Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Мария Адамян, бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ, руководитель
«Мы стараемся находиться на последней волне предпринимательской индустрии»
Предпринимательское образование в вузах крайне важно для студентов, мечтающих попробовать себя в собственном бизнесе. Но развивается ли такой вид образования в нашей стране? Развивается, но пока слабыми темпами. Тем не менее, некоторые организации при вузах достаточно давно и успешно оказывают разного рода поддержку молодым начинающим предпринимателям. Одна из таких организаций — бизнес-инкубатор при Высшей школе экономики. О том, чем может быть полезен бизнес-инкубатор для студентов, а также о возможностях участия в общероссийском конкурсе бизнес-проектов БИТ рассказала руководитель бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Мария Адамян в интервью для Портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне: Мария Адамян, руководитель Бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, творческий директор конкурса «Бизнес инновационных технологий» (БИТ)
Бизнес-инкубатор ГУ ВШЭ очень популярен в молодежной предпринимательской среде. Какие главные задачи решает инкубатор?
У инкубатора две основные задачи. Первая - просветительско-образовательного плана. Нам повезло, что инкубатор был создан при ВУЗе - не возникает проблем с поиском аудиторий для проведения занятий.
С другой стороны, одной из целей Высшей школы экономики является продвижение предпринимательского образования. Поэтому вторая задача – помогать молодым людям ориентироваться в предпринимательстве, помогать в продвижении проектов.
Какого рода поддержку вы оказываете молодым предпринимателям?
Фактически, мы выполняем консалтинговую функцию. Предоставляем офисные помещения стартапам, резидентам бизнес-инкубатора, на конкурсной основе. Помогаем в планировании бизнеса, даем юридические консультации. В инкубаторе всегда можно пообщаться с экспертами, получить от них ценный совет.
Также мы знакомим инвесторов с теми проектами, которые заинтересованы в инвестициях, а таких большинство.
Инкубатор представляет собой целую систему: образование, консалтинг, мероприятия формата нетворкинг и других форматов, которые помогают стартапам развиваться.
Двери бизнес-инкубатора открыты для всех студентов, не только из ВШЭ?
Резидентство в нашем инкубаторе открыто абсолютно для всех ВУЗов. Подписку о наших мероприятиях получает около 10 тысяч человек, и это число постоянно растет. За 3 осенних месяца (с 1 сентября по 1 декабря) в наших мероприятиях приняли участие более 3 тысяч человек.
Мы проводим массу различных семинаров, имеющих отношение к ведению своего бизнеса. Это очень востребовано среди студентов. Неудивительно, что больше половины аудитории – из других ВУЗов. Ребята, видимо, не получают практических знаний в своих учебных заведениях, поэтому приходят к нам в инкубатор.
Приходят с проектами?
Некоторые приходят со своими проектами, некоторые – с желанием поучаствовать в чужом. Не все обладают предпринимательской жилкой, чтобы создать что-то свое, но они могут отлично работать над проектом в команде.
Многие студенты уже имеют свои проекты и хотят получить знания, необходимые для предпринимательства. Все наши семинары проводят в основном действующие предприниматели, у них есть чему поучиться.
Как происходит распространение информации об инкубаторе?
Раз в неделю распространяем информацию о наших событиях в рассылке. Также на сайте всегда есть план событий. Кроме этого, партнеры публикуют анонсы наших мероприятий.
А как создавался бизнес-инкубатор?
Инкубатор ВШЭ – один из первых инкубаторов в стране, созданных при ВУЗе . Он был создан «снизу», самими студентами. В 2006 году не было так много разговоров о построении инфраструктуры для развития инноваций в вузах. Это сейчас стало развиваться: постановления правительства, специальные гранты Минобразования, и т.д.
В ВШЭ инкубатор появился задолго до этого.
