28.06.2022
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

«Изменить формат образования и дать людям возможность обучаться везде и всегда»

«Изменить формат образования и дать людям возможность обучаться везде и всегда»

Иван Тимофеев, Иван Харламов и Евгений Кошелев – основатели проекта «Конструктор личности». Процесс обучения как игра в огромной метавселенной. Основатели проекта «Конструктор личности» рассказывают об этапах развития стартапа от идеи до продукта и делятся опытом проведения кастдев и общения с инвесторами.

- Расскажите немного о себе, кто вы по образованию? Есть ли у вас примеры уже успешных реализованных проектов?

Иван Тимофеев: В IT сфере я уже сложно посчитать, сколько. Помимо работы в найме мы занимались созданием сайтов и внедрением CRM-систем в сфере IT.

Иван Харламов: Мы оба около 10 лет в IT, заканчивали один вуз, но познакомил нас Евгений Кошелев. Когда-то я начинал с поддержки, постепенно пришел к руководству проектами, занимался бизнес-аналитикой, работал с CRM. Какое-то время работал в банковской сфере, но давно хотел вернуться к бизнес-процессам, имею успешный опыт запуска интернет-магазина. Поэтому предложение ребят принять участие в проекте пришлось как нельзя кстати.

- В чем заключается основная идея стартапа? Почему вы выбрали именно EdTech?

Иван Тимофеев: Идея нашла нас сама около года назад. Метавселенные давно у всех на слуху, и во время одного из разговоров у нас возникла идея создать цифровой аватар человека. Но нам было интересно посмотреть на этот вопрос с точки зрения образования. Каждый из нас имеет определённый набор навыков, которым может обучить других. Мы сходили с этой идеей в несколько специализированных площадок, где нам помогли ее развить и упаковать. Сейчас мы имеем упакованный продукт, который готовы и хотим презентовать.

Иван Харламов:  Идея заключается в том, чтобы изменить формат образования и дать людям возможность обучаться везде и всегда. Наш пользователь является игроком в огромной игровой вселенной и движется по определенному маршруту. Ему даются небольшие задания, выполнение которых позволяет прокачивать навыки и совершенствовать знания как в нашей метавселенной, так и в реальном мире.

- На какую аудиторию рассчитан проект?

Иван Харламов: Наша ЦА это как минимум люди, которые хотят получить и развить какой либо навык или поделиться своими знаниями с другими. У них должен быть доступ в онлайн. А так же для тех, кто хочет иметь возможность найти необходимого эксперта в конкретной области.

- Как распределены роли в команде?

Иван Харламов: Кошелев Евгений отвечает за техническую часть (аналитика, разработка, тестирование). Я отвечаю за продуктовую часть (маркетинг, продукт, аналитика). Тимофеев Иван отвечает за коммерческую часть (переговоры, финансовые вопросы).

- На какой стадии реализации сейчас находится ваш проект?

Иван Харламов: Сейчас мы на стадии  реализации прототипа MVP продукта и тестирования основной гипотезы.

- Есть ли у проекта аналоги?

Иван Харламов: Аналоги, конечно, есть. Мы проанализировали рынок и посмотрели, что происходит на территории России и за рубежом. Наш продукт – это очень вкусный «салат» из всего самого хорошего, что существует сегодня  в EdTech.

Иван Тимофеев: Самое важное состоит в том, что мы решили уйти от создания очередной образовательной платформы и создать саморазвивающуюся среду, где пользователи сами могут генерировать задания. В отличие от традиционных платформ с курсами, наша среда будет управляться пользователями и контролироваться нами. Пользователь может выбирать задания, которые подходят и нравятся именно ему, создавая тем самым собственную индивидуальную траекторию развития.

- Объясните на примере, как это работает?

Иван Тимофеев: Например, человек хочет попробовать себя в изучении французского. На этапе первого касания учителем для него может быть любой пользователь, чей уровень владения языком чуть выше. Пользователь может выбрать себе задание исходя из собственных интересов, просить помощи у других пользователей или автора этого задания, коммуницировать внутри среды с заинтересованным сообществом. Если задание  автора понравилось, можно продолжить обучение или перейти к другим его заданиям. Учителями для других быть тоже интересно: обучая кого-то тому, чем владеешь сам, можно учиться, обмениваясь знаниями.  Например, владея французским языком, обучать других данному навыку, а самому осваивать Data Science.

- Вы проводили проблемные интервью? На что, в первую очередь, стоит обращать внимание при составлении вопросов, чтобы по итогам «выцепить» главные ожидания будущих клиентов?

Иван Тимофеев: Нам повезло с областью, поэтому особых проблем с CustDev не возникло. Мы с самого начала осознавали проблему как со стороны образовательных платформ, там и со стороны учеников, и сразу задавали очень точечные вопросы.

Четкость вопроса – самое важное в кастдеве.

Нам нужно было понять, действительно ли большому количеству людей не нравится проходить полный цикл курса. Для нас это было самым важным. И мы на 100% знали, что получим ответ «да». Также мы спрашивали: «на сколько вы были довольны курсом», «на сколько вы были разочарованы курсом» и так далее. Недовольство курсами встречается на каждом шагу, потому что  инфоцыгане продолжают процветать. Поэтому мы очень быстро подтвердили свою теорию о том, что пользователю может не нравиться курс, может не нравиться большой блок в курсе, и зачастую он не доволен этим. Вот эти очень конкретные точечные вопросы помогли нам четко и быстро провести CustDev.

