25.03.2011
Александр Левенштейн

Александр Левенштейн, проект StopSleep, основатель

Александр Левенштейн, проект StopSleep, основатель

И пусть инвестором станет каждый!

Есть несколько известных способов поиска средств для финансирования готового проекта. Но как убедить, например, инвестора, в том, что в ваш проект действительно стоит вкладывать деньги? Александр Левенштейн создал проект StopSleep, но все переговоры с инвесторами результата не давали. Тогда Александр самостоятельно разработал  новую модель  привлечения финансирования. Схемой этой модели он поделился в статье  для портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru

Кто создавал бизнес с нуля, знает, что  одна из главных проблем, которую приходится решать – это финансирование. Особенно это болезненно для инновационного проекта. Начиная традиционный бизнес, вы имеете известный всем продукт и проверенную бизнес-модель, а это само по себе обеспечивает хорошие позиции на переговорах с партнером, инвестором, заимодавцем и банком, наконец. Остается только убедить их в том, что к  продукту и  бизнес-модели прилагаются голова и руки предпринимателя, способные сделать из проекта деньги.

Совершенно иначе обстоит ситуация  с инновационными проектами. Если мы делаем известный продукт (но «с перламутровыми пуговицами»), то надо доказать, что он будет лучше, чем у конкурента, и что  потребители непременно оценят  все новшества этого продукта  и будут готовы за него платить.
 
А если продукт еще и неизвестен (и надо создавать новый рынок)… Кто ж нашему брату денег даст? Известно кто:  F(amily), F(riends), F(ools).
 
И вот эти «три источника» исчерпаны, продукт создан, но для вывода на рынок  опять нужны деньги. Многие считают, что в этот момент подключится бизнес-ангел. Боюсь, что в нашей благословенной стране просто ангелов много больше, чем с приставкой «бизнес». Во всяком случае, на всех инноваторов их явно не хватает.
 
Пребывая достаточно длительное время в описанной ситуации и проведя десятки переговоров с различными лицами и организациями по поводу инвестирования  проекта, я набрел на модель привлечения финансирования, которой хотел бы поделиться с читателями. И поскольку целью статьи является не только популяризация моих идей, но и приглашение к сотрудничеству, то начну я с описания своего проекта.
 
Проект StopSleepTM. Справка. Нами (н.с. Института Психологии РАН к.т.н. Суходоев В.В. и Левенштейн А.М.) создан прибор для предупреждения засыпания. Год назад появился работающий полнофункциональный образец.


 
Все, что требуется, защищено патентами. Подана заявка на товарный знак. Заключен договор на серийное производство с заводом, и осуществляется подготовка производства, сертификация прибора, заключены несколько дилерских договоров в России, Европе и США. На начало марта 2011 года изготовлена опытная партия приборов и проводятся переговоры с потенциальными покупателями. Объем предварительных заказов составляет 9500 штук.
 
Так как переговоры с «большими» инвесторами к удовлетворительному результату не привели, мы  обратились к инвесторам «малым». Идея заключается в моделировании продажи акций в рамках закона об ООО.
 
Получилась следующая схема:
 
Формируется публичная оферта  на покупку доли предприятия, с ограниченным количеством участников. По закону об ООО участников не может быть более 50. Конечно, можно строить «пирамидку» из самих ООО, но, думается, что это лишнее. При этом цена минимальной доли должна  получиться приемлемой для достаточно широкой аудитории. В настоящее время у нас действует предложение 250.000 рублей за 0,5% долей.
 
Срок оферты должен быть ограничен неким знаковым событием проекта, которое изменит стоимость доли. После этого оферта может быть возобновлена на новом ценовом уровне. Срок нашей оферты сейчас ограничен 15 апреля. Мы считаем, что к этому моменту могут начаться поступления предоплаты, что, конечно, существенно изменит ситуацию.
 
Для обеспечения ликвидности проданных долей используется предварительный договор купли-продажи доли (опцион на продажу), заключаемый между Обществом и новым участником. То есть, участник имеет право (но не обязан) продать свою долю, а Общество обязано эту долю выкупить. Этот опцион имеет ограниченный срок реализации. Снизу – так как необходимо выйти на устойчивые продажи к моменту его реализации. И сверху, так как разумно ограничить взятые обществом на себя обязательства. Либо участник реализует опцион, либо останется на общих основаниях. Я установил срок 2 года через год после вхождения.
 
Опцион должен иметь четкую формулу цены, которая будет прозрачна и сможет убедить покупателя, что шансы на потерю денег невелики. В нашем договоре цена рассчитывается исходя из 100% = 20 квартальных прибылей.
 
Наконец, договор должен предусматривать «разбег» для выплаты. Если Вы продали 10% долей, а затем они предъявлены к выкупу, то Вы должны выплатить 2 квартальных прибыли. Это не смертельно, но оцените время, которое необходимо для аккумулирования средств без остановки операционной деятельности. Мы решили, что нам будет достаточно трех месяцев, учитывая вероятную кредитоспособность предприятия к моменту выплаты.
 
Давайте посмотрим на схему со стороны предприятия.
 
Некоторым минусом является большое число участников, которые, к тому же, могут иметь чисто финансовый интерес.
 
Безусловным плюсом, помимо возможности получить средства для реализации проекта, является возможность повышать цену продажи долей сообразно оценке их стоимости, то есть ввести определенные «котировки акций». При «большой» продаже вы оцениваете долю один раз на момент входа инвестора, и, как правило, оцениваете невысоко. В данном случае, вы не закрываете возможности продажи большого пакета, но отодвигаете его на более поздний срок, а, следовательно, продадите пакет дороже (я предполагаю, что вы распорядитесь средствами разумно, и проект продвинется в сторону реализации).
 
Дополнительный плюс – отсутствие долговой нагрузки на проект, которая к этому моменту у вас и так наверняка зашкаливает все мыслимые пределы.
 
Теперь попробуем заглянуть в душу покупателя «акций».
 
Мы ожидаем, что основным мотивом для него является высокая доходность. Отмечу, что мы встречали и менее приземленные мотивы. Итак, плюсы понятны: покупателю понравился проект, менеджмент, он поверил, что проект будет реализован, и дал деньги. Участие в бизнесе должно обеспечить существенно более высокую доходность, чем банковский депозит.
 
Минус столь же очевиден: если деньги лежат в банке, они застрахованы. В нашем варианте покупатель разделяет риски проекта.
 
На момент написания статьи свой выбор в пользу нашего проекта сделали уже два покупателя. Еще двое – рассматривают эту возможность. И мы будем рады новым партнерам.
 
А братьям-инноваторам хочу пожелать успехов! Если кто-то захочет последовать моему примеру – удачи! Обращайтесь, поделюсь заготовками и опытом. Адрес электронной почты автора: Lev_am@list.ru

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/