Помогут в любой ситуации? Зачем предприниматели идут в бизнес-клубы
В последнее время все большую популярность в России набирают так называемые бизнес-клубы. Зачем они существуют и как помогут не только начинающим, но и опытным предпринимателям, мы поговорили непосредственно с теми, кто принимает активное участие в работе таких организаций.
С чем вообще имеем дело
Бизнес-клуб – это некое добровольное сообщество предпринимателей, которые хотят научиться чему-то новому и готовы делиться собственным опытом. Объединяются в клубы бизнесмены из самых разных сфер. В таких комьюнити, как правило, проходят полезные лекции, мастер-классы, тренинги и даже полноценные форумы. Там можно не только почерпнуть полезную информацию, но и завести нужные знакомства, которые могут помочь в решении конкретных бизнес-задач. А некоторые новички даже находят наставников.
Бизнес-клубы бывают, как открытые, куда могут вступить практически любые желающие, так и закрытые. Во вторые можно попасть после собеседования или отбора по минимальному обороту и доходу. Также некоторые сообщества взымают плату с участников, а другие работают на бесплатной основе.
Сегодня в России работает большое количество бизнес-клубов. Часть из них мы разбирали в одном из наших прошлых материалов. Среди наиболее известных - Клуб молодых предпринимателей Росмолодежь.Бизнес, «Эквиум», «Атланты», «Среда», Russian Business Community и другие. Это далеко не все действующие сообщества в нашей стране. Полный список мы здесь приводить не будем. У каждого клуба свои заявленные цели и условия вступления. А мы сегодня подробно разберемся, зачем они вообще нужны предпринимателям.
Зачем вообще предприниматели приходят в клубы?
Как уже сказано выше, в сообщества бизнесмены приходят, как правило с практическими целями, а именно развивать дальше собственное предприятие. Впрочем, есть и банальные человеческие потребности. Как рассказал Порталу предпринимателей один из основателей клуба Т5 Павел Костюков, здесь крайне важен социальный аспект:
«Любому человеку нужна социализация, принадлежать к какой-то "стае". Человек хочет общаться с единомышленниками, передавать свой опыт, получать обратную связь от людей со схожими ценностями».
Схожего мнения придерживается Анна Харитонова, основательница консалтинговой компании «Лидер франшиз». По ее словам, люди любят объединяться в группы по интересам, а бизнес-клуб – это, прежде всего, сообщество. «Такие объединения нас поддерживают, мотивируют, заставляют двигаться вперед», – считает Харитонова и подчеркивает, что «бизнес-клубы — это еще и про новое окружение, новых друзей, новый уровень досуга и отдыха вместе».
Этот же тезис озвучил руководитель краснодарского бизнес-клуба КрылИя Сергей Вешняков. Он поясняет, что подавляющее большинство предпринимателей проводит свою жизнь в основном в работе, а потому им не хватает обычного общения. «Им хотелось бы разговаривать не только со своими работниками или одним-двумя партнерами, а увидеть таких же единомышленников, которых не два, не три, а достаточно много», - заключает Сергей Вешняков.
Из-за желания создать свой круг общения бизнесмены действительно охотно идут в клубы. По словам основателя и лидера Клуба Предпринимателей Среда Семена Лескова, именно это привело участников в его сообщество. «Для многих предпринимателей поделиться с другими своим опытом, помогает переосмыслить его и увидеть в нем новые грани», - уточняет он. Кроме того, часто так бывает, что в нынешнем окружении «катастрофически мало предпринимателей»:
«Например, вы испытываете долгие часы непонимания старых друзей, идущих другой стезей. С сотрудниками ситуация аналогичная и с семьей тоже. Получается, вокруг мало единомышленников. Часто бывает еще так, что предпринимателей вокруг масса, а единомышленников среди них немного. Такое бывает с теми, кто быстро развивается и крайне увлечен личностным ростом».
А вот основатель Russian Business Community Александр Пак уверен, что такой круг общения не ограничивается исключительно новыми контактами:
«Нетворк — это не только количество контактов, но и доверие, доверительные связи, вместе с которыми ты можешь делать и бизнес и развиваться как личность. И это может перерастать в дружбу, товарищество. И это взаимодействие, оно существует для развития во всех сферах».
