30.03.2023
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Анна Русских: “Мне захотелось создать инструмент помощи для широкой родительской аудитории”.

Анна Русских: “Мне захотелось создать инструмент помощи для широкой родительской аудитории”.

Магазины приложений сейчас наполнены различными развивающими занятиями для малышей. Но вдумчивые родители понимают, что лишь небольшое количество инструментов из этого разнообразия созданы специалистами и действительно эффективны. Логопед-дефектолог и специалист психолого-педагогической реабилитации Анна Русских разработала и выпустила приложение «Привет, логопед» для запуска речи у детей. В начале марта проект был назван одним из лучших в конкурсе технологических стартапов Startup Tour Фонда «Сколково». О том, с какими проблемами пришлось столкнуться на пути к успеху, рассказываем в новом интервью.

- Ваш проект по запуску речи у детей стал лучшим в треке «Информационные технологии» красноярского этапа Startup Tour 2023. Поделитесь своими впечатлениями от участия в конкурсе.  

Я не ожидала, что вообще выйду в финал, потому что у меня не было опыта выступления в каких-либо конкурсах. До этого мы участвовали только в X Всероссийском конкурсе проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», но там проект презентовал представитель муниципалитета от Красноярского края, приложение заняло 2 место в номинации «Здравоохранение». В Startup Tour 2023 я выступала с презентацией сама, а жюри оценивало проекты прямо во время выступления. Конечно, это помогло заявить о проекте. После конкурса в СМИ вышло большое количество статей, о внедрении нашего приложения в работу социальных учреждений рассказывали различные государственные и негосударственные паблики. 

— Проект «Привет, логопед!» был задуман в 2012 году. Как возникла идея приложения? Сложно ли было решиться на создание стартапа?

Разработка мобильного приложения стала основой моего исследования — магистерской диссертации. На тот момент я уже работала логопедом-дефектологом после окончания специалитета. Я обнаружила, что детей, которые не говорят или имеют грубое искажение речи, к моему удивлению, очень много. Больше всего меня заинтересовали три группы: малыши с проблемами речевого «старта», школьники с дислексией и дисграфией (стойкие нарушения чтения и письма, которые не может и не должен корректировать учитель начальных классов), и третья группа – неуспевающие дети, с которыми на первый взгляд все в порядке, но им почему-то сложно запоминать материал или понимать задачи, сформулированные в длинном предложении. Я выяснила, что дети из двух вторых групп, которые обращались ко мне за помощью, заговорили позднее сверстников, и задалась вопросом: а что было бы, если бы у них вовремя запустилась речь? Ведь если дети поздно начинают говорить, то им просто не хватает времени на усвоение сложной системы языка (падежи, склонения, грамматические конструкции), и развития вербальной памяти для успешного обучения в школе. 

Мне захотелось создать инструмент помощи для широкой родительской аудитории, потому что я видела, как люди вынуждены приезжать на занятия с логопедом издалека. Они говорили, что логопедов, умеющих и желающих работать с неговорящими детьми в их населенном пункте просто нет.

Это узкое направление работы логопеда, и часто специалисты говорят: «Вот когда начнёт говорить, тогда и приходите». При этом время начала работы по запуску речи у молчуна — решающий фактор. 

Когда я начала работать над проектом, я не знала такого слова – «стартап». К 2014 году была готова первая версия приложения. Оно долгое время помогало мне заниматься с детьми, бороться с их «речевым негативизмом», когда ребенок частично или полностью отказывается от использования речи. Короткие, но очень эффективные речевые игры на планшете помогали детям расслабиться, заинтересоваться, выстроивали базу для появления первых слов и фраз. 

Позднее мой супруг Евгений, который написал первый программный код, предложил это приложение выпустить. Мы адаптировали его для родителей, потому что изначально оно было написано для специалистов – логопедов. Но пока работали над этим, первоначальный код уже устарел, и пришлось переделывать все заново. В конце 2019 года вышла версия для Android, в 2020 году – для iOS, а в 2022 году приложение было выпущено в RuStore — российском магазине приложений. 
 

- Расскажите о команде проекта, пожалуйста. 

Основную работу мы делаем вдвоем с мужем. Он занимается разработкой, обновлениями и статистикой. А еще является звукорежиссером и композитором – в приложении есть вокально-ритмические упражнения, написанные мной специально для неговорящих детей. Преподаватели вуза консультировали меня по научной части, в рамках исследования. Сторонние программисты работали над iOS версией. Также есть дизайнеры, переводчик и диктор английского языка. 

