Аладашвили Екатерина, Валерия Андрязова
Анастасия Макарцева: «У предпринимателей сейчас есть множество возможностей и очень много поддержки со стороны государства»
Зачем предпринимателям объединяться в клубы и в какие сообщества ходить, где получить поддержку не только в виде кредита от банка, но и эмоциональную от единомышленников, где искать ответы на свои конкретные вопросы о проблемах именно своего бизнеса, обо всем этом и многом другом говорим с руководителем Business Update Анастасией Макарцевой.
Персона: Анастасия Макарцева, руководитель молодежного клуба BusinessUpdate
- Анастасия, вы руководите молодежным клубом BusinessUpdate. Могли бы вы рассказать о себе? Почему вы решили заниматься предпринимательским молодежным сообществом?
Я – предприниматель по духу и по характеру. Но в Клубе я – наемный сотрудник, потому что Клуб создан при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. С 16 лет я организую различные бизнес-процессы и являюсь ярким представителем нашей целевой аудитории, разговариваю с нашими участниками на одном языке. До Клуба я занималась ивентами, организовав Агентство детских праздников, потом ушла в съемочный процесс и создание фото и видео контента для блогеров и представителей малого и среднего бизнеса, продающего на маркетплейсах и рекламирующего товары в социальных сетях, потом занималась организацией путешествий и девичников. Поэтому мне знакомы все боли предпринимателей, связанные с недостатком финансирования на старте, с финансовыми моделями, мне до сих пор интересно исследовать эти темы.
Параллельно с работой в Клубе, я продолжаю реализовывать свои проекты в съемках, занимаюсь не только сообществом, но и развитием себя вместе с сообществом и очень вовлечена во все предпринимательские процессы.
- Москву называют одним из лучших городов для молодых предпринимателей в России. Как вы относитесь к такому утверждению?
Количество мер поддержки, которые реализуются сейчас в Москве для молодежи в целом и молодых предпринимателей в частности приятно поражает. Мне очень нравится позиция руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексея Фурсина: он максимально лично вовлечен в проекты участников и старается всем помогать. У нас в Клубе проходит много встреч с его участием, где обсуждаются текущие проблемы и решаются действительно важные вопросы. Например, после одной из таких встреч вышло постановление, разрешающее самозанятым регистрировать товарные знаки. Возможно, что процесс подготовки поправок и обсуждение этого вопроса в Клубе просто совпали по времени, но я думаю, что таких совпадений не бывает.
- В последнее время наблюдается рост числа бизнес-клубов, у каждого есть специфика, в некоторых существует отбор по минимальной прибыли и обороту. Если говорить о BusinessUpdate, то какая сейчас цель у Клуба и кто может стать участником?
Самая главная наша цель – поддержка и объединение молодежи, продвижение идеи выхода из тени и юридического оформления самозанятости и ИП.
Огромное количество людей рекламирует свои услуги в социальных сетях, но далеко не все из них работают официально. Однако закон есть закон, и юридическую ответственность несут все. Поэтому мы много и с удовольствием рассказываем о преимуществах и безопасности оформления ИП и самозанятости, о том, как выходить из тени.
Также мы поддерживаем молодежь в их желании монетизировать свои таланты и реализовывать идеи. Среди участников нашего клуба есть ребята 15-17 лет с классными проектами и в сфере IT, и логистики, и производства одежды.
Энергии, наглости и смелости молодежи стоит поучиться и позавидовать.
В мои 17 лет и в моем круге общения такого не было. Сейчас же у предпринимателей есть множество возможностей и очень много поддержки со стороны государства в том числе. А мы в свою очередь стараемся об этом рассказывать и культивировать. Ко всем другим предпринимательским клубам и сообществам мы относимся очень дружелюбно и не видим в них конкурентов: часто проводим совместные мероприятия и обмениваемся аудиторией. Чем больше таких клубов, тем лучше, тем больше предпринимательской энергии они аккумулируют. Ведь люди приходят в клуб в поисках поддержки, сообщества близких по духу людей, чтобы зарядиться энергией и мотивацией. Самое главное здесь – поддерживающая среда. Начинающие предприниматели чаще всего параллельно продолжают учиться или работать в найме, им критически необходимо общаться с сообществом людей с такими же проблемами и получить поддержку.
Второе, зачем приходят в бизнес-клубы – это новые знакомства и контакты с людьми, которые могут стать клиентами или партнерами, либо с людьми, прошедшими уже определенный путь и готовыми делиться опытом. Это тоже всегда очень ценно.
- Как попасть в BusinessUpdate?
Сделать это достаточно просто. У нас есть платформа, где можно регистрироваться на мероприятия, которые мы организуем. Бесплатных мероприятий проводится множество и разного формата, разной направленности, на разных площадках: лекции, встречи, бизнес-игры, воркшопы, нетворкинг-вечеринки и так далее.
Помимо этого, на платформе есть видео курс, где можно научиться, как стать предпринимателем и запустить свой бизнес с нуля. На первом этапе мы рассказываем, как придумать идею, собрать команду, найти первых клиентов, масштабировать бизнес, найти себе партнеров и так далее. То есть, пройдя курс и выполняя все рекомендации вы проходите пусть от идеи до прибыли. Весь курс состоит из 4-х ступеней. Более продвинутые уровни будут полезны бизнесам, желающим масштабироваться и развиваться, найти себе партнеров и так далее.
