Виталий Гольденберг

Креативные индустрии: совместимы ли творчество и бизнес?

Креативные индустрии: совместимы ли творчество и бизнес?

Сектор креативных индустрий уже давно стал одним из приоритетов экономики для многих стран мира. Для России это пока малоизученная отрасль, у которой есть большой потенциал. К креативным индустриям относят более 30 видов деятельности, включая архитектуру, дизайн, СМИ и многое другое. Эксперты уверены, что за этой сферой экономики будущее. Давайте разбираться.

Что такое креативные индустрии и почему это так важно?

Если говорить чисто экономически, то «креативные индустрии» — это сектор экономики, связанный так или иначе с интеллектуальной деятельностью человека. Впервые о креативных индустриях заговорили чуть более 20 лет назад на страницах американской прессы. С тех пор этот термин стал только шире. Он также используется в социокультурной сфере. Там креативные индустрии определяются как некий новый тип развития культуры, где объединяющей силой выступает творчество, но также используются новые технологии и открытия. При этом сектор креативных индустрий сегодня, как правило, не привязан к конкретному месту, а потому может влегкую выпускать товары и услуги для международного рынка. Сильный толчок к развитию этой сферы дает, в частности, глобальная цифровизация. Креативные индустрии можно разделить на несколько классов:

Искусство и культура. Сюда можно причислить фотографию, изобразительное искусство, музыку, фестивали, выставки и так далее.

Архитектура и дизайн. Помимо архитектуры речь также об интерьерном, графическом и промышленном дизайне, дизайне среды и моде.

Медиа и коммуникации. Это пресса в любых ее проявлениях (оффлайн и сайты), телевидение, кино и сериалы, звукозапись, блогерство, а также пиар.

Цифровые технологии. Создание сайтов, мобильных приложений и ПО, видеоигр, ИТ-стратегии и планирование.

Когда человек неосведомленный слышит про креативные индустрии, то может возникнуть ложное первое представление о том, что речь в большей мере о творчестве и в меньшей о бизнесе. Но это не совсем так. Капитализация этого сектора в мире сегодня превышает два триллиона долларов. В одних только США в креативных индустриях занято более 30 миллионов человек. В России вклад креативных индустрий в ВВП составляет около пяти процентов. В целом эта ветвь становится значимым драйвером экономического развития не только в развитых, но и развивающихся странах.

При этом стоит отметить, что креативные индустрии развиваются гораздо быстрее, чем другие отрасли, например, так же промышленность. Показательна в этом плане пандемия коронавируса. Когда весь мир находился в состоянии локдауна, а экономика по большей части ощутила на себе серьезный спад, креативный сектор вырос почти на 15 процентов. Эксперты объясняют этот феномен тем, что создание продукта в креативных индустриях не требует больших материальных затрат, а потребление практически не ограничено. Кроме того, творческие индустрии привлекают массово молодежь, что также положительно влияет на развитие этой сферы. И еще пара интересных фактов. 2021 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом креативной экономики и устойчивого развития. А эксперты Европейской комиссии отмечают нетипичность занятости в креативных индустриях. Эта ветвь экономики более гибкая, проектная, мобильная и требует индивидуального мастерства.

Немного цифр на примере Москвы:

Если верить докладу Высшей школы экономики, то почти половина субъектов креативного сектора столицы – это ИП. Причем в некоторых отраслях они доминируют. Это фотография (84,7 процента), арт-индустрия (84,4), дизайн (79,1), музыка (77,5), кино и анимация (67,4).

Согласно данным Агентства креативных индустрий, 96,6 тысяч организаций Москвы ведут свою деятельность в этой области. Это порядка 384 тысяч сотрудников. В минувшем году выручка этих компаний превысила три триллиона рублей.