- Рассматривали ли вы аналогичные приложения, когда начинали создавать «Привет, логопед!»? Каково главное отличие вашего приложения от конкурентов?

Тогда еще не было логопедических мобильных приложений, но были компьютерные методики. Конечно, я их рассматривала, и многие из них очень качественные, но сделаны для других задач, не для запуска речи с нуля. Работа с компьютером рассчитана на специалистов, которые работают с детьми более старшего возраста. У большинства сервисов вообще нет возможности приобретения для использования родителями. 

«Привет, логопед!» –  инструмент для широкого использования и адаптирован для обучения ребенка в домашних условиях. 

Сейчас уже существуют различные приложения, например, для детей с нарушением слуха, которое обучает различать неречевые звуки такие как шум воды, лай собаки и прочие. Логопедические приложения, выполненные, например, по подобию книги, где нужно читать, – это не игровой формат, направленный на автоматизацию звуков речи у хорошо говорящих детей. Звуки речи я называю «верхушкой айсберга», потому что они не влияют на мышление ребенка. А своевременный запуск речи влияет на интеллектуальное развитие. 

Приложение «Привет, логопед!» направлено на запуск и развитие речи на первых этапах. Оно отличается тем, что создано именно для неговорящих детей или детей с тяжелыми нарушениями речи, а для детей с нормальным развитием выступает в качестве развивающего пособия. Постепенно, шаг за шагом, оно помогает ребенку перейти от молчания к первым вокализациям (гласные звуки), цепочкам слогов, подражаниям, словам и фразам. На зарубежном рынке тоже есть замечательные приложения, но узконаправленные, например, для запуска коммуникации у детей с аутизмом. 

- Сколько времени нужно заниматься, чтобы увидеть улучшения в развитии речи?

Инструкция предполагает регулярность занятий, потому что при воспитании речевых навыков необходимо сформировать и закрепить новые нейронные цепочки. Навык переходит в автоматизм, когда нейронная цепочка замыкается, а это невозможно, если пропускать занятия и возвращаться к вопросу всего раз в неделю. 

Если ребенок совсем маленький, то заниматься нужно 2-3 раза в неделю не более 3-5 минут, а в остальное время закреплять навыки во время игр, прогулки, купания. Дети постарше могут играть каждый день по 5 минут, ближе к 4 годам – 7-10 минут ежедневно. Желательно это делать в один и тот же режимный момент (например, после завтрака), чтобы ребенок привык и не возникало сопротивления, и в то время, когда ребенок не голоден и не хочет спать. 

У кого-то первые слоги, слова и фразы начинают появляться уже через пару недель работы с приложением, у кого-то через 2-3 месяца. В инструкции я пишу, что если занятия проводились по правилам, но в течение месяца ребенок не произнес ни одного нового звука, или хотя бы не стал внимательнее прислушиваться к речи и проявлять к ней интерес, то необходимо пройти консультацию у сурдолога для аппаратной проверки слуха. Например, I степень тугоухости абсолютно незаметна, ребенок реагирует даже на шепот, и дома такую диагностику провести невозможно. Также нужно получить консультацию невролога, который специализируется на речи детей, психиатра и логопеда, чтобы предупредить расстройства в развитии. Если выясняется, что у ребенка есть нарушение речи или интеллекта, то он продолжает занятия с приложением, но уже в качестве домашнего задания от специалиста. Логопеды широко используют его в работе и благодарят за этот инструмент. 

- Что на ваш взгляд важнее при разработке приложения: классная идея или опыт внедрения похожих продуктов?

Если говорить о мобильных приложениях, то важна даже не сама идея, а прежде всего грамотная ее реализация. У меня огромное количество идей и несколько проектов в разработке прямо сейчас. Но это ничего не значит. Идей может быть множество, а грамотная реализация – это сложно.

Тестируя разные развивающие приложения, например, по обучению чтению, я вижу огромное количество логопедических и дидактических ошибок. Они в лучшем случае ничему не научат, а в худшем могут и навредить. Поэтому здесь главное – научный подход к реализации.

Второй момент – технический. Важно тесное взаимодействие педагога и программиста. Даже самые современные технологии не всегда могут реализовать все дидактические идеи или их реализация будет слишком дорогостоящей. Здесь необходимо найти максимально эффективный вариант из возможных.

