Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Евгений Колотилов, бизнес-тренер по продажам и маркетингу
«Представьте себе, что вы стали самым успешным специалистом в той области, которая вам интересна. Что именно бы вы делали? Представьте себе это, составьте план и начните это делать»
Без практики нет теории. И многие, которые изучают какой-либо предмет, хотят поделиться опытом с другими, помочь людям обрести определенные навыки. Но не каждому удается превратить это в бизнес. Евгений Колотилов посвятил изучению маркетинга существенную часть жизни и в какой-то момент понял, что способен сам проводить тренинги. Как он стал успешным бизнес-тренером, Евгений поделился в интервью на Портале начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне:
Евгений Колотилов, бизнес-тренер по продажам и маркетингу
Консультант. Эксперт в области партизанского маркетинга.
Преподает по программе МВА в РУДН.
Евгений, как Вы стали бизнес-тренером? С чего начиналась Ваша карьера?
Начну издалека. 15-16 лет назад начал заниматься продажами. Сначала работал обычным менеджером по продажам в рекламном агентстве, через некоторое время меня назначали на должность руководителя небольшого отдела, потом стал исполнительным, а затем – генеральным директором компании.
Примерно в 2004 году стал сам обучать своих сотрудников. В компании работало порядка 60 менеджеров по продажам, и нужен был человек, который бы обучил их основным приемам. Те бизнес - тренеры, к которым мы обращались, не устраивали по ряду причин. Я решил, что буду обучать сам.
Обратился к одному известному бизнес-тренеру, который поделился своим опытом и обучил меня. Сначала я использовал эти знания только в компании, где работал.
Через некоторое время сотрудники, которых я обучал, стали рассказывать своим знакомым о проведенных мною тренингах. Благодаря таким рекомендациям, меня пригласили в одно место, второе, третье...
В итоге доход от тренингов и консультаций, которые я оказывал по продажам и маркетингу, стал превышать тот доход, который я получал, работая в компании.
Так я перешел к тому, чтобы работать только на себя
Как вы составляли собственную программу по обучению?
Последние лет 15 я усердно изучаю маркетинг. Прочитываю как минимум одну книгу в неделю по этому профилю. Изучал опыт как российских, так и зарубежных специалистов.
10 лет назад мне казалось, что я знаю про маркетинг все, а сейчас понимаю, что только в начале пути. Есть куда стремиться.
Для программ семинаров и тренингов я беру лучшее из изучаемых мной материалов. Использую труды Джея Абрахама, Дэна Кеннеди, Джея Левинсона, Эбэна Пэгана (Дэвид ди Анджело).
С какими трудностями сталкивается человек, который решает уйти из компании и начинает работать на себя?
Главная трудность заключается в том, что ты один и тебе не на кого рассчитывать. Если ты заболел, то тебя никто не заменит. У меня есть сотрудник, который мне помогает, но его помощь заключается в том, что он проверяет почту и отвечает на звонки. Но, по сути, бизнес держится только на мне.
Но есть и ряд плюсов: за тобой нет начальника, нет подчиненных, которые опаздывают на работу и которых нужно постоянно контролировать.
Был ли у вас стартовый капитал ?
Нет, никаких вложений не потребовалось.
Что вы делали для того, чтобы о вас узнали? Для любого бизнеса необходима эффективная реклама …
Я использовал «сарафанное радио» . Меня рекомендовали знакомые другим знакомым. В моем бизнесе это работает более эффективно, чем использование каких-либо специальных рекламных приемов.
Были публикации в прессе. Информация размещалась по бартеру. Взамен на публикации я давал консультации, обучал людей бесплатно. Но от этой рекламы толку почти никакого не было.
Много людей мечтает, как вы, вести тренинги, иметь бизнес и не зависеть ни от кого. Но не у всех это получается. Вы – исключение из общего правила?
Можно я отвечу метафорически?
К одному из самых дорогих в мире консультантов по маркетингу Дэну Кеннеди подошла на семинаре женщина со словами:
- Поговорите, пожалуйста, с моим мужем. Он ничего не делает, не работает, сидит без денег. Дэн спросил:
- А что я должен ему сказать?
- Вы должны ему сказать, чтобы он пошел работать.
- А если бы ты была на его месте, что бы ты делала?
- Я бы дала рекламу, провела семинар, обзвонила бы всех старых клиентов.
На это он ей ответил:
- Женщина, иди и делай. Не мучай меня.
Она обиделась и ушла. Спустя полгода эта же женщина подошла к нему и сказала:
- Большое вам спасибо! Муж как сидел на диване, так и сидит. Но я дала рекламу, провела семинар, обзвонила всех старых клиентов и т.д. И у меня все получается.
Вопрос в том, что если ныть и жаловаться, тогда ничего не получится.
Если пойти и написать план того, что хочешь сделать, а потом сделать это, тогда получится все.
С чего все-таки должен начать человек, который хочет работать только на себя?
Нужно принять решение и обрубить все концы. Когда ты говоришь: я работаю инженером, программистом или кем-то еще, а остальное - моя параллельная деятельность, ты никогда не сможешь полностью перейти в свободное плавание.
Ты должен сжечь мосты и заниматься только своим бизнесом. Когда обнаружишь, что нечем платить за квартиру и кормить семью, ты свои услуги продашь. Я не знаю, как это работает, но работает точно.
И потом ты понимаешь, что все зависит только от тебя. Если вдруг что-то не получается, надо посмотреть на людей вокруг, у которых это получается. Во-первых, посмотреть, что делают они. Во-вторых, полезно с ними побеседовать, спросить: а как ты это делал? Они, как правило, охотно делятся. В-третьих, важно понять, что если они это смогли, значит, ты тоже сможешь.
Сильная ли конкуренция в Вашей сфере бизнеса? Как Вы с ней справляетесь?
Я практически не испытываю прямой конкуренции. Большинство бизнес-тренеров не имеют практического опыта в бизнесе. Я сам раньше много и успешно продавал и теперь учу продажам. Большинство считают: для того, чтобы вылечить болезнь, совсем не обязательно ей переболеть. Я с этим не согласен.
Если учишь продавать, должен сам эмоционально пережить некоторые моменты. Ты должен узнать, что такое отказ, побывать в ситуациях, когда тебя выгнали откуда-то, когда тебе нагрубил клиент и т.д. Когда этого в твоей практике не было, ты не будешь на одной волне с теми, кого обучаешь.
То же касается и моих семинаров по маркетингу. Я сбился со счету, сколько именно рекламных, маркетинговых кампаний я провел, думаю, 500-600 точно. Кто еще из бизнес-тренеров может этим похвастаться?
Какие у Вас профессиональные планы на будущее?
Есть стремление стать самым дорогим и востребованным консультантом по маркетингу и продажам в России. В Америке это Джей Абрахам. Один день его работы стоит 25 000 долларов, если я не ошибаюсь. Хотелось бы дорасти до такого же уровня.
Что бы Вы хотели пожелать начинающим предпринимателям?
Представьте себе, что вы стали самым успешным специалистом в той области, которая вам интересна.. Что именно бы вы делали? Какие книги писали? Как бы продвигали себя? Представьте себе это, потом составьте план действий на основании этого и НАЧНИТЕ делать то, что записано в плане.