Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Кирилл Казаков: «Для туризма VR – это реально работающий инструмент продаж»
О том, как технологии виртуальной реальности меняют представление о туризме, и как превратить увлечение гаджетами в интересный проект Порталу предпринимателей рассказывает Кирилл Казаков, основатель компании «VR Tour».
Кирилл Казаков, Виртуальные туры по Байкалу «VR Tour», победитель Премии «Бизнес Успех» номинации «Цифровая экономика».
- Расскажите, пожалуйста, про технологии, которые вы используете? Что собой представляют виртуальные туры по Байкалу и почему именно по Байкалу?
- Мы развиваем технологии дополненной и виртуальной реальности ивидео 360 в сфере туризма. «VRBaikal» – приложение для VR путешествий по Байкалу из любой точки мира, где есть интернет. С его помощью пользователи с любыми моделями VR очков могут отправиться с нами в виртуальное путешествие по озеру Байкал.
Сегодня на рынке представлен большой выбор гаджетов виртуальной реальности, которые подключаются к смартфону, от самых доступных стоимостью в 1 тыс.руб. до профессиональных стационарных дорогостоящих устройств. Для очков LAKE BAIKAL VIDEO 360 мы взяли за основу технологии Google Cardbord и выпустили их в подарочной брендированной упаковке. Их можно приобрести у нас на сайте.
Также продукт уже доступен и для профессиональных устройств. Через приложение YouTube VR пользователь может зайти на наш канал и посмотреть все представленные ролики. Пока это бесплатно.
А Байкал потому, что он у нас здесь рядом.
- С чего вы начинали, создавая VR-бизнес? Для вас это был первый бизнес?
До этого я 13 лет работал в организации бизнес-мероприятий и всегда старался использовать современные технологии и «фишки», чтобы заинтересовать гостей. В 2016 году я столкнулся с задачей показать московскому заказчику, как проходит удаленное мероприятие. Тогда мы сняли процесс на самую простенькую панорамную камеру и отправили клиенту с Google Cardbord очками. Клиенту понравился результат, а я стал развивать эту технологию. Через несколько месяцев для одного из федеральных мероприятий по импортозамещению понадобилось снять видео о Байкале. Это было наше первое 360 видео о Байкале.
В какой-то момент я понял, что из организации мероприятий пора уходить, чтобы не распыляться.
Потому что,над чем бы ты ни работал, важно полностью отдаваться своему делу.
Лишившись стабильного источника дохода, пришлось делать так, чтобы VR-проекты начинали приносить доход. Сейчас мы полноценные партнеры с моим бывшим работодателем.
- А могли бы на собственном примере рассказать про этапы, которые вы проходили при создании бизнеса?
- Первые 3D-видео стали демонстрацией наших возможностей. Постепенно начинали появляться первые заказчики – строительные компании. Когда стало понятно, что технология интересная и может применяться в различных сферах, я стал писать первые планы по развитию VR Tour. Видео мы решили упаковать в единый интерфейс, в отдельное приложение, а не просто размещать, где попало. Так началась разработка приложения.
С тех пор мы активно развиваем технологии и стараемся применять их в разных областях. Так, например, в октябре 2019 года мы официально запустили проект изучения языков малочисленных народов с помощью технологий дополненной реальности, с которым вошли в Программу апробации образовательных решений.
На сегодняшний день «VRBaikal» — это полностью работающее приложение, которое было запущено в магазинах зимой 2019 года. И вот недавно мы отметили 11 тыс. пользователей. Для локального приложения, которое никак специально не продвигалось, это отличный результат, я считаю.
- На сколько большая команда сейчас работает над VRTour?
- Видео снимаю я лично и несколько моих коллег. Сейчас у нас уже отснято порядка 80% крупных точек Байкала в экспедициях и семейных поездках. Есть партнерские видео, которые снимались с заповедниками и национальными парками. Помимо меня у нас есть еще три оператора, которые могут снимать видео по техническому заданию, копирайтеры и дизайнеры, которые оформляют контент, и партнеры, которые озвучивают наши виртуальные путешествия, а также интерактивный отдел для разработки логики и серверного интерфейса приложения.
Про финансы
- Можем ли мы поговорить про стартовые инвестиции: у вас был первоначальный капитал для старта? Сколько было потрачено на стартовые расходы при создании туров?
