19.03.2021
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Никита Северинов: «Работать за идею сегодня никто не пойдет».

Никита Северинов: «Работать за идею сегодня никто не пойдет».

О лайфхаках общения с инвесторами, дефиците кадров в IT и пользе акcелерации мы поговорили с разработчиком уникального сервиса конъюнктурного анализа Никитой Севериновым и готовы рассказать вам.

Персона: Никита Северинов, DCEO – CTO Checkadvisor, победитель премии «Цифровые Вершины» в номинации «Опора цифровизации», Член экспертного совета по развитию интернета.

 Об идее проекта

- Никита, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Чем вы занимались до Checkadvisor?

- По духу и по профессии я – разработчик. У меня за плечами различные проекты от малых до национальных, например, каршеринг «Делимобиль», платформа UDC Cloud, которая взяла премию «Цифровые вершины» в 2018 году в номинации «Лучшее мобильное приложение для руководителя», я принимал участие в реализации цифрового проекта «Спутник», разработал комплексный модуль для трансляции Олимпийских игр. Также я принимаю активное участие в политической жизни страны, участвую в форумах Опоры России, Деловой России, Торгово-промышленной палаты, вхожу в состав Общественного совета по развитию интернета.

- Как и как давно появилась идея создания Checkadvisor?

- Идея автоматизировать строительную сферу созревала давно. Я отчасти уже был знаком с этой сферой, но в тот момент я не имел четкого понимания об актуальности. Мне очень помогли мои будущие партнеры проекта Checkadvisor – Никита и Илья Янковые, они более емко описали присущую потребность строительной сферы в данном продукте. Подтвердив актуальность, значимость проекта, написав техническое задание – мы приступили к реализации данного вопроса в 2019 году и только в конце 2020 года запустили проект.

Сколько времени занимает превращение идеи в работающий бизнес?

- Если округлять, то 1,5 – 2 года беспрерывного ежедневного труда. Мы до сих пор очень активно в ежедневном формате развиваем продукт.

- При создании проекта вас кто-нибудь консультировал? Может, вы работали с ментором?

- При создании данного проекта мы сами четко понимали потребность рынка и аудитории. Экспертности моих коллег в строительной отрасли и пожарной безопасности было достаточно.

- А как вы искали эту "боль" рынка?

- Так сложилось, что у нас много коммуникаций с активными участниками рынка, нашими потенциальными клиентами, мы не «с общей двери заходили», напрямую общались с собственниками, поэтому экспертизы идеи нам не требовалось. А отзывы о том, что такой продукт действительно нужен, мы собирали в Министерстве строительства и у порядка 20 частных и государственных строительных компаний, но уже параллельно с разработкой.

О проекте

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, что такое Checkadvisor? Какая у вас модель бизнеса?

- Checkadvisor – это комплексная облачная платформа, построенная на модульном принципе, для строительной, пожарной и инженерной сфер, рассчитанная и на b2b и на b2c рынки. Платформа дает возможность использовать приложение в других сферах, не только в строительстве. Сейчас у нас есть клиенты из сферы ритейла.

Приведу пример: каждый из нас делал ремонт в квартире и сталкивался с ситуацией, когда бригадир приносит длиннющий список необходимых материалов и просит на них деньги. Возможно, вы сможете проверить стоимость некоторых позиций из списка, но рассчитать стоимость всех материалов, скорее всего, будет сложно. Вот в такой ситуации можно скачать наше приложение или воспользоваться сервисом с компьютера. Программа считает фотографию вашего списка с помощью модуля распознавания и сразу рассчитает стоимость всех позиций по ценам вашего региона.

Для b2b клиентов это работает примерно также, только в более крупных объемах. По программе реновации в Москве будет построено более 5 тысяч домов. На каждый дом приходится более 30 строительных и инженерных проектов.

С помощью нашего сервиса конъюнктурный анализ можно сделать очень быстро и не затруднительно.

- Какова стоимость использования приложения?

- Все зависит от количества расчетов, тарифы динамичны. Для b2c подписка обойдется в 500-3000 руб. в месяц, для бизнеса – от 5 до 30 тыс. руб.

Как вы продвигаете проект? Какие каналы информирования являются наиболее действенными для B2B-сектора?

- Активно продвигать b2b мы начали только с января этого года. Клиенты, с которыми мы работали до этого, – это клиенты, пришедшие благодаря нашим связям. Сейчас мы активно работаем с поисковыми системами, социальными сетями, магазинами мобильных приложений. Для b2b хорошо работают холодные звонки, потому что 90% компаний заинтересованы в нашем продукте. И это приятно.  

- Расскажите о команде проекта.

- Три человека – основатели. Команда сейчас состоит из 15 человек: четверо из них – программисты, плюс маркетологи, менеджеры по продажам, по работе с поставщиками. К концу 2021 года мы планируем дорастить команду до 50 человек.

- Многие говорят, что IT-индустрия страдает от нехватки квалифицированных кадров. Вы привлекаете молодых специалистов в проекты?

Любой бизнес на стадии создания – это стартап. Когда он начинает приносить деньги, тогда он переходит на другую стадию стартапа.

