Как начинающему предпринимателю участвовать в тендерах. Часть 1
Некоторые заказы небольшие компании могут получить только через участие в тендерах (или закупках). Тендер — это один из способов совершать закупки, когда заказчик объявляет, какой продукт или услугу хочет получить, а потенциальные исполнители предлагают свои варианты решения задачи. В первой части статьи о тендерах расскажем, какие виды закупок существуют, чем они отличаются друг от друга, какие законы регулируют проведение тендеров и где искать заказы.
Виды тендеров
Участие в тендерах – не самая простая процедура. Чтобы лучше ориентироваться в этом процессе, расскажем об основных терминах.
В зависимости от организатора тендера, они делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.
- Государственные тендеры. Здесь организаторами выступают госкомпании, бюджетные и муниципальные учреждения. К примеру, школа или городская больница закупает специальное оборудование. Закупки в этом случае проводятся в соответствии с 44-ФЗ. В случае, если нужен исполнитель для капремонта общего имущества многоквартирного дома, то здесь вступает в силу постановление правительства № 615.
- Тендеры для компаний с госучастием. Их устраивают компании, которые частично или полностью принадлежат государству, а также компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. К этим категориям относятся нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании. Они следуют 223-ФЗ и внутренним положениям компаний о закупках, которые можно найти в открытом доступе.
- Коммерческие тендеры. Их могут проводить любые негосударственные компании. Такие закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.
У разных тендеров есть свои особенности и условия. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.
Тендеры разделяют на три группы по составу участников:
- Открытые закупки. Информация о них размещена в открытом доступе. Принять в них участие может любой желающий.
- Закрытые закупки. Здесь организатор сам решает, какие компании будут участвовать в тендере.
- Закупки с ограниченным участием. К ним могут присоединиться все, кто соответствует специальным условиям. Например, обладает определенным видом оборудования, квалификацией и т.д.
Также закупки разделяют по количеству этапов на одноэтапные и двухэтапные.
- При одноэтапном тендере победителя выбирают в один этап, руководствуясь полученным предложением от участника. Здесь не нужны дополнительные встречи и обсуждения.
- При двухэтапном тендере заказчик, как правило, сначала выбирает наиболее интересные ему предложения, а затем выбирает среди них лучшее. При этом в процессе отбора заказчик может уточнить информацию у участников, а также попросить их доработать заявку перед финальным отбором.
Кроме этого, тендеры делятся на несколько видов по способу закупок.
- Конкурс. Участники предлагают свои условия. Побеждает тот, чьи условия покажутся лучше заказчику. К примеру, если компании нужно создать раздаточные материалы к мероприятию (блокноты, ручки, буклеты), она выберет того подрядчика, который предложит наиболее интересный дизайн и более высокое качество.
- Аукцион. Основным критерием здесь выступает цена. Побеждает тот, кто предложит наиболее низкую цену.
- Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки предоставления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.
- Запрос предложений. Как и в случае конкурса, заказчик выбирает предложение с наилучшими условиями. Отличие от конкурса здесь в установленных сроках проведения тендера. Как правило, они не превышают 10 дней.
- Закупка у единственного поставщика. Существует и неконкурентный способ закупок. В этом случае заказчик сам отдает контракт конкретному исполнителю. Это происходит, когда в роли подрядчика выступает монополист. К примеру, если нужно обеспечить крупные железнодорожные перевозки, очевидно, что исполнителем будет РЖД.
Где искать тендеры, и какие законы их регулируют
Как правило, тендеры ищут на электронных торговых площадках — ЭТП. Информацию о них можно найти в интернете самостоятельно или зайти на сайт одной из компаний, которые занимаются тендерным сопровождением, например, «Открытые торги».
Если вы только начинаете работу с тендерами, лучше всего зайти на сайт госзакупок. Здесь размещены все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. В обоих случаях подрядчиками (или поставщиками) могут выступать юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Расскажем, чем отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ.
№ 44-ФЗ
Этот закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и строго описывает этапы торгов: планирование, порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций. Заказчики по 44-ФЗ следуют четкому плану проведения закупок. Исполнители могут быть уверены, что с победителем точно заключат контракт и оплатят работу вовремя. Если заказчик нарушит закон, он получит административный штраф. Если происходят нарушения со стороны участников, их вносят в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и запрещают участвовать в госзакупках в течение двух лет.
В роли заказчика могут выступать:
- государственные органы власти;
- госкорпорации (Росатом и Роскосмос);
- публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»;
- казенные учреждения с госбюджетом.
Какие исполнители получают преимущества:
- субъекты малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (МСП и СОНКО);
- организации инвалидов;
- уголовно-исполнительные учреждения;
- поставщики товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Госзаказчики обязаны ежегодно 15 % всего объема закупок проводить среди МСП и СОНКО.
На каких площадках проводят электронные торги
Госзакупки по 44-ФЗ проходят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.
Извещение и документы обязательно публикуют на Главном портале закупок ЕИС. Участники должны зарегистрироваться в этой системе, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует в течение трех лет.
№ 223-ФЗ
Этот закон устанавливает только общие особенности проведения торгов. Заказчики должны самостоятельно составить положение о закупках со своими правилами, регулирующими закупочную деятельность. В положении прописывается, как и в какие сроки будут проходить торги, какие требования к форме заявки, участникам и т.д.
Если вы хотите участвовать в торгах по 223-ФЗ, для начала хорошо ознакомьтесь с положением о закупке конкретного заказчика.
В роли заказчика могут выступать:
- госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочерние компании, естественные монополии (РЖД);
- организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами;
- бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Какие исполнители получают преимущества:
- субъекты малого и среднего бизнеса (МСП);
- поставщики российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.
Малому и среднему бизнесу обязаны отдавать 20 % годового объема всех договоров.
На каких площадках проводят электронные торги
Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.
Закупки публикуют на Главном портале закупок ЕИС, если:
- начальная максимальная цена (НМЦ) превышает 100 тысяч рублей;
- НМЦ превышает 500 тысяч рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей;
- закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.
В следующей части статьи расскажем, что нужно сделать для участия в тендерах и как повысить свои шансы на победу при большом количестве конкурентов.
Фото автора Karolina Grabowska: Pexels