19.01.2023
Редакция

Не женское это дело – предпринимателем быть?

Не женское это дело – предпринимателем быть?

Сегодня же мы хотим поговорить лишь об одном бизнесе  Collabroom, образовательной программе для женщин, основанном Екатериной Мовсумовой и Ольгой Касьян. Нам было интересно, что движет женщиной при открытии своего дела, как выбирать нишу для бизнеса, и какие челленджи ждут на этом, прямо скажем, нелегком пути.

Живя в 21 веке, мы до сих пор сталкиваемся с стереотипами, что мягкой женской натуре подвластны лишь те области мысли, где в наименьшей степени необходимы жесткость, сухой рационализм, логика и холодный расчет. Но к счастью, их опровергает и современность и сама история.

Что если мы скажем, что женское предпринимательство появилось еще в 18 веке? Ярчайшим примером бизнесвумен той эпохи можно назвать супругу Михаила Ломоносова Елизавету. После смерти супруга, Елизавета смогла управлять основанной им фабрикой цветного стекла. 

А помещица Румянцева активно вела торговлю: основала ткацкую фабрику по производству чулок и ковров, модернизировала конский завод, выгодно перепродавала подмосковные имения.

А что сегодня с женским бизнесом в России?

Вот вам немного цифр. По данным «Опоры России», 58% компаний из сферы услуг возглавляют женщины. Около 30% предпринимательниц ведут розничную торговлю, при этом 53% работают через маркетплейсы. А среди женщин-самозанятых особо популярны маркетинг и реклама, парикмахерские услуги, бьюти-процедуры, дизайн интерьера, пошив одежды и аксессуаров, «собственная продукция».

Все эти цифры говорят об уверенном тренде на рост женского предпринимательства в нашей стране, что не может не радовать. Создаются бизнес-клубы, сообщества женщин-предпринимателей, как частных, так и государственных, например «Деловые женщины России», «Нежный бизнес», «Академия женского бизнеса», Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России».

Сегодня же мы хотим поговорить лишь об одном бизнесе Collabroom, образовательной программе для женщин, основанном Екатериной Мовсумовой и Ольгой Касьян. Нам было интересно, что движет женщиной при открытии своего дела, как выбирать нишу для бизнеса, и какие челленджи ждут на этом, прямо скажем, нелегком пути.

   

- Для чего вы открыли свой бизнес?

Collabroom — образовательная программа-практикум для женщин с управленческим опытом и предпринимательским потенциалом. За 91/2 недель команда из опытных предпринимателей и профессиональных бизнес-менторов помогает женщинам в найме разработать стратегию перехода в собственный бизнес без финансового риска, а также ускорить развитие и масштабировать продукт для начинающих предпринимательниц. 

Наставники погружаются в проект каждой участницы, помогая проработать все этапы создания бизнеса — с нуля до первых клиентов, либо помогая вывести уже существующее дело на новый уровень. В 2022 году был выпущен первый поток женщин с собственным бизнесом.

Миссия Collabroom заключается в том, чтобы:

- научить женщину быстро запускать экономически выгодный бизнес, основанный на миссии;
- дать все инструменты, чтобы наравне с мужчинами быть вовлеченными в экономическую повестку;
- создавать и масштабировать свой бизнес, находясь в ресурсе. 

Программа уникальна своим подходом к построению бизнеса: участницы не только осваивают азы, создавая проект на практике от идеи к готовому MVP, но и работают со своим ресурсным состоянием. Помимо трекеров и экспертов, помогающих создавать бизнес, в программе есть индивидуальные сессии с коучами, психологами, а также групповые встречи в формате мастермайндов. 

Особенность курса — предварительная бесплатная диагностика, которую проходят все потенциальные кандидаты, в рамках которой наставники оценивают предпринимательский потенциал участницы и готовность к запуску бизнеса.

- Какие требования вы предъявляли к выбору ниши для бизнеса?

Мы решили запустить наш акселератор летом 2022 года, поскольку именно в нише женского предпринимательства у нас накоплен большой практический опыт, и мы помогаем сейчас женщинам, которые также уходят из найма быстро запускать собственное дело. Нам удалось успешно набрать первый поток и выпустить 10 проектов, которые принесли нам ожидаемую выручку. Мы довольны результатами и уже анонсировали два последующих набора в январе и апреле 2023 года. 

Поскольку наша целевая аудитория - женщины с достатком выше среднего, находящиеся на управленческих позициях и желающие выйти из найма, мы видели у них несколько основных причин для старта своего бизнеса. Во-первых, это колоссальное выгорание на работе, отсутствие карьерных перспектив, иногда расхождение с работодателем в транслируемых коммуникационных ценностях. Во-вторых, прошла волна сокращений, некоторые иностранные офисы закрылись и женщины оказались без работы и качественных перспектив. В-третьих, вследствие релокации некоторые женщины, еще не распаковав чемоданы, готовы открыть свое дело, чтобы начать зарабатывать, но не знают, с чего начать в разных точках мира.

