Этапы развития стартапа мечты.
Не секрет, что создание собственного проекта не редко начинается с гениальной мысли, внезапно пришедшей в голову, или же с удачного стечения обстоятельств. Благодаря им бизнес может начать стремительно расти, однако, со временем, доходы снижаются и бизнес терпит крах. Зачастую, это происходит из-за неверного бизнес-плана и выбора стратегии. Решением данных проблем служат схемы этапов развития стартапа, которые помогают ориентироваться в постоянно меняющейся бизнес-среде, оценивать риски и преимущества стартапа, а также собственные силы и возможности.
Для начала стоит рассмотреть само определение стартапа. К примеру, Пол Грем писал: «Стартап – это компания, созданная для быстрого роста», другое определение стартапу дал Эрик Рис: «Стартап – это организация, целью которой является создание продуктов и услуг в условиях экстремальной неопределенности». Таким образом, можно выделить два существенных признака стартапа, которые будут определять этапы его развития, а именно – быстрый рост и нестандартные обстоятельства.
Теперь переходим к главному, какие же этапы обычно выделяются в развитии бизнеса? Традиционно выделяют следующие 8 пунктов:
1. Идея
2. Pre-seed: этап, когда у компании уже есть бизнес-план, команда и прототип продукта.
3. Seed: обычно, самый длительный этап, когда молодая компания проверяет продукт, бизнес-модель и команду на жизнеспособность. Зачастую, в процессе меняется концепция, продукт, а иногда и направление деятельности.
4. MVP, то есть создание прототипа продукта.
5. Альфа-версия
6.Закрытая бета-версия
7. Открытая бета-версия
8. Edit – полноценный выход бизнеса на рынок.
Однако, существует и другой вариант деления на этапы. В 1990 году известный американский предприниматель, создатель 7 успешных стартапов, Стив Банк, решая главную проблему стартапов, а именно большую ориентацию на продукт, нежели на клиентов, создал подход Customer development. Согласно ему, в процессе развития собственного дела оба направления развиваются параллельно.
Работу с клиентами Бланк делил на 4 этапа:
1. Обнаружение клиентов
2. Валидация
3. Формирование
4. Создание
Второе, а именно, разработку продукта, он делил на:
1. Концепт
2. Развитие продуктов
3. Бета-тесты
4. Запуск
Таким образом, система Стива Бланка описывает процесс развития собственного дела несколько иначе, нежели остальные подходы. Тем не менее, она получила большую популярность и сыграла свою роль в развитии многих компаний, в то время находившихся на стадии стартапа.
Суммируя все выше сказанное, можно прийти к выводу, что развитие стартапа – это сложный процесс, включающий разные этапы, для каждого из которых характерны свои особенности, трудности и риски. Однако, сколько бы не существовало подходов к описанию этапов развития стартапа, подбирать стратегию нужно отталкиваясь от конкретного бизнеса, его идеи, задумки и особенностей – это и является главным критерием успеха, обеспечивающим ему успешное будущее.
Автор: Алексей Титов