Больше всех заработали те организации, которые занимаются ПО и компьютерными играми: 1 111, 8 млрд руб. и 155 тыс. занятых,  рекламой: более 800 миллиардов рублей (810,6 млрд руб.) и 56 тыс. занятых, архитектурой (505,0 млрд.руб. и 37 тыс.занятых), кино, анимацией и телевидением (444, 1 млрд. руб. и 39 тыс. занятых). Хорошую выручку показала также индустрия издательского дела и моды, обеспечивая 284,9 млрд.руб. и 145, 7 млрд. руб. выручки, соответственно.

Как стать частью креативных индустрий?

После такого ликбеза людей, далеких от креативных индустрий, наверняка заинтересовал вопрос, как же стать частью всего этого прогрессивного направления. Эксперты в этой области уверены, что в первую очередь нужно следить за трендами. Показательна в этом плане пандемия. По мнению Екатерины Черкес-заде, директора первого в России университета креативных индустрий Universal University, она обнажила те профессии, которые теперь будут массово востребованы. Вот основные направления.

Дизайн и разработка приложений. Когда классический бизнес начал переходить в Сеть, резко вырос спрос на веб-дизайнеров, бренд-дизайнеров, дизайнеров мобильных приложений и дизайнеров пользовательского опыта. Этот тренд, по словам Черкес-заде, сохранится.

«В ближайшие годы, вне зависимости от направления дизайна, у профессионалов будут цениться навыки критического мышления, гибкость, понимание международного контекста, что позволит (как это случилось во время распространения вируса) в один момент перестроить производство и начать работать на глобальный рынок», - уверена специалист.

Разработка игр и компьютерная графика. В этой сфере во время пандемии можно было наблюдать самый настоящий бум. И наша страна здесь не исключение. Согласно данным PwC, Россия занимает третье место в мире по киберспортивной аудитории (после Китая и США). А глобально количество вакансий в игровой индустрии выросло почти в полтора раза только за первый квартал этого года. И спрос на программистов, геймдизайнеров и художников в этой сфере, по мнению экспертов, будет только расти.

Кино, сериалы и музыка. Киноиндустрия, музыкальный рынок, а также сфера искусства очень сильно пострадали из-за локдауна. В итоге эти области экономики начали перестраиваться. Пандемия стала для них неким драйвером новых идей и форматов, пояснила Черкес-заде. И здесь как раз потребуются люди, готовые это все разрабатывать.

Если с основными важными направлениями в креативных индустриях мы более-менее разобрались, остается вопрос, как научиться востребованной профессии. И тут в нашей стране рынку образовательных услуг есть что предложить. По словам режиссера и продюсера Алены Кукушкиной, самыми подходящими здесь будут НИУ ВШЭ, Британская высшая школа дизайна (БВШД), Институт «Стрелка», Академия коммуникаций Wordshop, а также проекты Роскультцентра.

«Нужно искать комьюнити, в котором активно идут креативные процессы. И стараться стать частью этого творческого объединения. Потому что ты двигаешь комьюнити, а комьюнити продвигает тебя. Важно участвовать в программах и конкурсах, которые инициирует государство», - советует Кукушкина.

Обучаться можно и в образовательных проектах Агентства креативных индустрий (АКИ). Агентство позиционирует себя как центр развития и поддержки творческого бизнеса и креативной инфраструктуры города Москвы Его столичные власти запустили в минувшем году. Руководитель департамента предпринимательства Алексей Фурсин тогда заявил, что креативные индустрии – динамично развивающийся сектор экономики Москвы.

«По последним данным в столице работают около 100 тысяч креативных компаний и индивидуальных предпринимателей, в которых заняты более 400 тысяч человек. Совокупная выручка составляет свыше 3 миллиардов рублей», - сообщил Фурсин.

Сегодня АКИ предлагает несколько образовательных программ в этой сфере:

Стартап-школа для креативных индустрий. Совместный проект совместный проект Агентства креативных индустрий и ГБУ «Малый бизнес Москвы». Представляет собой отраслевой 5-дневный курс для тех, кто хочет стать владельцем креативного бизнеса и превратить свой навык или хобби в доходное дело. Подробнее здесь.

