Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Юрий Литвинов, Отдел молодежного предпринимательства при Московском центре развития предпринимательства, Начальник
«Показателем здоровья фирмы является то, сколько налогов она платит в государственную казну. Если фирма не платит налогов, она не работает»
При реализации бизнес идеи встает вопрос о финансировании. Где начинающему предпринимателю взять деньги на создание и развитие бизнеса? Кто-то специально выбирает область, не требующую затрат на начальном этапе, кто-то смело берет кредит в банке, не боясь огромных процентов. Есть вариант, который многим почему-то кажется наиболее сложным – обратиться за субсидией. Миф о сложности получения субсидии попытался развенчать начальник молодежного отдела Московского центра развития предпринимательства Юрий Литвинов в интервью Порталу начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне: Юрий Литвинов, Начальник отдела молодежного предпринимательства при Московском центре развития предпринимательства
Юрий, Ваш отдел - подведомственная организация Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. Какие основные направления Вашей деятельности?
Одно из основных направлений, которое с 2006 года является приоритетным - создание условий для развития предпринимательства в молодежной среде. Причем не столько в формате привлечения молодежи к этой деятельности, сколько в формате развития субъектов малого молодежного предпринимательства. Отдел работает с молодыми предпринимателями по разным направлениям. В Москве существует целый ряд городских программ, которые помогают бизнесу развиваться: это продвижение на рынок, обучение, юридическая помощь, финансовая, и т.д. К примеру, мы занимаемся пропагандой правильной культуры предпринимательства. Речь идет о том, что налоги отчисляются не просто так: это деньги, которые уходят на социальные нужды, на развитие города. Поэтому мы разъясняем, что бизнес выгоднее делать в «белую», помогаем «снимать» административные барьеры там, где они существуют.
Предпринимательство – это осуществляемая на свой страх и риск деятельность. Кому же рисковать, как не молодым? Но без хорошей методической базы начинать с «нуля» - это путь долгий и не всегда успешный. С 2006 года у нас отрабатывались методики работы с молодыми предпринимателями. Выпускались методические пособия. За 4 года мы выпустили брошюры на многие темы: как открыть свою фирму, как получить субсидию и т.д. Из этого всего самой востребованной оказалась брошюра: «Как получить финансовую поддержку?». Учитывая это, мы запускаем серию данных пособий. Сейчас разрабатываем тему субсидий: как их получить, как за них отчитываться. Следующий этап – как найти инвестора, как отчитываться перед инвестором, какие есть слабые и сильные стороны финансирования и т.д.
Кто ваши потенциальные партнеры? Где вы их находите?
За этот период мы работали со многими молодежными объединениями: «Гражданской сменой», «Молодой гвардией», проводили массовые, узкоспециализированные мероприятия. Была проделана достаточно большая работа. Но в результате мы получили всего по 30 проектов в год на Москву. Это очень мало, даже если учитывать, что некоторые ребята задумались о проектах, и начнут их реализовывать через 2-3 года.
Тогда в 2009 году мы начали искать способы распространения своих знаний и опыта для поддержки молодежи в других направлениях. Начали работать с вузами. В конце 2009 года провели эксперимент на базе РУДН, в результате которого буквально за 3 месяца было создано порядка 50 предприятий, из которых 10 обратилось за субсидиями. В этом году вышло 2е постановление о молодежном предпринимательстве, и основная его идеологическая направленность – это взаимодействие города и крупных федеральных вузов по молодежному предпринимательству.
То есть работа с вузами оказалась наиболее эффективной?
Да. Студент связан с вузом. Если он пришел в проект, он должен его вести. Есть деканат, который отслеживает работу. Очень важно чтобы у вуза была возможность поддержать инициативу ребят. Самый простой пример – открытие кафе в вузе. Студенты знают людные места, где они проводят больше всего времени в университете, приходят в деканат с предложением открыть там кафе. Руководство дает согласие, но дальше встает вопрос о том, где взять деньги. Поэтому вузы оказались для нас наиболее успешной площадкой, в отличие от общественных организаций.
В этом году мы создали 9 центров развития молодежного предпринимательства в вузах. 9 центров должны будут привлечь порядка 1,5 тысячи человек.
Как ведется работа после того, как начинающий предприниматель обратился к вам за помощью?
Каждый проект в дальнейшем вносится в базу данных. Молодому предпринимателю регулярно звонят, интересуются, как идет бизнес, спрашивают, какие у него возникают проблемы и т.д., подсказывают, как их решать.