Иван Харламов: Мы пошли самым примитивным путем: учились сами и в процессе обучения учились учиться. Проанализировав свое обучение, мы поняли, что проблемные ситуации, которые возникали у каждого из нас по отдельности, схожи. И вот это наше подмножество из троих персонажей подтолкнуло нас к мысли о том, что скорее всего, у большинства людей эти проблемные точки примерно одинаковы. Поэтому нашей основной задачей стало помочь окружающим решить те проблемы, с которыми столкнулись мы сами.

- Вы находитесь в поиске инвестиций?

Иван Харламов: Мы ищем и инвестиции, и, так называемые, «умные деньги». Также рассматриваем поиск исполнителя с условием его вознаграждения «со старта». Сейчас проект создается на личные вложения.

- Получали ли вы обратную связь от экспертов по поводу самой идеи? Совпали ли ожидания с реальностью?

Иван Тимофеев: Мы были на нескольких площадках, среди которых бесплатное бизнес-сообщество Terra, где можно получить обратную связь от большого количества экспертов. До упаковали проект мы в инкубаторе правительства Москвы. Сейчас нам нужно  реализовать прототип платформы, чтобы по нему точечно работать с каждым экспертом, искать партнерства и «умные деньги». Пока работа с экспертами заключается в обсуждении того, на сколько это нужно рынку. Мы хотим сначала создать продукт, а потом уже презентовать его.

- Как доказать внешнему эксперту или инвестору, что ты заряжен идеей проекта?

Иван Харламов: Все очень сложно только потому, что все очень просто. Для презентации с инвестором у нас есть просчитанная модель монетизации, это облегчает задачу. Играет роль и опыт в IT и в управлении – подсказывает решения, к которым молодые и заряженные стартапы приходят спустя несколько лет. Третий важный момент – четкое понимание того, что мы хотим от продукта.

И, с моей точки зрения, еще важно иметь понимание клиента и его  боли. Это позволяет делать продукт наиболее оптимизированным под текущую ситуацию.

Иван Тимофеев: Все стартаперы заряжены идеей. Но  для инвестора самый красивый язык – язык цифр. Основные моменты здесь: четкая и понятная бизнес-модель, показывающая, как, откуда и и как появляются деньги; и понимание рынка. Рынок онлайн-образования растет невероятными темпами и пандемия ему не помеха, наоборот она подстегивает темпы роста.  Сегодня любая образовательная платформа достаточно легко и понятно монетизируется.

- А какая модель монетизации заложена в вашем проекте?

Иван Тимофеев: У нас классическая история монетизации через подписочную модель. А еще помимо образовательной среды наш проект будет включать в себя маркетплейс заданий, где авторы образовательных курсов и методик смогут продвигать свои услуги, создавая классные привлекательные карточки заданий.

Инвесторы любят говорить: чем большему количеству людей вы поможете, тем больше денег заработаете. Мы опираемся на это утверждение и хотим создать продукт для максимально большого количество людей, не ограничивая их геолокацией и языками.

- Очень часто менторы в рамках обучения на бизнес-акселераторах советуют: начните продавать услугу или продукт, и тогда станет реально понятна ценность идеи и возможность реализации стартапа. Вы согласны с таким подходом?

Иван Тимофеев: В какой-то момент мы поймали себя на том, что пытаемся слишком «обелить» продукт, сделать его сразу максимально красивым. На самом деле в этом нет никакого смысла. Продукт важно выпустить. А дальше рынок подскажет, как и в какую сторону его надо  продвигать.

Продукт надо создавать под рынок, а не под свое видение.

- Каковы ваши планы на этот год?

Иван Тимофеев: Мы прописали план развития на 5 лет. В этом году для нас самое главное – выпустить продукт в мир и собрать как можно больше обратной связи от пользователей. Также хотим найти  партнера, с которым мы сможем быстрее масштабироваться. Потому что дальше на развитие проекта будет влиять только скорость.

- Могли бы посоветовать молодым начинающим предпринимателям, как противостоять критике окружающих и не забрасывать свои идеи и проекты?

Иван Тимофеев: Слушать критику обязательно надо, но только от тех, кто понимает, что говорит. Потому что у нас, как известно, каждый второй – эксперт во всех областях. Самое простое – найти человека, у которого уже что-то получилось, и слушать, что он говорит, задавать конкретные вопросы про его проект, а не про свой: «как ты привлекаешь клиентов?», «как ты продвигаешь вот эту услугу?» и так далее. Спрашивать надо про его проект, а не про свой, потому что у человека уже сложилось собственное видение, и он твою идею тоже оценит через призму своего проекта. А если пытаться лепить продукт по чужим советам, то получится огромный монстр, в котором не останется ничего от начальной идеи. Поэтому главное, что могу посоветовать: просто делайте. Только рынок может оценить, что получится.

Иван Харламов: Товарищ Рыбаков когда-то сказал: «Твоя задача – совершать ошибки».  

Я бы посоветовал делать что-то максимально простое, выплевывать в рынок, тестировать и проверять.

Самое главное – не упираться в идею о том, что вы сейчас сделаете офигенный продукт, который все сразу полюбят. И помнить о том, что где-то обязательно кроется не просчитанный момент, в котором вас ждет внезапный факап.

Партнеры
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://www.fcaudit.ru