Александра Фуркало
Евгений Антонов, руководитель фабрики “Мякиши”: “Мы будем развивать осознанное родительство в России”.
О важности сохранения качества, о возможных сложностях в кризисные периоды, мы поговорили с одним из создателей бренда развивающих игрушек "Мякиши" Евгением Антоновым.
- «Мякиши» - очень интересное название. Возникает некоторая ассоциация с мякишем хлеба, чем-то тёплым, домашним. Какие эмоции вы хотите вызвать этим названием? Можете описать как бы вам хотелось, чтобы это название слышалось для покупателей?
Мы организовались в 2000 году, а вынашивали идею с 1999 года. Нынешняя молодёжь чем-то похожа на молодёжь того времени. Они хотят что-то предпринимать, а не сидеть на месте. Так как город у нас небольшой, рынок маленький, но тогда мы не знали ни слово «рынок», ни интернета у нас не было.
Для нас было очевидно одно – мы можем производить здесь, а по итогу получить весь рынок России.
Сомнений у нас никаких не было. Первыми решили выпустить кубики. Почему? У жены был опыт в производстве, а у меня, скажем так, в продажах и небольшом продвижении. Я руководил небольшой сетью по продаже мороженого. И в какой-то момент мы получили подарок для младшего ребёнка и это стало объектом нашего вдохновения. Это были кубики из Англии с цветными картинками. Тогда такого в магазинах у нас не было. Мы сразу решили распороть один из кубиков, чтобы посмотреть, как он устроен. И сразу возникло слово «мякиши». Здесь переплетается всё, что вы перечислили: любовь, забота, теплота. Все смыслы пришли в моменте. Здесь нет ничего запланированного и преднамеренного.
- Вашему бренду уже ведь 20 лет?
23 года в этом году. Очень радует, что мы пережили многие кризисы, не только внешние, но и внутренние. Компания молодая, но нам, владельцам, уже за 50.
Тем не менее мы прекрасно понимаем, что от нашей энергии, от людей, которые нас окружают, очень многое зависит.
Если посмотреть на нас 7 лет назад, то мы были прям такие “олд скульные”. Я очень горжусь тем, что мы прошли этот период, и тогда нам было очень важно осознать, что мы действительно должны поменяться. Мы очень критически посмотрели на себя.
- Мне кажется, что все застывают в этом моменте: прибыль есть, всё классно, но в какой-то момент задумываешься: «А что менять?». Но ваш рост показывает, что вы правильно сделали, что решили изменить свою позицию.
Действительно правильно. Я сейчас понимаю, что этот период накопления компетенций очень важен. Компания организовалась в маленьком городе, мы сами жили в небольшой скорлупе, изредка выезжая на внешние рынки. Что мы в итоге сделали? Стали увеличивать свою насмотренность. Мы начали много путешествовать и во время поездок посещали игрушечные магазины, выставки, музеи игрушек. Это помогло нам увидеть работу других брендов этого сегмента. Например, один из наших ориентиров – компания Steiff. Это известный на весь мир бренд игрушек, организованный женщиной-инвалидом, существуют они более 140 лет. Поэтому мы планируем работать точно не меньше.
- Вы прошли большой путь к собственному производству от первого арендованного цеха на окраине маленького города до отлично оснащенной высокопроизводительной фабрики. С какими основными трудностями вы столкнулись в ходе производства и есть ли они сейчас?
Первая проблема – производственное помещение. Изначально это было комната где-то 30 метров, может даже меньше. Мы там разместились и были счастливы. Сейчас у нас где-то 7 тыс. квадратов. Мы принципиально не уезжаем из города Боровичи, это наше место силы. Мы сейчас работаем над созданием центра методологии раннего развития. Это же круто, к нам на территорию смогут приезжать методологи со всей России.
Мы будем развивать осознанное родительство в России.
Сейчас молодым брендам проще начинать, потому что есть разные производственные кластеры. Нам же было сложно уладить некоторые издержки производства. Но сейчас мы действительно кайфуем от этого процесса. Нерешаемых проблем нет, это, наоборот, точки роста. Без проблем и дело развиваться не будет.