Еще один важный аспект – продвижение. Каким бы замечательным и рабочим ни был продукт, в нем нет никакого смысла, если никто о нем не знает. Сейчас одна из основных моих задач – научиться пользоваться рекламными возможностями и рассказывать о своем продукте. За три года работы приложения мы ни разу не заказывали платную рекламу, приложение распространялось спонтанно. На данный момент его установили 432 000 логопедов и родителей. Сейчас наше приложение рекомендовано Министерством социальной политики Красноярского края для работы в социальных учреждениях и внедряется в работу в 17 из них. 

- Были ли моменты, когда казалось, что ничего не получится? Как вы находили выход из таких ситуаций?

Да, было несколько таких моментов. Сначала из-за семейной трагедии у меня не получалось окончить учебу. Тогда меня поддержали преподаватели, за я что я очень благодарна им. Был период, когда тяжело давалась регистрация приложения в App Store с ночными звонками и переговорами на английском. Помню слезы дочери, я мешала ей спать.

Также были проблемы с плохими отзывами от пользователей из Индии. Приложение же работает на двух языках: русском и английском, и в Индии им тоже стали пользоваться для обучения малышей английскому. Но у них иначе работает система оплаты, и когда после покупки не открывалась полная версия приложения, банк возвращал пользователю только часть денег. Мы никак не могли на это повлиять, но плохие отзывы продолжали поступать. В итоге из-за этих трудностей Индию пришлось отключить. 

Но самое сложное – это необходимость постоянно выпускать обновления. Например, Google часто предлагает что-то изменить в программном коде под новые условия. Кстати, об обновлениях, для iPhone и iPad сейчас готовится версия с профессиональным дикторским голосом на английском и новыми упражнениями. В первых версиях использован мой голос, но я – не носитель языка. Также будет обновление интерфейса, потому что первый дизайн мы тоже делали сами, в графических редакторах. В версии для Android интерфейс сделан профессиональным дизайнером под моим руководством. Это созданные с нуля иллюстрации, адаптированные именно для детей раннего возраста, имеющих нарушения речи.

 -  А как вы тестировали дизайн и как получали фидбек от родителей? 

Особенности дизайна – это моя разработка, которая тестировалась на нашей дочери, ей на тот момент как раз было 1,5-3 года. Часто спрашивают, почему скрыты кнопки управления игрой. Это сделано специально, потому что работа с приложением предусматривает обязательный контроль и совместную работу со взрослым: логопедом, коррекционным педагогом или родителем.

К сожалению или к счастью, это – не та игра, которую можно дать ребенку и пойти заниматься своими делами.  

- Разработка приложения всегда требует немалых вложений, верно? Какая модель монетизации заложена в проекте? 

Так как Android версию разрабатывал супруг, это значительно сэкономило нам расходы. В версию для iOS были вложены 450 тысяч рублей семейных накоплений. По меркам мобильных приложений это совсем небольшая сумма, потому что у нас уже был готовый продукт, и стоимость была снижена вполовину, так как было написано грамотное техническое задание, алгоритм работы, и были готовы все материалы. 

Если говорить о монетизации, то сначала приложения делают бесплатными для того, чтобы они могли набрать значительное количество установок. Сейчас «Привет, логопед!» устанавливается бесплатно и имеет часть бесплатных упражнений, чтобы пользователь мог решить, нужно ли ему приобретать полную версию. Важно, что сейчас все приложения оплачиваются по подписке, ежемесячно, а наше приложение пока еще можно купить единоразово на неограниченный период времени. Версия со скидкой в первые 5 часов после установки обходится пользователю в 345 рублей. 

- Каковы ваши планы по дальнейшему развитию проекта? 

Когда меня спрашивают о планах, мне становится немного грустно, потому что есть несколько проектов, которые хотелось бы реализовать, но пока нет финансовой возможности. 

Пользователи просят о создании следующей версии приложения для тех детей, у которых уже запустилась речь, но все равно есть речевые расстройства, и нужно продолжать их коррекцию. Также есть запрос от учителей коррекционных школ на возможность использовать приложение на интерактивных досках в классах. Хочется расширить количество упражнений, добавить разнообразие с помощью инновационных функций. И, конечно, запрос на выпуск на других языках. Планов много, я надеюсь, что мне удастся найти возможности для их воплощения.  
 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/