Для всех желающих понять свой предпринимательский потенциал мы перед стартом поступления в акселератор мы проводили бесплатные диагностики, что позволило нам сформировать подробную карту потребностей женщин, а также изучить, какие направления они видят для себя наиболее перспективными. 

- Какой, главный урок вы вынесли из 2022 года?

Общая неопределенность 2022 года принесла женщинам понятные тревоги и переживания. И это - одна из причин, почему именно в этот период рынок образовательных услуг изменился, стараясь подстраиваться под текущие условия, предлагая, в том числе, новые программы и сервисы для работы с психоэмоциональным состоянием, с самопознанием, с переквалификацией, а также запуском собственного бизнеса.

Главный урок этого года заключается в том, что даже кризисное время — это огромная возможность для построения бизнеса.

Учитывая потребности женщин, мы смогли доказать, что уйти из найма, начать собственное дело и сделать его прибыльным можно даже в период нестабильности. И Collabroom - яркий тому пример, поскольку мы также дали активный старт в 2022 году.

- Могли бы назвать, на ваш взгляд, перспективные направления для развития женского бизнеса?

Мы видим три четких направления перспективных проектов для женщин, с которыми приходят в наш акселератор. 

Во-первых – это технологичные сервисы, например, создание онлайн-платформы или чат-бота, автоматизация нынешнего бизнеса или создание с нуля. Женщины чаще выбирают сферы Mental health, HR Tech, Edtech.

Второе направление – это традиционное, например, развитие создание сообществ по интересам, либо развитие сети офлайн точек в ритейле, питании, фэшн, бьюти сегментах.

Третья категория женщин приходит к нам в акселератор для развития личного бренда. Это специалисты всех помогающих профессий: консультанты, психологи, тренеры, коучи, нутрициологи, стилисты, дизайнеры, маркетологи, инфлюенсеры, блогеры. Сейчас это самая растущая область и у экспертов в своей нише также возникает запрос на продвижение через развитие личного бренда, на упаковку и правильное позиционирование.

- Какие главные трудности ждали ваш бизнес в 2022 году?

Для некоторых женщин текущая ситуация вызвала страх начать что-то своё, уйти из найма в «свободное плавание», развивать свои проекты и свой личный бренд. Поэтому мы в основном собирали участниц ориентируясь на рекомендации (сарафанное радио) и на развитие собственного предпринимательского сообщества, без существенных инвестиций в маркетинг. 

Во многом антикризис – это работа с людьми, работа на команду и корпоративную культуру. Мы также активно развивали партнерства и объединялись с другими сообществами, близкими нам по ценностям.

Нам важно поддержать женщин своим примером и дать им качественные инструменты работы с ресурсным состоянием, чтобы пройти этот кризис и запустить успешно свое дело.

- Есть ли разница, на ваш взгляд, в женском и мужском бизнесе в России? В чем она?

Женщины при запуске собственного бизнеса сталкиваются с разными проблемами, но основная – это привлечение финансирования, в том числе, в технологические проекты.

Это происходит потому, что среди руководителей и владельцев венчурных фондов крайне низкий процент женщин. И по статистике мужчины, управляющие фондами, предпочитают инвестировать в компании, которые основали мужчины.

Например, в Европе в 2021 году из 100% стартапов, созданных женщинами, инвестиции привлекли всего 1% средств. Оставшиеся 99% инвестиций получили «мужские» стартапы, это данные Crunchbase. Даже в США, согласно исследованию Гарварда, компании, основанные исключительно женщинами, собрали лишь 2,4% от общего объема капитала, вложенного в венчурные стартапы.

Венчурное предпринимательство – это высокорискованный бизнес, а женщины менее склонны к риску, но за счет этого они лучше просчитывают последствия и зарабатывают больше. Мужчины же чаще рискуют и потому их стартапы чаще прогорают.

Еще один любопытный факт про гендерные стереотипы часто рассказывают женщины-инвесторы: приходя на встречи венчурных капиталистов, женщина чаще оказывается единственной за столом среди мужчин. И на первом этапе участники зачастую ошибочно воспринимают ее как ассистента или чью-то жену. Срабатывает гендерный стереотип, с которым сложно бороться. Поэтому в целом, в предпринимательстве сегодня «мужские правила».

Инвесторы относятся к женщинам-предпринимателям с некоторой осторожностью. То же самое касается грантов на стартапы и любыми другими вливаниями. Особенно если женщина занимается не салоном красоты или дизайном одежды, а чем-то нетипичным, к примеру, технологиями или производством.

Женщине приходится балансировать - быть в разных ролях, находясь и на работе, и дома, и в семье, и с детьми. Именно необходимость переключаться в этих ролях – главная сложность для женщины оставаться в гармонии с собой: и будучи мягкой мамой и сильным лидером. Именно эти навыки являются отличительной особенностью программы акселератора Collabroom и нам важно помочь женщине запустить успешный бизнес, находясь в ресурсном и гармоничном состоянии.


 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/