Инициаторами, как я уже сказала, были студенты - в 2006 году студентка ГУ-ВШЭ Елена Масолова организовала конкурс бизнес-планов. Из этого конкурса образовалась группа энтузиастов, которым было интересно развивать бизнес-инкубатор. Новый инкубатор возглавил Дмитрий Репин, который заложил основные принципы работы и наладил отбор резидентов.
Долгое время инкубатор работал за счет волонтеров. За несколько лет расширились масштабы этого сообщества.
Это говорит о том, что для студентов инкубатор был и остается востребованным. Мне кажется, если даже вдруг руководство ВШЭ скажет, что у них больше нет денег на поддержку инкубатора, он никуда не исчезнет. В этом залог его успеха: инкубатор «живет» благодаря интересу студентов. У нас нет таких лекций, которые читали бы преподаватели по записям, сделанным 5 лет назад. Мы стараемся находиться на последней волне предпринимательской индустрии.
Вы упомянули про внимание правительства к молодежному предпринимательству (специальные постановления, гранты). Как думаете, насколько ощутима такая поддержка для студентов?
Поддержка, конечно, есть. Например, Министерство образования выделило гранты на развитие инновационной инфраструктуры в ВУЗах, в частности - для ВШЭ.
За счет такого финансирования инкубатор расширяется. Кроме того, часть этих средств мы направили на организацию фонда поддержки студенческих предпринимательских инициатив, то есть, фактически, выдаем бесплатные гранты студенческим проектам.
Финансирование проектов с нуля - это палка о двух концах. Когда люди получают «бесплатные» деньги, чаще всего неэффективно их тратят. Если они в результате и добьются успеха, то не благодаря этому гранту, который получили в начале развития и который потратили, к примеру, на брендинг, а благодаря своим способностям и тому, что в ходе развития проекта приняли ряд верных решений. Если у нас появится новый Google, то это не благодаря тому, что его создатели когда-то получили грант.
Если бы правительство пыталось как-то упростить налоговую систему, создать более благоприятную налоговую среду хотя бы для начинающих предпринимателей, это помогло бы гораздо больше.
Как считаете, достаточно ли бизнес-инкубаторов и других студенческих бизнес- организаций в Москве?
Формально их наверняка масса. Но интересных, я считаю, мало. Хотя за последние полтора года много чего изменилось. Появились независимые игроки - Главстарт, GreenfieldProject, Начинай, которые не связаны ни с какими ВУЗами. Конечно, таких проектов должно быть в 10 раз больше, чтобы действительно воздействовать на количество новых компаний.
Какие сферы больше интересуют студентов бизнес-инкубатора? И насколько важна инновационная составляющая в предлагаемых студентами проектах?
Мы тяготеем больше к IT. Хотя проекты бывают самые разные, и инновационная составляющая в них может быть минимальной.
Например, две девушки предложили услугу для офисных работников - устраивать зарядку на 15 минут. Совершенно простой бизнес, но в России эта услуга не развита. (В Бразилии, например, такой бизнес субсидируется государством). Но им нужно то же самое, что любому бизнесу - научиться продавать свой продукт, раскрутить проект, оформить сайт и т.д.
Вспоминается еще один интересный проект - EcoFood. Ребята помогают фермерам найти своих покупателей в городе. Это не оптовые, а частные поставки. Инновационная составляющая в этом проекте минимальная, тем не менее, с огромным удовольствием помогаем им. Такие проекты улучшают жизнь людей.
Вы являетесь творческим директором одного из крупнейших предпринимательских конкурсов - «Бизнес инновационных технологий» (БИТ). Расскажите об этом конкурсе.
БИТ - федеральный конкурс, организованный впервые в 2003 году. Это один из первых крупнейших конкурсов бизнес-проектов в России, который сейчас занимает лидирующую позицию.
Конкурс объединяет студентов и сотрудников ведущих технических университетов, научных организаций и школ бизнеса для выведения на рынок инновационных идей.
HSE 10K проходит в Высшей школе экономики. Это один из проходных этапов конкурса БИТ?