Получив от нас субсидию, молодой предприниматель подписывает договор с Департаментом, на основании которого обязан в течение 3-5 лет вернуть эти деньги в виде налогов. Показателем здоровья фирмы является то, сколько налогов она платит в государственную казну. Если фирма не платит налогов, она не работает.
Вы считаете, что господдержка бизнеса эффективна на данный момент?
Считаю, что эффективна. Для предпринимателя его бизнес – это деньги, успешность. Это определенное благосостояние, статус в обществе. Для нас же предприниматель - человек, который платит налоги, ходит на работу, создает рабочие места, делает выручку, заставляет мир крутиться.
Когда молодой предприниматель приходит в госучреждение и спрашивает, как ему получить субсидию, ему говорят: надо написать бизнес план, предоставить пакет документов. Предприниматель думает: «так сложно, нет, я лучше пойду в банк за кредитом». На самом деле в банке нужно подготовить тот же пакет документов, просто вся система банка настроена на то, чтобы заставить человека взять этот кредит, если он может себе это позволить. А система выдачи субсидии выстроена так, чтобы человек доказал, что он достоин взять эти деньги. Уже на этом этапе он рассчитывает свои силы.
За каждый сорванный проект ответственность несет и государство и предприниматель. Ведь в «долг» берутся деньги у налогоплательщиков. Поэтому определенные сложности прохождения этой процедуры есть, но они обусловлены тем, чтобы избавиться от мошенников, например. С этим мы тоже сталкивались.
Существует ли статистика, сколько проектов поддерживается?
Где-то в год приходит порядка 250 проектов, поддерживается порядка 30. Из них те, которые доходят до комиссии - около 80%.
Такой строгий отбор?
Конечно, ведь выделение средств из госбюджета требует строгой отчетности и определенных требований, которые надо выполнять.
Например?
Самый простой пример - отсутствие офиса. Как дать бюджетные деньги человеку, у которого нет офиса?
На офис тоже нужны деньги. Может быть, предприниматель рассчитывает сначала получить деньги. А потом арендовать офис?
Мы идем по принципу компенсации затрат. Человек вложил деньги, а мы ему потом их возвращаем.
В каких сферах предпринимательства чаще всего поддерживаются проекты?
Сфера услуг – в первую очередь. Это сфера, где любой человек может себя реализовать.
Есть какие-то актуальные господдержки бизнеса на следующий год?
Мы все оставим так, как есть. Мы много сделали в этом году, и будем идти по принципу развития центров и предприятий на базе вузов.
Какие ошибки совершают начинающие предприниматели чаще всего?
Они не просчитывают продажи. Основная проблема – это сбыт продукции. Молодой человек видит технологический процесс не как способ продажи чего-то, а как выстраивание цепочки.
Приведу пример: мойка окон. Молодой предприниматель увидел в Лондоне, как моют окна по новой системе в крупных офисах и торговых центрах. Человек подготовил бизнес-план, нашел первого клиента, подал документы к нам на гранд, получил компенсацию затрат, купил оборудование. Но спроса на эту услугу не было. Торговым центрам выгоднее платить неким устоявшимся подрядчикам, даже учитывая, что их услуги в 2 раза дороже, чем услуга по новой системе. Они не смогли найти клиентов, не обеспечили спрос.
Самое главное в любом бизнесе – это продажа своей услуги или товара.
Откуда предприниматель узнает, куда ему обратиться за помощью?
Я считаю, что единственный эффективный механизм – социальные сети и «сарафанное радио». Есть группа в контакте «молодежь и бизнес в Москве», есть сайт www.mol.mbm.ru. В контакте, на одноклассники.ру есть выход на экспертов, с ними можно связаться, задать вопрос.
Есть центры развития молодежного предпринимательства. Там тоже можно легко получить всю нужную информацию. Самый простой способ – звонок в МЦРП (234-53-73), отдел молодежного предпринимательства. Личные консультации можно получить в МЦРП, записавшись заранее. У нас также проходят регулярные семинары, связанные с юридическими консультациями по темам: «Как открыть свое дело», «Налоговые учеты».
Вся информация регулярно появляется в сетях. Эти семинары проходят примерно раз в месяц. Их проводят грамотные специалисты, которые могут помочь написать бизнес план. Надо понимать только, что никто за вас открывать и вести дело не будет. Вам могут подсказать нужное направление развития, объяснить, помочь. Человек, который хочет заниматься бизнесом, должен ясно осознавать, на что он идет, и нести за это ответственность.