Бизнес для людей: как он устроен?
Социальное предпринимательство как явление выделяется некоторыми экспертами в отдельный сегмент. И, возможно, в недалеком будущем именно у него будет ключевая роль в развитии общественных отношений. Что это за сфера, и есть ли грань между благотворительностью и бизнесом, стратегией которого является деятельность на пользу общества?
Что такое социальное предпринимательство?
Термин «социальное предпринимательство» появилось в современном финансовом словаре не так давно, и все же его четкое понимание пока отсутствует. Бизнес должен приносить доход, но при этом ориентирован на решение или смягчение социальных проблем. Прибыль становится не самоцелью, а средством для достижения глобальной задачи - улучшения качества жизни людей.
По оценкам НИУ ВШЭ, сегодня в России действует не более 200 социальных предприятий. По данным Фонда «Наше будущее», большинство проектов направлено на развитие и реабилитацию детей, второе место занимает социальная реабилитация инвалидов и других незащищенных граждан, затем следуют спорт и досуг, а также детские сады. Примечательно, что сами социальные предприниматели зачастую не знают, что являются таковыми.
Именно поэтому так трудно подвести их под какое-то общее определение.
«Социальное предпринимательство объединяет двойственная результативность – предприятия должны достичь и социального результата, и экономического», – говорит директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Александра Московская.
На что нацелена модель?
Отличие социального предпринимательства от благотворительности - в наличии двойной цели: коммерческой и социальной. На этих двух стульях сидеть можно и нужно.
По мнению директора компании «Слышу окружающий мир» Ирины Вайнер, модель социального предпринимательства нацелена на то, чтобы помочь определенным людям решить их задачу и при этом получить хоть какую-то выгоду. Но загвоздка в том, что зачастую эти люди сами нуждаются в дополнительных деньгах. И тогда бизнес необходимо компоновать так, чтобы один и тот же продукт подходил нескольким категориям людей. Тогда одним можно будет помочь за минимальную сумму, или даже подарить его, а с других взять полную стоимость продукта, включая прибыль.
Но где предприниматели находят средства на социально ориентированный проект?
Про финансирование
Директор проекта инклюзивного туризма Дамир Миллер поделился собственным опытом. Он находит инвесторов и при этом успешно продвигает идею своего бизнеса: туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья.
«У инвестора должно быть такое же, как у нас, видение мира и социальная направленность. Многие инвестируют исключительно для того, чтобы получить быструю прибыль. Можно из одного кармана давать денег на помощь кому-то, а из другого финансировать разрушающий планету бизнес. Но есть и новое поколение социально ориентированных инвесторов, которым важно не столько вложить средства, сколько сделать мир лучше, но в этом случае сроки возврата денег другие».
Есть еще один инструмент устойчивого финансирования деятельности НКО, который также пока слабо развит на российском рынке, – целевой капитал. Классический пример этой модели – Нобелевская премия. Суть в том, что деньги, полученные в качестве пожертвования, не тратятся сразу. Из них формируется целевой капитал (эндаумент), и уже доход с этого капитала расходуется на конкретные проекты и программы.
«Мне кажется, главное, что отличает эту модель, – она нацелена на будущее. Это про стратегию развития организации. Она позволяет и даже заставляет думать не столько про сегодняшний день и ближайшее будущее, сколько именно на перспективу, что будет через несколько лет. Это модель для тех, кто умеет видеть возможности там, где они есть. Но надо быть готовым к определенным рискам, сложностям, идти в новое и неизведанное. И это объединяет целевой капитал с социальным предпринимательством», – объясняет генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева.
Эксперты расходятся во мнениях о том, могут ли сами НКО заниматься социальным предпринимательством. Ведь формально закон не запрещает им осуществлять коммерческую деятельность, если вся прибыль реинвестируется обратно в дело, а не расходится по карманам руководителей.
И вот фонд «Наше будущее» выделяет несколько ключевых критериев, которым должны соответствовать социальные предприятия. Это социальное воздействие, инновации, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход.
И если НКО, занимаясь коммерческой деятельностью, которая отвечает вышеперечисленным критериям, решает с ее помощью социальную проблему, это полностью подпадает под определение социального предпринимательства, считают в фонде.
Другие эксперты полагают, что понятие социального предпринимательства все же применимо только к коммерческим организациям. Но и в этом случае НКО могут создавать дочерние социальные предприятия.
Между тем все больше крупных компаний начинают сотрудничать с социальными предпринимателями, ориентируются на их опыт в разработке своих программ корпоративно-социальной ответственности.
Социальные предприниматели, благодаря своей гибкости и способности адаптироваться к переменам и новым вызовам, легко узнают новые тренды и подстраиваются под них. А дальше это можно масштабировать при помощи господдержки или сотрудничества с крупными корпорациями.
Про законодательство
Единого закона, регламентирующего деятельность социальных предприятий, в России пока нет. Поэтому на данном этапе первым плацдармом для развития социального предпринимательства служит ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». И хотя формально теме уделяется много внимания на высшем уровне, на местах социальным предприятиям, которые в основном относятся к малому и среднему бизнесу, бывает весьма непросто найти точки соприкосновения с властями и крупными корпорациями.
Да и прибыль от данной деятельности весьма условная и успех сопутствует далеко не всем. Считается, что заниматься социальным предпринимательством не выгодно с материальной точки зрения.
«Отчасти это так и есть. Многие говорили нам: проект хороший, но денег на него не дадим, потому что прибыли с него мы не получим», - говорит Ирина Вайнер.
Социальным предпринимателям необходимо объединяться, считают сами бизнесмены. Если к чиновнику стучаться в дверь поодиночке, результата не будет. Но люди, объединенные целью творить добро на благо общества и при этом получать небольшую прибыль, выступают как некое сообщество. Это уже сила, к которой можно прислушаться. Со стороны государства необходимо одно: создать более комфортную бизнес-среду и дать возможность социальным предпринимателям спокойно работать и реализовывать свой потенциал.
Фото автора SHVETS production: Pexels
Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».