Для кого конкретно существуют бизнес-клубы?
Многих начинающих предпринимателей беспокоит, что бизнес-клубы могут быть рассчитаны лишь на бывалых «бойцов», мол, новичкам там делать нечего. Однако, это не совсем так. Как мы уже выяснили, сообщества бывают самыми разными. По словам Павла Костюкова, одного из основателей клуба Т5, бизнес-комьюнити существуют абсолютно для всех, и важно найти именно тот клуб, который подходит человеку по уровню и по компетенциям.
«Если вы начинающий предприниматель с доходом 100 тыс. руб., не нужно стремиться попасть в клуб, где все зарабатывают от 20 млн. Знания, которые вы там получите - никак вам не пригодятся. Также вы будете в этом сообществе бесполезны. Вы просто не сможете ни с кем обменяться опытом. Если вы выбрали клуб, который подходит под ваш уровень, вы сможете получить актуальные знания и навыки», - объясняет Костюков.
Ему вторит руководитель PR-службы Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Юлианна Милевская. Она считает, что участие в сообществе эффективно только тогда, когда комьюнити отвечает внутреннему запросу предпринимателю:
«Для начинающих предпринимателей они одни, для опытных - другие. Нужно выбирать сообщества, которые наиболее полно соответствуют вашим интересам, целям и масштабам в бизнесе».
Другого мнения придерживается основательница консалтинговой компании «Лидер франшиз» Анна Харитонова. По ее словам, ничто так не ускорит начинающего предпринимателя, как соседство в клубе с опытными коллегами:
«Это, знаете, как теория рек. Когда попадаешь в более большую реку (например, стартапер попадает в клуб к миллиардерам), то эта река очень быстро дотягивает тебя до своего среднего уровня. Удивительно, что тебе для этого даже ничего особо делать не приходится. Просто нужно быть в обществе этих людей. И начинаешь думать и действовать, как они».
И все же Александр Пак, основатель Russian Business Community, напоминает, что в бизнес-клубах существует градация. Среди всего этого многообразия есть сообщества и для начинающих предпринимателей. Однако, существуют и узкоспециализированные клубы, которые работают на определенной нише. К примеру, такие комьюнити могут сделать упор на совершение сделок внутри клуба или на поиск инвестиций. О градации сообществ Порталу предпринимателей подробно рассказал руководитель бизнес-клуба КрылИя Сергей Вешняков:
«Бизнес-клубы и не для начинающих и не для каких-то крупных предпринимателей. Клубы в принципе разные. Есть такие, которые объединяют абсолютно всех предпринимателей, как наш, например. А есть такие бизнес-клубы, которые начинают работать с человеком или аудиторией, у которых товарооборот или доходная часть начинается, к примеру, с 500 тысяч или с миллиона».
Таким образом, по его словам, происходит градация. Но самая оптимальная ситуация, уверен Вешняков, это когда предприниматели, у которых хороший результат, помогают тем, которые только начинают свой путь. «Это самый отличный вариант бизнес-клуба», - подытоживает он.
Чем полезны все эти сообщества?
Самая главная цель бизнес-клубов – помогать предпринимателям. Это подтверждает основательница консалтинговой компании «Лидер франшиз» Анна Харитонова. Правда, она уточняет, что каждый, кто приходит в бизнес-клуб, имеет свои задачи.
«Кто-то только хочет создать бизнес, кто-то вывести уже имеющийся бизнес на новый уровень, кто-то найти новых бизнес-партнеров или полезные контакты для решения своих бизнес-задач. Большинство бизнес-клубов решают все вышеперечисленные запросы», - говорит она.
Именно помощь предпринимателям считает главной миссией бизнес-клубов и Сергей Вешняков, руководитель бизнес-клуба КрылИя. Но на этом, говорит он, полезность сообществ не заканчивается:
«Бизнес-клуб для этого и создан – для того, чтобы люди могли делиться опытом и учиться на чужих ошибках или перенимать чей-то опыт и практику. (…) Также очень часто бывает такое, что в один проект добавляются партнеры, прямо находясь в бизнес-клубе. Им это становится взаимно интересно. И это тоже может рождаться как отдельный вид бизнеса».
