Дарья Гурина

Плохой хороший руководитель: как управлять коллективом в малом бизнесе

Плохой хороший руководитель: как управлять коллективом в малом бизнесе

Часто при управлении предприятием от директора требуется быть человеком-оркестром, совмещающим в себе hr-менеджера, управленца, экономиста и даже психолога. Бытует мнение, что управлять небольшой командой проще, однако это не так.  В управлении малым бизнесом есть масса нюансов, влияющих на эффективность труда и атмосферу в коллективе, но обо всем по порядку.

Управление персоналом – не только про управление людьми. При выборе и формировании системы управления руководителю стоит учитывать некоторые особенности, возникающие вследствие размера его предприятия.

Комплексный подход к организации деятельности и гибкость условий труда

В малом бизнесе сотрудникам часто приходится выполнять функции, напрямую не связанные с характером их труда. Поэтому при найме сотрудников в малый бизнес руководителю нужно учитывать способность соискателя к адаптации к новым условиям труда и внештатным обязанностям.
 
Отсутствие четкой организационной культуры
Когда в компании нет четкой иерархии, приоритеты сотрудников автоматически отходят от роста в должности до роста в зарплате и расширении круга должностных обязанностей. С одной стороны, работа в маленькой компании дает интенсивный рост по функционалу. С другой – те, кто стремится к престижу должности, могут не засидеться долго в вашей компании, так как расти особо некуда.
 
Слухи-слухи
Когда коллектив маленький, тяжело скрыть от сотрудников какую-либо внутреннюю информацию. В таком случае тяжело не превратиться в «семейный подряд», за границы которого никакая тайна никогда не выйдет.

Меньше бюрократии

В трудовом договоре сотрудников малого бизнеса зачастую сложно прописать все трудовые обязанности, которые они должны выполнять. С одной стороны, пул обязанностей можно корректировать с учетом ситуации по каждому человеку. С другой стороны, в коллективе не будет четкого понимания, что влияет на размер оплаты труда. Могут образовываться «любимчики» руководителя и случаться конфликты.

Профессиональное обучение – не в приоритете

Часто руководитель может недооценить необходимость обучения и повышения квалификации своих сотрудников, а зря. Полное или хотя бы частичное возмещение необходимых курсов не только повысит уровень профессионализма ваших кадров, но и создаст привлекательный образ работодателя, что очень важно.

Меня вам рекомендовали

Если фирме нужен сотрудник, рекомендация одного из коллег может стать чуть ли не единственным фактором, по которому этого сотрудника возьмут на работу, за него же поручились. Кажется, это неправильно, ведь такого человека не будут оценивать за его профессиональные навыки так, как других соискателей на должность. Но в малом бизнесе, да и вообще, в бизнесе, очень важны неформальные связи, контакты, личные знакомства, которые в будущем могут принести заказы. Тогда в игру вступает принцип взаимной выгоды.

Социальный пакет или как защитить себя на работе

В больших компаниях четко выстроены принципы социальной защищенности сотрудников: в должностных обязанностях, правах на труд и отдых, оплате отпусков и больничных, и иных форм обязательств работодателя перед сотрудниками. К сожалению, в малом бизнесе зачастую действует лишь один документ, способный хоть как-то регулировать отношения между работодателем и работником – Трудовой кодекс РФ.

Деньги, деньги и еще раз деньги

Если компания сменила форму собственности с государственной на частную, то будет иметь превосходство в капитале – оборудовании, помещениях, уставных отношениях. Так, можно вкладывать деньги в развитие сотрудников или неформальные мероприятия, участия в конференциях. Но ребром встает вопрос о гибкости бизнеса, ведь рынок диктует свои условия для существования в нем компаний. Это может тормозить развитие фирмы и доходность ее работы.

 

Теперь понятно, что управлять персоналом в малом бизнесе не так легко, как кажется на первый взгляд. Если вы дочитали до этого предложения, позволим себе дать небольшой совет, как управлять сотрудниками эффективнее. Совет прост – разговаривайте. В любой непонятной ситуации нужно интересоваться у ваших подчиненных, что идет не так, чего им не хватает, что беспокоит. Поскольку взаимодействие между коллегами и руководством в малом бизнесе обычно очень тесное, то организовать личные или групповые встречи, созвоны с комфортной для вас периодичностью станет прекрасным решением и прозрачной процедурой для решения проблем и конфликтов.

Чем полезна обратная связь от ваших сотрудников:

- станут прозрачнее процессы внутри бизнеса, права и обязанности каждого члена коллектива, если вы четко донесете всем их инструкции по работе или изменения в них;

- исчезнут слухи, жалобы и доносы, ведь «почва» в них исчезнет сама собой;

- повысится экологичность отношений в коллективе, взаимоуважение и сплоченность между коллегами (а это 50% успеха);

- повысится оперативность решения текущих и назревающих проблем сотрудников;

- ваш образ руководителя изменится с «недоступного не эмпатичного босса» на «заботливого ответственного руководителя».

Как общаться с сотрудниками?

Есть несколько способов достичь пунктов, указанных выше. Вы можете выбрать несколько и интегрировать их в бизнес-процессы с определенной периодичностью и системой оценки:

1. Беседы тет-а-тет. Тут все просто: можно получать обратную связь от каждого сотрудника, выделяя для этого слот в течение рабочего дня. Так человек сможет задать интересующие его вопросы, выразить мнение по интересующей вас проблеме в спокойной обстановке. Если в течение дня нет возможности найти время для беседы в офисе, договоритесь о созвоне в любом удобном видео-сервисе.

2. Групповые встречи. Кажется, что такой формат бесед будет похож на кружок анонимных алкоголиков? Спешим вас заверить, что это не так. Если выстроить план для беседы и организовать для нее комфортную обстановку, то разговор пойдет сам собой. Можно проводить такие встречи вне офиса – на природе, в кофейне, в коворкингах.

3. Чек-лист для персонала. Понятная и доступная форма, где должны быть собраны все правила, направления деятельности, возможности для сотрудников, процедуры и условия работы и взаимодействия. Так, информация будет унифицирована для всех, что позволит избежать недопонимания процессов в вашей компании. Можно оформить такую памятку в эстетичной форме, можно – в виде строгого бланка, тут уже вам решать.

3. Доска объявлений. Такой метод известен еще со школы, когда все объявления о мероприятиях, кружках и экзаменах вывешивались в одном месте. Так и на работе: вся информация о предстоящих важных встречах, событиях, аудитах и пр. может обновляться на доске объявлений. Ее можно сделать электронной, или упаковать в регулярную рассылку в вашем рабочем чате или почтовом ящике.

4. Форма обратной связи. Хорошая альтернатива личным беседам, но не ее замена! Форма обратной связи нужна для сбора текущих вопросов, не требующих глубокого погружения. Или для ситуативных тем, например, внедрения новой системы мотивации, или идей по развитию бизнеса. Главное – не оставлять сообщения в такой форме без ответа, письменного или устного.

Конечно, любой из наших советов можно и нужно адаптировать под ваши бизнес-процессы. Это лишь общие рекомендации, как наладить управление коллективом и атмосферу в нем. И помните, образ руководителя влияет на многое в любом бизнесе, большом или малом. Заинтересованность в настрое ваших сотрудников, участие во внутренних процессах позитивно влияет не только на ваш имидж, но и продуктивность всего предприятия.

Партнеры
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://www.fcaudit.ru