Также у нас есть чат и социальные сети, где общаются участники мероприятий, а собственники проектов ищут людей в команду.
- Вы много общаетесь с молодыми предпринимателями. По вашим наблюдениям, как выглядит портрет молодого предпринимателя в Москве в 2023 году? Каков средний возраст молодого предпринимателя и из какой сферы его бизнес-проекты?
В законодательстве не закреплено понятие «молодой предприниматель». Мы ориентируемся на закон о возрасте и аудиторию до 35 лет. Но несмотря на это к нам приходят люди, у кого за плечами уже есть предпринимательский опыт, но сейчас им нужно запустить новый бизнес.
Я думаю, что «молодой предприниматель» молод не столько по возрасту, сколько по духу.
Человек может хотеть запустить свой бизнес в любом возрасте и сталкиваться при этом с определенными сложностями.
Если говорить о самых популярных сферах, то сейчас это IT. Здесь множество направлений и масштабов: от крупных глобальных проектов до локальных решений типа чат-ботов и приложений. На втором месте – производство одежды, сюда идут те, кто хочет реализоваться через создание собственного бренда. А третье – это, конечно, услуги. Модное направление сейчас – психология, коучинг, наставничество и поддержка.
- Недавно вы запустили программу «Бизнес-трекинг», которая предназначена для того, чтобы помочь предпринимателям в формате «одного окна» разобраться в доступных видах поддержки. Расскажите подробнее, по каким вопросам можно обращаться и как это происходит?
«Бизнес-трекинг» запущен только в конце февраля этого года, поэтому, можно сказать, что сейчас он работает в режиме пилотного тестирования. Мы проводим анализ запросов аудитории, изучаем и предлагаем варианты поддержки от правительства Москвы. Конечно, в будущем хотим это все автоматизировать и сократить время ответов, сейчас на это уходит от 3 до 7 дней.
Так как мы привыкли не усложнять жизнь предпринимателям, работает все очень просто. У нас есть несколько электронных почт, на которые предприниматели могут написать о том, что в данный момент их интересует. Например, предприниматель пишет: «Я хочу получить подборку вариантов кредитования с минимальным процентом» или «подборку конкурсов, которые проводятся в моей нише», или «Какие возможности поддержки от города сейчас есть для моего бизнеса (описание направления и бизнеса)?», рассказывает на каком этапе реализации находится сейчас, делится своим сайтом и контактами. Мы изучаем всю информацию, связываемся с другими подведомственными организациями Департамента предпринимательства, чтобы получить от них актуальную сводку и поделиться этой информацией с предпринимателем.
Вот недавно делали подборку договоров для самозанятого психолога и коуча, которые она могла бы использовать в своей работе, – и ей нужны были шаблонные договоры для работы с клиентами. Мы с нашими юристами ей их разработали, отправили. Она была очень довольна, сказала, что ни в одном другом бизнес-сообществе ей не смогли с этим помочь.
Другому предпринимателю помогали подобрать кредитование. Здесь есть плюсы от работы с Департаментом: мы совместно с банками можем предлагать льготные условия, сниженные ставки или возможность компенсировать затраты.
Часто предприниматели думают, что государственные программы поддержки очень требовательны к заполнению большого количества документов, это долго и отвлекает от бизнеса.
Вот мы и стараемся максимально упростить процедуру получения консультации и дажепомогаем предпринимателям подготовить документы для грантов и конкурсов, понятным языком объясняем правила и требования.
- Что мешает и что нужно предпринять, чтобы еще большее количество молодежи вовлекалось в предпринимательскую деятельность?
Во-первых, нужно еще в школе проводить факультативные занятия или уроки, которые помогли бы погрузиться в различную предпринимательскую деятельность, организовывать игры и тренинги для прокачки своего предпринимательского мышления.
Нужно сделать так, чтобы на уроках профориентации предпринимательство стояло в одном ряду с такими профессиями как врач и учитель.
Во-вторых, мне кажется, что молодежи не хватает общения с наставниками, людьми, которые уже прошли определенный путь, добились успехов, и могут поделиться опытом. У нас в клубе была встреча с Сергеем Ивановым, совладельцем крупной компании «Эфко», которая занимается производством масла «Слобода» и Altero. Он очень подробно рассказал не просто про свой предпринимательский путь, но и про путь человека: про то, как менялись его жизненные принципы, мышление, взгляды, отношение к ситуациям. Это все очень важно. И, если было бы побольше таких встреч, как с Сергеем, больше неформального офлайн общения, то, я думаю, это в позитивном ключе заряжало бы аудиторию.
И третье, чего не хватает, – это финансирования от частных компаний и частных лиц. Конечно, хорошо, что есть поддержка государства и конкурсные гранты. Но, хотелось бы побольше венчурных инвесторов, – действующих бизнесменов, которые верят в молодежь и помогают им реализовать проекты.
У таких бизнесов есть опыт и связи и, если бы они «брали под крыло» начинающих, у вторых дела бы шли гораздо быстрее. А молодые предприниматели бы видели, что они нужны, что в них верят, и старались бы с утроенной силой.