Да, в ВШЭ с 2006 года проходит HSE 10K. В определенный момент он стал этапом для БИТа. Вообще, БИТ – «горизонтальный» конкурс. Он проходит сразу на нескольких площадках. Любой участник может подать заявку как в свой региональный или вузовский БИТ (БИТ-Спб, БИТ-Сибирь и т.д.), так и в общероссийский. Здесь нужно отталкиваться от своих возможностей: если вы не очень уверены в своем проекте, наверное, лучше начать с этапа попроще.
Возрастная категория не ограничена?
На «вузовский» HSE 10K приходят в основном студенты и аспиранты. На общероссийский БИТ приходят люди и постарше, поскольку сам конкурс направлен на разработку серьезных проектов.
Редко когда у совсем юных студентов получается зрелый инновационный проект. Обычно студент появляется как второе лицо, которое помогает лидеру. А авторы проектов могут быть кандидатами, докторами наук. Но больше, конечно, молодых участников.
Какие призы получат авторы лучших проектов?
В этом году мы будем индивидуально подходить к проекту, смотреть, что нужно каждому из финалистов для развития. Есть набор ресурсов: денежный призовой фонд, договоренности о международных стажировках.
Победители получат возможность участвовать в международных конкурсах бизнес-планов IBTEK (Беркли, Калифорния) и MassChallenge (Бостон, Массачусетс); стажировка в Кремниевой долине, стажировка при национальном университете Сингапура и т.д.
Будем пытаться помочь успешным проектам раскрутиться, выйти на международный уровень.
Что необходимо для победы в конкурсе? И проекты в каких областях чаще всего побеждают?
Чаще всего это проекты в сфере IT, биотехнологий…
В первую очередь смотрим на целостность команды. Автор проекта должен быть не только изобретателем, но и предпринимателем, умеющим собрать грамотную команду для работы в проекте.
Важен бизнес-план. Никто, конечно, не будет досконально изучать ваши финансовые вычисления в бизнес-плане, не станет сильно к ним придираться. Главное, чтобы человек имел представление о финансовых затратах на свой проект.
Получается, три главных фактора играют самую большую роль в конкурсе: команда, бизнес-план, качественная презентация проекта.
Нужно быть готовым к вопросам со стороны жюри. Подготовиться к ним можно заранее, пообщавшись на форуме нашего сайта с экспертами и членами жюри.
Что можете сказать о результатах предыдущих конкурсов БИТ? Были настоящие «Истории успеха»?
Проекты, занявшие призовые места на БИТе, очень успешно реализуются в бизнесе. Победитель конкурса в 2005 году, лично представлял свой проект Биллу Гейтсу, и сейчас ведет бизнес в США (Gravitonus Ltd). В 2009 году победитель из Красноярска, автор проекта Proverim.com, открыл свой бизнес в семи городах. С каждым годом таких примеров становится все больше. Большинство участников по итогам конкурса выходят на западных инвесторов и находят площадки для развития в других странах.
Какие преобразования произошли в организации конкурса БИТ за последние, скажем, 2 года?
Жюри стало многочисленнее. К конкурсу подключаются очень солидные эксперты из разных областей с глобальным опытом ведения бизнеса, которые консультируют наших участников.
Появляется все больше региональных партнеров, которые расширяют БИТы в своих регионах.
Увеличивается призовой фонд за счет привлечения серьезных партнеров. Нам удалось создать конкурс бизнес-проектов на международном уровне. Поэтому и участвовать в нем становится интереснее.
Как считаете, студенты сейчас в своем большинстве заинтересованы в создании бизнеса, или предпочитают работать по найму?
Конечно, больше тех, кто хочет работать в компаниях. Это ведь гарантированная зарплата, понятная траектория развития. Но появляется все больше студентов, которым любопытна тема предпринимательства.
Кто-то более устойчив к риску, кто-то менее. Но одно то, что тема студенческого предпринимательства перестала быть «ругательной» со стороны более зрелого поколения - уже хороший показатель.