Более детально задачи бизнес-клубов описывает руководитель PR-службы Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Юлианна Милевская. По ее мнению, вступать в такую организацию стоит, если:
- вы чувствуете потребность отдавать и делиться опытом
- вам сложно единолично принимать управленческие решения
- у вас начинается профессиональное выгорание
- ваш бизнес в стагнации и нужна перестройка
- ваш бизнес резко растет, и вы осознаете нехватку компетенций.
Чаще всего, поясняет она, в бизнес-клубы вступают для того, чтобы усилить свое окружение, получить релевантный взгляд на свой бизнес со стороны, а также укрепить репутацию.
«Деловые сообщества сокращают издержки ведения бизнеса. Участники клубов часто делятся обратной связью о проектах друг друга, партнерства заключаются гораздо быстрее. Кроме того, деловые сообщества дают личностный рост и повышают эффективность бизнеса. А совместная работа дает возможность реализовывать больше форматов», - рассказывает Юлианна Милевская.
По словам основателя и лидера Клуба Предпринимателей Среда Семена Лескова, подобные комьюнити также дают участникам новый бизнес-инструментарий. Кроме того, появляется расширенное понимание того, как другие предприниматели решают свои задачи и проблемы. А «возможность поделиться опытом часто помогает не только переосмыслить его суть, но и стать более открытым новому опыту».
Полезность бизнес-клубов также различается в зависимости от характеристик такого сообщества. Но и запросы самих участников могут быть самыми разными, уверен Александр Пак, основатель Russian Business Community:
«Если брать начинающих предпринимателей, у них, как правило, запрос запустить, открыть бизнес, сделать первые шаги. И здесь аккумулируются весь опыт и ресурсы, чтобы добиться этой цели. Для тех, у кого уже нормальный опыт и нет гонки за результатом и ростом, у них более стратегические задачи и вопросы возникают соответственно точечные».
Несмотря на описанные различия, все участники подобных клубов объединяются в рамках общечеловеческих запросов, продолжает Александр Пак. И здесь могут решаться любые простые задачи, как, например, поиск подрядчика или исполнителя или визовый вопрос.
Об особенностях российских бизнес-клубов
Не секрет, что за границей, прежде всего в США, а также в Европе, бизнес-клубы – уже давняя устоявшаяся традиция. В нашу страну практика создания таких сообществ пришла позже, и для отечественных клубов характерны, как это часто бывает, российские нюансы, в том числе на уровне менталитета.
По словам Павла Костюкова, одного из основателей клуба Т5, различия между российскими и зарубежными бизнес-клубами кроются в мелочах. В частности. В нашей стране существуют некоммерческие бизнес-комьюнити. И таких почти четверть от всех клубов. Они могут содержаться за счет основателей и небольших членских взносов.
«То есть, основатель ничего не зарабатывает. Для американского предпринимателя это за гранью понимания. Это особенности менталитета, социализации. В России более развита культура помощи друг другу просто так», - рассказывает Павел Костюков.
Различия в менталитете подчеркивает и руководитель PR-службы Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Юлианна Милевская. Мол, на Западе такие бизнес-объединения традиционно отличаются элитарным характером, куда случайно попасть практически невозможно. «Участники должны соответствовать определенному социальному статусу и уровню заработка». – поясняет Юлианна Милевская. При этом многие российские клубы не имеют четко сформулированной цели и задачи, поскольку они еще находятся на пути становления.
О разных подходах в работе бизнес-комьюнити в России и за рубежом рассказывает и руководитель бизнес-клуба КрылИя Сергей Вешняков. При этом он подчеркивает, что в нашей стране такие сообщества отличаются «жадностью до информации», но зарубежным опытом не стоит брезговать.
«Они могут делать намного больше различных мероприятий, изобретая их практически из ничего. С другой стороны, бизнес в Европе и США развивается 200-300 лет. И у них уже есть различные модели, которые в России только начинают пробовать как клубы, так и сами предприниматели. И нам есть чему там поучиться. Это как старшие товарищи», - заключает он.