Когда вы привлекаете молодежь, их надо учить, потому что все, чему их научили в вузе, не имеет никакого отношения к бизнесу.

Даже выпускники с красным дипломом зачастую очень далеки от той информации, которую они должны знать. А когда нужно идти в бой прямо сейчас, на раскачку нет времени. Конечно, мы не против молодежи, мы – за. Мы готовы поощрять людей, но не платить им полный оклад на этапе обучения. А сегодня вчерашние выпускники вуза хотят сразу оклад в 100-200 тыс. Так не бывает. Всегда надо договариваться об условиях и обучать ремеслу. Поэтому в целом в IT начинает ощущаться нехватка кадров: опытных специалистов очень быстро перехватывают, или они сами начинают что-то делать, а молодежь просит слишком много за те знания, которыми владеет.

- А что их мотивирует, кроме больших денег?

- Такое чувство, что по сравнению с 2011-2012 гг. вектор мотивации еще больше сместился в сторону денег. Конечно, есть люди, которым интересна идея. Но работать за идею сегодня никто не пойдет.

- Вообще разработка IT-решений – это прибыльный бизнес?

- Это – довольно высоко маржинальный бизнес, потому что, по сути, вы продаете воздух. И это – прибыльный бизнес, если все в нем правильно структурировать: все посчитать, построить правильную экономику. В IT аудитория не ограничивается границами государств, и, если все правильно наладить, ваш проект может работать по всему миру. Но в то же время есть множество примеров, когда идея классная, а денег на развитие нет. И вы заранее об этом никогда не узнаете.

Сейчас достаточно большой выбор акселерационных программ для предпринимателей. Как вы относитесь к ним? Нужно ли, на ваш взгляд, IT-стартапам проходить акселерацию и тратить на обучение время и деньги?

- Акселерация полезна, только если вы не вкладываете туда свои деньги. Если вам предлагают подать заявку в какой-то акселератор, но заплатив, то не стоит в этом участвовать. Есть множество бесплатных проектов, таких как StartHub Moscow, акселераторы МТС, Росатома, Роскосмоса. Сейчас практически любая крупная компания пытается сделать акселерацию. И это очень удобно: когда приходят 50 проектов, то есть из кого выбрать подрядчиков для своих задач. Такая акселерация полезна не только опытом переговоров и выстраивания коммуникаций, но и возможностью получить сразу большого клиента. Но под этого клиента придется кастомизировать любой продукт. Я считаю, что участвовать надо везде, где можно.

- Что дала вам и вашему проекту победа в «Цифровых вершинах»?

- Самосознание, что наш продукт национально интересен. Это важно. Для создателя любого продукта важно подтверждение значимости им созданного, даже если за него платить не будут. Информационная колея хорошо сработала: к нам пришли новые инвесторы, а старые получили подтверждение того, что надо активнее с нами работать. А еще нас стали приглашать в качестве экспертов на государственные площадки.

- Поделитесь с молодыми предпринимателями своими лайфхаками успешного питча перед инвестором, пожалуйста.

- Питчить надо действительно уметь. Есть так называемый elevator pitch –  когда вы условно в лифте находитесь с потенциальным инвестором и вам надо за минуту донести мысль так, чтобы он сказал: «Вот моя почта, визитка, расскажи подробнее». Этому надо учиться – как можно больше рассказывать о своем проекте людям из b2b и b2c сфер. Мы выстраивали свою презентацию около 6 месяцев.

Инвесторам очень важна модель бизнеса, как это будет коммерциализироваться, какие деньги туда надо вложить.

Структуризация очень важна, но без мелких цифр – никому не интересна аренда офиса. Надо правильно прописать кэш, на что он будет распределяться, как будет продвигаться продукт. И очень важная составляющая – правильно выстроить конкурентов. Молодые специалисты часто думают: «у нас классное решение, лучше, чем у Google, и мы считаем, что Google – наш основной конкурент». Тогда возникает другой вопрос: а Google вообще знает о вас, что вы с ним конкурируете? Если это не работает в две стороны, значит, вы никогда не будете конкурентами.

Еще один совет – снять корону с головы. Есть такая мания – думать: «я всемогущ и мой проект самый крутой». Это надо будет доказывать через кровь, пот и так далее. И идти участвовать везде, где только можно, не сидеть на месте.

 - А у вас есть конкуренты?

- Нельзя никогда говорить, что конкурентов нет. Наш продукт конкурирует со специалистами, осуществляющими ручной подсчет. Прямых конкурентов среди продуктов можно посчитать по пальцам, по одному пальцу даже. Есть конкуренты по направлениям.

 - Расскажите о дальнейших планах по развитию проекта? Рассматриваете ли выход на международный рынок?

- У нас есть стратегия развития проекта на 5 лет. В этом году мы достигаем определенной цифры в финансовом показателе. В 2022 году мы должны увеличить эту цифру по экспоненте в 3 раза и выйти на рынок СНГ, а на следующий год – выйти в Европу, Азию, США.

Партнеры
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
 https://netology.ru/
http://www.biblio-globus.ru/