- Стартовые расходы зависят от идеи и от того, на сколько тебя «прет» проект. Чтобы начать снимать видео для виртуальной реальности сегодня достаточно купить простую экшн-камеру, которая обойдется в 40-50 тыс. рублей. Но придется самостоятельно разобраться с тем, как это все работает, потому что технологии постоянно развиваются и готовых уроков не существует.
Мы начинали очень плавно, постепенно вкладывая в проект деньги, заработанные на коммерческой съемке 3D видео для бизнеса. Заемных средств на старт или развитие не привлекали. Когда моя жена слышит, что в проект вложено уже более 10 миллионов, очень удивляется.
- Что является самым дорогим в организации бизнеса с использованием VR-технологий?
- Если говорить о профессиональной работе, то основная статья расходов – это, конечно, техника. Помимо камеры дальше понадобятся компьютеры для обработки видео и так далее. В нашем арсенале сегодня есть камера стоимостью 1,4 миллиона, которую поднимает дрон за 700 тыс.
- На какой стадии окупаемости сейчас находится проект?
- Сейчас мы работаем на собственных инвестициях и партнерских интеграциях. А зарабатываем на создании контента виртуальной реальности. Например, когда нужна рекламная интергация в приложение туристической базы, мы снимаем им видео контент с нативной рекламой места отдыха. Также снимаем коммерческий VR для бизнеса.
Изначально мы строили бизнес-модель на продаже очков, думали, они выстрелят, и мы будем только их продавать. А вышло так, что из первых проданных условных 300 штук очков - 100 были корпоративный заказ. В дальнейшем продажи в основном состояли из корпоративных заказов. Но это проблема низкого проникновения культуры использования технологий виртуальной реальности.
Среди партнеров проекта сейчас Сбербанк: в год Байкала наши виртуальные путешествия выпущены в онлайн-кинотеатре Okko, но пока в обычном плоском формате.
- А контент для очков бесплатный в приложении? Если да, планируется ли монетизация?
- Пока весь контент открыт. Сейчас мы находимся в стадии перехода на монетизацию внутри приложения.
Про перспективы
- Согласно отчету PwC, в 2019 году индустрия AR и VR оценивается в $46 млрд, к 2030 году она вырастет в 30 раз. Кирилл, как вы считаете, как будет развиваться направление VR: тренды, перспективы, направления и новые сферы?
- Я точно знаю, что направление туристического IT будет развиваться. Количество гарнитур виртуальной и дополненной реальности растет, производители игровых консолей выращивают поколения детей, которые не представляют своей жизни без виртуальной реальности. VR гаджеты будут становится все доступнее и рано или поздно появятся в каждой семье. Цифровое пространство, безусловно, будет развиваться все больше, но, я все-таки надеюсь, что не займет всю нашу жизнь.
Также активно внедряются VR-технологии в образование и медицину. В нефтегазовой сфере уже давно создают симуляторы для обучения сотрудников. Для туризма VR – это не только инструмент просмотра, но и реально работающий инструмент продаж. Другое дело, что железо и качество интернета должно поспевать за развитием технологий.
Надо сказать, что многое в продвижении технологий дополненной и виртуальной реальности зависит от качества интернет-соединения. В России и многих местах зарубежья, откуда мы получали отзывы, интернет не позволяет использовать все имеющиеся современные технологии.
- Будете ли вы открывать новые направления в бизнесе? Планируете ли выходить на новые рынки?
- Мы уже работаем над созданием большого краудсорсингового проекта «VRTravelRussia», где будут представлены не только наши панорамные виртуальные путешествия. Это будет платформа, куда авторы подобных путешествий из России и со всего мира смогут загружать свой контент. Можно сказать, маркетплейс или видеохостинг для VR видео. Будет предусмотрена система монетизации для авторов, а спонсоры смогут финансировать новые виртуальные путешествия.
Если развивать эту туристическую платформу, то хотелось бы, чтобы люди могли за этот контент платить. Здесь мы смотрим в сторону Китая, потому что там более популярны VR гарнитуры, сформирована культура платного контента и есть интерес к путешествиям по России. Возможно, там наш проект будет интересен инвесторам, потому что подобных упакованных проектов на рынке пока еще нет.
Сейчас мы ищем инвестиции.
Недавно мы заполнили заявку на участие в Сколково и будем оттачивать бизнес-модель и выходить на поиск инвестиций. В планах на этот год – перевод приложения на другие языки. Параллельно прорабатываем логику для приложения VR Travel Russia.
А с середины июля до середины августа на Байкале бархатный сезон. Приезжайте!