- Здесь, наверное, важно упорство и понимание у руководителя, куда двигаться дальше.
Я бы даже сказал команды, потому что всего знать невозможно. Например, у меня было мало понимания как работают маркетплейсы. Общими штрихами я знал что-то, но мало.
Моя главная задача – собрать сильную команду, так скажем купить на внешнем рынке компетенции продвинутых специалистов.
Следующий шаг – адаптировать таких специалистов под себя и сделать их работу интересной для них.
- “Мякиши” стали победителем в номинации «Потребительские товары» конкурса новых брендов России. Могли бы поделиться, на ваш взгляд, какие действия нужно предпринять предпринимателю, чтобы создать сильный бренд?
Вопрос очень масштабный, но я скажу так, я отделяю торговую марку от бренда. В бренде есть смысл, эмоция, любовь. Важно обращать внимание на глубину проработки всех деталей и составляющих бренда.
- На рынке детских товаров достаточно высокая конкуренция. Как вы относитесь к конкуренции? Думали ли вы когда-нибудь о взаимовыгодном сотрудничестве с вашими конкурентами?
Я за коллаборации, но, объективно, между конкурентами не может быть никакой любви. Мне нравится выигрывать у конкурентов, так я чувствую силу своего качества. Выигрывали мы всегда за счёт более выгодной для клиента цены и при этом более высокого качества. Мы вообще открыты для любых историй. Однажды сотрудничали с брендом по изготовлению деревянных элементов из Томска. Они даже приезжали к нам на фабрику, но их профиль – это сувенирная продукция, а мы больше нацелены на развивающие игрушки.
- У вас большое производство, очень много сотрудников. Как вы контролируете качество продукции?
У нас есть специальная методика контроля качества, есть прописанные регламенты, есть отдел качества со своим руководителем. При наличии регламентов всё довольно просто. У нас есть пробная партия сырья, которую мы отправляем в несколько химических лабораторий. Обычно это занимает где-то неделю. Как только мы получаем подтверждение, что всё хорошо, справка с подтверждением кладётся в архив. Далее всё пускается в производство. Этот процесс относится ко всему, начиная с наполнителя и заканчивая тканью, которые к нам приходят со всего мира. У нас также своя клининговая компания, если вы попадёте к нам на производство, то почувствуете себя как будто в больнице, настолько у нас чисто. На некоторых участках уборка проходит в несколько этапов, чтобы всё было очищено качественно. По нашему мнению, это всё культура производства. Как я оцениваю любое производство, я иду сначала в туалет. Если там всё хорошо, то я понимаю, что производитель действительно трепетно относится ко всему. Например, у некоторых наших работников нет дома своей благоустроенной ванной комнаты, поэтому первое, что мы сделали на производстве, это хорошо оборудованные раздевалки с душевыми. Для нас очень важно создать именно комфортные условия для сотрудников, чтобы их окружала чистота и забота.
- Вы активно занимаетесь благотворительностью. В чём ваша мотивация заниматься благотворительностью?
Мы просто не можем быть другими, это наша внутренняя потребность. Наша работа предполагает это. Люди видят то хорошее, что мы делаем, и тоже присоединяются к благотворительной деятельности.
- Хотели бы вы выйти на международный рынок? Если да, то какие действия вы для этого предпринимаете?
Да, мы планируем. Мы даже придумали англоязычный бренд, Tony Toy. Tony – это уменьшительно-ласкательное от Антонио, а мы Антоновы, так что и в названии заложен смысл. Сейчас всё больше сигналов приходит, что нужно смотреть в сторону Южной Америки.
- За что любите свой бизнес?
Он меня наполняет и даёт мне возможность постоянно меняться, заряжает энергией. Моё дело не даёт мне оставаться равнодушным ни к чему. Утром я прихожу на работу одним человеком, а вечером ухожу уже немного другим. Если бы не было этого интереса, я даже не представляю, чем бы я занимался.