DREAM TEAM ИЛИ КАК СОБРАТЬ КОМАНДУ МЕЧТЫ
Малому бизнесу нелегко выдержать конкуренцию за сотрудника с крупными компаниями. Это особенно актуально для стартапов, где кадры, пожалуй, главный ресурс на любой стадии проекта. Попробуем разобраться, как фаундеру бизнеса окружить себя самыми лучшими коллегами.
Главные вопросы, который встают перед фаундером бизнеса на этапе набора команды: где и кого искать, чем мотивировать, как объединить людей вокруг себя и проекта и как всем этим управлять?
Где искать?
Многое зависит от бюджета поиска: или вы ищите кандидатов своим трудом, или пользуетесь услугами сайтов с вакансиями. Сперва проработать портрет соискателя, возможный список компаний, откуда вы хотели бы схантить кандидата: что можно ему предложить и чем заинтересовать?
Самые дешевые и простые способы поиска:
- в социальных сетях и Telegram-каналах;
- на агрегаторах вакансий/резюме и на биржах фриланса;
- с помощью друзей и знакомых – сарафанное радио;
- на тематических форумах и мероприятиях.
В маленьком коллективе люди должны подходить друг другу по духу, поэтому нанимайте коллег сами. Оценивать людей можно и нужно не только по профессиональным, но и по личным качествам и ценностям.
Кого искать?
Много зависит от ниши вашего бизнеса. Но есть внегласное правило:ищите профессионалов. Лучше взять одного «дорогого» сотрудника, чем двоих с небольшим опытом.В крупной компании есть устоявшаяся структура и наставники, там которой ошибки новичка не будут столь серьезными для бизнеса. В стартапе же каждая ошибка может стать роковой.
Ищите «достигаторов» - тех, кто «победитель по жизни». Чтобы понять это, спросите их о достижениях не только карьерных, но и личных. Прекрасно, если это будет их любимое хобби. По мнению Елены Челокиди, владелицы тренинговой компании, издателя и приглашенного преподавателя ведущих российских вузов, Президента Ассоциации профессиональных командных коучей и бизнес-менторов, «такими сотрудниками нужно управлять с умом: с одной стороны, признавая экспертность и давая свободу, с другой – устанавливая однозначные рамки требований и их соблюдения; стоимость услуг таких специалистов достаточно высока. У молодых специалистов размер оплаты труда ниже, в большинстве случаев большая мотивация – получить новый опыт, они готовы учиться и быстро впитывают культуру и атмосферу компании и команды. При этом нужно вкладываться в обучение, есть риски периода адаптации и ошибки в процессе работы».
Зарплата или возможности?
Конечно, заработная плата – один из основных мотиваторов людей работать. Но в стартапе на старте не приходится говорить о золотых горах.
Мотивировать и удерживать сотрудников можно на амбициях. Стартап – про новаторство, драйв, быстрое развитие процессов. Но также и про честолюбие, иначе зачем люди переходят из компаний в стартапы?
Амбиции самореализации, вызовов и честолюбия способны побудить опытного сотрудника выбрать еще начинающий стартап.
Елена Челокиди назвала несколько важных вопросов самопроверки на этом этапе: «Для выполнения рабочих функций в любой команде нужно позитивное подтверждение материальное или не материальное. Это одна из основополагающих задач при запуске. Что будет удерживать сотрудников вместе? О чем они будут вспоминать в период конфликтов и притирки? Что поможет им максимально вложится на старте, когда еще не все процессы отлажены для того, чтобы максимально быстро выйти на уровень нормальной и эффективной работы?»
Как объединять?
Не зря был придуман бренд работодателя. Если вы думали, что это работает только в крупных компаниях, то нет. Любой руководитель должен озаботиться тем, чтобы в команде был дружелюбный микро- и макроклимат.
Чтобы коллеги захотели приводить на работу своих друзей и говорили, как здорово работать в вашем стартапе, нужна корпоративная культура: стажировки, тимбилдинги, встречи по задачам, совместные шторминги точно сплотят.
Как управлять?
И все-таки ваша главная роль – руководить. Хороший руководитель – делегирующий и доверяющий руководитель. Плох тот руководитель, который контролирует все и вся. Иначе зачем мы говорим о команде мечты?
Развитие вашей команды и дела напрямую зависит от роста каждого сотрудника и его мотивации к новым задачам. Нет, это не значит, что нужно свалить всю ответственность на команду. В некоторые моменты нужно принимать ключевые решения, а это задача только руководителя.
И помните, что ваша команда – ваш главный ресурс не только на старте бизнеса. Будьте открытым, внимательным и рациональным руководителем, и ваши соискатели вас найдут.