Акселератор креативных индустрий. Эта программа рассчитана на предпринимателей, у которых есть запрос на трансформацию продукта, привлечение клиентов, развитие, оптимизацию и масштабирование своего бизнеса. Акселератор креативных индустрий включает в себя 3 программы: обучающую, акселерационную и постакселерационную. Подробнее здесь.

Moscow Film Accelerator. Это площадка для эффективной коммуникации между профессионалами отрасли производства и молодыми творческими командами. Мероприятия акселератора направлены на увеличение объема производства качественного и востребованного игрового и документального сериального видеоконтента, а также увеличение числа специалистов в области производства медиапродукта. Поучаствовать могут сценаристы, продюсеры и режиссеры. Подробнее здесь.

Образовательные программы партнеров «Арт.Техноград». Совместный проект АКИ и инновационно-образовательного комплекса «Техноград» на ВДНХ. На территории этого современного и высокотехнологичного пространства, расположенного на территории ВДНХ, реализуются образовательные программы, курсы, мастер-классы, лекции, выставки для сотрудников организаций, работающих в сфере креативных индустрий, а также для самозанятых. Подробнее здесь.

А вот эксперт в сфере создания и запуска цифровых продуктов Максим Лозовский считает, что для захода в креативные индустрии не стоит ограничиваться выбором конкретного вуза. По его мнению, нужно овладеть фундаментальными вещами, такими как иностранные языки, техника рисунка, языки программирования, основы музыкальной гармонии и многое другое. Кроме того, Лозовский советует начать вести собственный блог или помогать с организацией мероприятий из креативной сферы. При этом, по его словам, важно «изучать себя, а не конкретную индустрию».

Не Москвой единой…

Может сложиться впечатление, что креативные индустрии – удел лишь больших городов. В случае России это, в первую очередь, действительно Москва. Но это не значит, что за пределами МКАД этот сектор мертв. В регионах также активно развиваются творческие индустрии и создаются соответствующие кластеры.

В апреле этого года стало известно, что кластеры для творчески ориентированных предпринимателей создадут в 30 регионах России. Среди них Ульяновская, Иркутская, Новгородская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Новосибирская и Рязанская области, а также Удмуртская Республика и Ханты-Мансийский автономный округ. В каждом из этих регионов до конца этого года запустят по три креативных кластера. Созданы они будут на базе объектов бывших промзон.

«По итогам этого проекта мы хотим сформировать несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые в дальнейшем могут тиражироваться в части вовлечения в экономику регионов тех промышленных территорий, которые сейчас не используются», — пояснила прессе генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

Какое будущее ждет креативную индустрию в мире и России?

Как рассказали Порталу предпринимателей в Агентстве креативных индустрий, эта сфера экономики будет активно развиваться в ближайшее время во всем мире. При этом США идут по пути моноиндустриальных креативных городов. Там ставка делается на какую-то конкретную отрасль, например, ИТ. Похожая тенденция и в Азии. А вот в нашей стране другой подход, где «происходит взаимодействие сразу всех творческих направлений», то есть получается такая кросс-индустриальность. При этом в каждом регионе свои локальные подходы к работе с креативными индустриями и свое законодательство. В федеральный закон такое понятие как творческие индустрии вообще пока не внесен.

Оборот российских креативных индустрий растет от года к году. По прогнозам Центра стратегических разработок, к 2024-му доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5 процента, а к 2035-му – 10 процентов. Именно такая задача, то есть достичь показателей ведущих стран, сейчас стоит перед российской креативной индустрией, пояснили в АКИ. Пока эта цифра не достигает и трех процентов.

Сегодня во многих регионах вводят системные меры поддержки и продвижения продуктов и услуг креативных индустрий. По данным Атласа творческих индустрий на нынешний год, выручка организаций, задействованных в этой отрасли (их почти 750 тысяч, что составляет почти 10 процентов всех компаний страны), превышает 10 триллионов рублей. При этом в креативных индустриях заняты около 5 % от числа сотрудников всех российских предприятий.

 

Фото автора Anna ShvetsPexels

Партнеры
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/