто-то захочет вложиться в эту авантюру.

Для начала компании нужно набрать популярность хотя бы в рамках одного региона. Также проще будет заинтересовать потенциальных франчайзи, если ваша фирма делает что-то действительно уникальное. А вот бизнес по шиномонтажу можно и с нуля построить без дорогостоящих франшизных лицензий. Впрочем, если у вас уже есть успешная развитая сеть, которую знают в нескольких городах, ситуация может быть иной.

К этому стоит добавить действительно понятную бизнес-модель. То есть предприниматель должен понимать, как будет работать его будущий бизнес и, главное, как он будет получать прибыль. Ну и напоследок, не нужно завышать стоимость лицензии. Дорогостоящие франшизы также покупают, но, как правило, в том случае, когда речь идет о чем-то действительно неповторимом и прибыльном.

Если все это вас не смущает, то стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов. Есть ли у вас расчеты для франчайзи от самого начала и до выхода на чистую прибыль? При этом необходимо также рассчитать негативный сценарий вплоть до разорения. Действительно ли у вас обкатанная бизнес-модель, которую вы опробовали в нескольких городах, и вы знаете, как привлекать клиентов? Ну и не менее важен здесь юридический вопрос – есть ли у вас полностью проработанная документация для работы компании.

Немаловажно также понимать тонкости франчайзингового бизнеса. Как рассказала Порталу предпринимателей Галина Радаева, руководитель рабочей группы по франчайзингу при Уполномоченном по защите прав предпринимателей г. Москвы и Центра развития франшиз и нематериальных активов московской Деловой России, генеральный директор УК ПРОФРАНШИЗЫ, предпринимателю нужно сразу понимать, что франшиза – это отдельный бизнес внутри бренда. По ее словам, нужно будет выделять ресурсы на открытие, сопровождение, управление и контроль работы франчайзи.

«Начинают с нескольких человек или отдела, дорастая до отдельной Управляющей компании. Паушальные взносы и роялти не всегда покрывают эти расходы. Все зависит от бизнес-модели. Если через партнеров бренд увеличивает продажу своего товара, то рост товарооборота – это и есть выручка. Иногда франшиза нужна только для быстрого роста, а также узнаваемости и капитализации бренда. Все зависит от задач бизнеса», - пояснила Галина Радаева.

Нельзя также забывать, что любые риски для франчайзи должны быть понятны, утверждает эксперт:

«Сам бизнес минимум 3-5 лет должен показать устойчивость бизнес модели. Все же франшиза – это передача эффективного опыта, и вы партнеру должны четко донести, где и как он зарабатывает с вами, где есть риски, а что не надо делать. Если сами форматы франшизы новые (квадратура иная, новые позиции товаров или иное) и этот формат не обкатан, то партнеру, то есть франчайзи, надо об этом говорить, ибо он решает как предприниматель о рисках и о готовности их за счет своих ресурсов нести».

По мнению Галины Радаевой, при создании франшизы также стоит задумываться о том, как удержать в будущем своих партнеров:

«При проектировании архитектуры бизнеса по франшизе надо задумываться, что удержит франчайзи с вами и как вы вместе будете расти. Для этого помогают и форсайт-сессии, и экспертные советы состава франчайзи, чтобы выстраивать экосистему внутри бренда».

Создаем франшизу

Если вы поняли, что ваш бизнес соответствует всем критериям для создания франшизы, пора действовать. Однако, спешка здесь ни к чему. Пройдемся по всем пунктам, которые необходимо выполнить для того, чтобы трансформировать вашу компанию.

Перед тем, как компания превратится в успешную франшизу, нужно проделать подготовительную работу. Проведите полный аудит фирмы, чтобы оценить финансовое положение бизнеса и найти слабые места, которые необходимо исправить. Составьте договор между франчайзером и франчайзи. Для этого стоит обратиться к специалистам, так как цена ошибки здесь слишком высока. Также необходимо создать два финансовых плана – один для франчайзи, а второй для вас. Далее подготовьте фирменный стиль и корпоративный регламент, который включает в себя должностные инструкции, стандарты работ и систему найма сотрудников. Также необходимо будет подготовить маркетинговую стратегию и систему обучения франчайзи.

После подготовительной работы будущую франшизу нужно красиво упаковать, чтобы другие предприниматели захотели ее приобрести. Для этого не забудьте проанализировать целевую аудиторию – так будет проще «достучаться» до будущих франчайзи. Разработайте концепцию, в которой обязательно расскажите о всех выгодах вашей франшизы и, главное, о сроках окупаемости. Далее сделайте грамотную маркетинговую презентацию, в которой будет отражен в том числе корпоративный дух компании.

Теперь франшизу нужно продать. Для этого не поленитесь создать презентабельный сайт и не скупитесь на рекламу. Однако, не интернетом единым. Создайте отдел продаж, который будет напрямую заниматься продажами франшизы старым добрым телефонным методом.

В случае успеха не стоит останавливаться на достигнутом, а масштабировать франшизу. В какой-то момент для этого потребуется создать специальный отдел, который будет заниматься исключительно вопросами франчайзи и расширения сети франшизы. Но в данном случае траты точно оправданы, так как при развитии сети появится и дополнительная прибыль.

Ну и напоследок

По словам Галины Радаевой, сегодня по-прежнему популярны франшизы в сфере общепита, детских учреждений, а также услуг бьюти-индустрии. Однако, в последние несколько лет также растет количество производственных франшиз. При этом франшиза выступает отличным инструментом для стимулирования предпринимательской активности и увеличивает поступление налогов в бюджет. Впрочем, бизнесменам стоит вдумчиво пользоваться этим и учитывать все нюансы.

 

*Статья «УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС ПО ФРАНШИЗЕ»: https://smallbusiness.ru/library/uspeshnyi_biznes_po_franshize.html

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/