Как вывести на рынок своего чат-бота: история стартапа MindGap
MindGap — набирающий популярность российский сервис улучшения сна, питания и памяти. В этой статье — о том, чему их успех и опыт сотрудничества с платформой «Конструкториум» может научить молодых стартаперов
Когда год назад Алексей Пахомов с партнерами запускал стартап MindGap, ему было 24 — и идея открыть проект в онлайн-образовании стала результатом долгого изучения рынка. С тех пор прошел год, и благодаря поддержке платформы «Конструкториум» MindGap сегодня — это три сервиса для улучшения качества жизни: чат-боты для нормализации сна и питания MindGap Eat и MindGap Sleep и полноценный курс по улучшению памяти MindGap Memory.
Миссия стартапа MindGap — не просто дать каждому возможность правильно питаться, лучше спать и развить свой мозг, но и повысить личную эффективность клиента методами, органично вписанными в повседневность. Так, чат-боты MindGap помогают проходить индивидуальный курс по нормализации сна и питания прямо в Telegram, а курс MindGap Memory из серии лекций и заданий выполнен в нативной форме, доступной аудитории из любых возрастных групп.
Как всё начиналось: ЦА и монетизация
Когда MindGap заходил на рынок, он — не считая нескольких не столь активных конкурентов — не был особенно занятым. А вот спрос рос динамически: консультации сомнологов, сопряженные курсы йоги и ЗОЖ-марафоны во время пандемии стремительно набирали популярность.
Именно стремление создать продукт по улучшению качества сна задало направление всему проекту. При этом целевая аудитория у продуктов разнилась по возрасту, платежеспособности и мотивации: если 25-35-летние клиенты MindGap Sleep чаще всего жаловались на переработки и стресс, то люди от 35 и старше чаще обращались к сервису из-за возрастных проблем со здоровьем. Похожее разделение наблюдалось и в случае с улучшением памяти: если клиенты от 35 лет пользовались сервисом скорее в профессиональных целях для лучшего запоминания рабочей информации, то группа «45+» стремилась скорее поддержать общее физическое состояние организма.
При этом практика позволила скорректировать ряд первоначальных расчетов: так, на первых стадиях монетизация строилась на подписке на несколько месяцев и направлений, соединявшей в себе несколько продуктов. От нее отказались, перейдя к возможности оплаты разных сервисов на меньшие сроки: целевая аудитория и средние чеки у продуктов отличались.
Важнейшей стадией разработки стали консультации с экспертами: так, серьезную консультационную помощь проекту оказала команда врачей-методистов, в том числе Дарья Лебедева — врач-сомнолог, руководитель направления «Медицина сна» ЦКБ Управления делами Президента РФ.
Как привлекали инвестиции и чем помог «Конструкториум»
На первых порах основатели ощущали нехватку организационного опыта — и решить проблему помогла платформа по сопровождению молодых предпринимателей «Конструкториум»: ее эксперты не просто проконсультировали стартаперов по организационно-методическим вопросам, но и дали им все необходимые знания для отладки бизнес-процессов.
Именно через «Конструкториум» MindGap отправили заявку на получение инвестиций в фонд «Молодежная предпринимательская инициатива»: пройдя этапы питчинга и презентации проекта перед инвесткомитетом, стартап получил положительное заключение. Средства инвесторов не просто помогли проекту ускорить работу над кастдев-интервью и разработкой продукта, но и дали проекту «подушку безопасности», сохранившую его несмотря на турбулентность в экономике.
CustDev-стадия: уроки и инсайды
Для каждого из трех продуктов в MindGap проводили кастдев-интервью [1] один на один на платформе Zoom (среднее время — 30...60 минут). Собранные данные стали незаменимыми в анализе потребностей клиентов и помогли доработать основные особенности продуктов. Как показала практика, после 15...20 кастдевов начинают выявляться самые частотные запросы аудитории, а к третьему-четвертому десятку их удается закрепить, поэтому начинающим проектам основатели советуют довести число интервью до 15...30.
Кроме этого, перед исследованием рынка команда провела 50 кастдев-интервью, а к уже опрошенным клиентам неоднократно возвращались спустя время, чтобы собрать как можно более качественную обратную связь. На стадии запуска MVP (Minimum Viable Product — минимально жизнеспособного продукта) команда давала пользователю пройти 1 полноценный день курса, чтобы лучше освоить формат обучения, — обратная связь после теста оказалась исключительно полезной для разработки конечного продукта.
Что важно знать стартаперу на стадии питчинг-презентации?
Презентуя проект перед инвесторами, основатели проекта пришли к главному выводу: при подготовке к презентациям важно не питать излишних надежд. Важно сконцентрироваться на продукте и максимально доступном качестве услуг, не строя амбициозных планов: отказ от первых инвесторов — далеко не редкость, но неопытного бизнесмена он может демотивировать.
Последний пункт важен и с точки зрения инвесторов: очень часто даже перспективные проекты получают финансирование лишь с 4...5 раза. Если «выбитый из колеи» первым или вторым отказом стартапер начинает колебаться, он рискует не получить денег вовсе: инвесторы вряд ли передадут судьбу своих сбережений в руки человеку, которого легко лишить желания развивать бизнес.
Что дальше?
Сегодня команда MindGap сконцентрировалась на проверке продуктовых гипотез и конструировании финансовой модели: стартап планирует выделить одно ключевое направление, монетизация которого позволит финансировать остальные продукты, развивать «экономику» проекта и сокращать затраты.
[1] Кастдев (CustDev, Customer Development) — процесс опроса потребителей для выявления их проблем и адаптации продукта под прямые запросы клиентов