Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Алина Пологрудова: «Бизнес для меня – это возможность самореализации»
Принято считать, что производство в целом и производство чего-либо в России в частности, – это сложно, а детские игрушки в магазины чаще всего приезжают из Китая. В этом интервью основатель Фабрики игрушек «Большой слон» Алина Пологрудова рассказывает о том, как и зачем организован ее бизнес.
Алина Пологрудова, Фабрика игрушек «Большой слон», г. Краснодар, победили в номинации «Лучший производственный проект» (партнёр номинации - Промсвязьбанк) в премии "Бизнес-успех". Фабрика специализируется на производстве деревянных игрушек собственной торговой марки «Большой слон», зарегистрированной в Роспатенте РФ. Ассортимент игрушек сейчас насчитывает более 150 наименований, более 40 позиций готовятся к выпуску.
- Расскажите историю создания фабрики игрушек «Большой слон»: когда и с чего началось ваше дело? Почему вы выбрали именно эту сферу деятельности, ведь, как правило, в бизнес, связанный с производством игрушек для детей, не приходят случайно?
Когда мы в 2015 году переехали с семьей в Краснодар из Новосибирска, я находилась в поисках работы. Однажды я увидела на побережье изготовленные методом лазерной резки сувениры, и меня, как творческого человека, заинтересовал этот способ производства. Я изучила в интернете, что еще можно таким способом изготавливать, и нашла кукольные домики и мебель для них китайских производителей. Эта тема мне была близка и знакома, потому что когда-то я работала в фирме по оптовой продаже игрушек и занималась закупкой китайских игрушек. Сейчас это уже крупная новосибирская сеть детских товаров. Я обратилась к ним, показала фотографии домиков, и эта тема их заинтересовала. Тогда я просчитала небольшой бизнес-план по работе с одним заказчиком, и с этого все началось.
- Если вернуться в 2016 год, в год основания Фабрики, что было самым трудным?
Мы купили дешевое оборудование, потому что ничего в нем не понимали, и столкнулись с техническими проблемами и низким качеством.
Еще одна проблема связана со специалистами-конструкторами. Мы пробовали обращаться в конструкторские бюро и получали плохие чертежи, по которым невозможно было собрать качественную продукцию. Пришлось мне самой изучать программу, доделывать и исправлять чертежи собственноручно.
- Кто сегодня работает с вами в команде? Много ли людей заняты на производстве?
В прошлом году штат составлял 30 человек: операторы станков, упаковщицы, сборщицы. Офис состоял из моей помощницы и менеджера. Но из-за пандемии, скачков цен на материалы, и того, что мы с мужем поделили бизнес в конце прошлого года, штат сократился до 10 человек. Сейчас мы преодолели кризис и снова увеличились до 15 человек. Офисные задачи и работа менеджера, конструктора и дизайнера сейчас лежит на мне.
Про финансы
- Обращались ли вы за стартовыми инвестициями в фонды или к инвесторам?
На первом этапе оборудование мы закупили на собственные средства, а материалы – с предоплаты первого заказа. Первые полтора года у нас был только один заказчик, а ассортимент состоял всего из 7 наименований. Потом мы стали постепенно развиваться и привлекать других заказчиков. Сегодня ассортимент составляет более 150 наименований.
В начале этого года у нас была очень сложная ситуация, и я занялась было поиском инвестора. К счастью, инвестор не нашелся, а мы вырулили сами.
- Говорят, что организация производства деревянных игрушек не требует больших вложений. Так ли это на самом деле?
Мы начинали с небольших вложений за счет того, что у нас был один заказчик и производство организовывалось под него. Для организации небольшого бизнеса достаточно вложений порядка 1 млн руб. Если рассчитывать масштабироваться и охватить как можно больше дистрибьютеров, надо закупать сразу много станков.
- Сколько стоят станки?
Можно, как мы сначала, купить дешевый китайский станок за 200 тыс., но с ним очень много проблем. Нормальный качественный станок стоит около 500-600 тыс.руб. Чтобы себестоимость была низкая, а производительность высокая, придется закупить порядка 15 таких станков.
Про производство
- Считается, что размещение заказов на производство в Китае выгоднее организации собственного производства. Почему вы не пошли по этому пути?
Сейчас это уже большой вопрос: удешевляет ли продукт перевод производства в Китай. Из-за изменений валютного рынка и таможенного законодательства китайское производство перестает быть дешевле. Снижение же цены сильно скажется на качестве. И, кроме того, закупать надо вагонами.
А потом есть люди, которым, как и мне, интересно именно производство. Мне нравится вникать в процесс и контролировать качество.
- Какие игрушки были востребованы больше всего в этом году?
Мы производим развивающие игрушки, предназначенные в том числе и для занятий родителей с детьми. В пандемийные годы игры и занятия для совместного творчества стали еще популярнее.
- А как вы определяете, что должно быть в ассортименте вашей Фабрики, что будет востребовано у родителей и, конечно, понравится детям? Как вам удается быстро реагировать на потребительский спрос?
Мы начинали с кукольных домиков, и они остаются востребованы до сих пор. Кукольный домик – мечта каждой девочки и, когда они получают его в плоской коробке, собирают, и получается огромный замок, – это всегда восторг. Поэтому мы продолжаем развивать это направление. Также сейчас очень востребованы развивающие игрушки, бизиборды.
Понять тенденции помогает интернет: на маркетплейсах можно отследить продажи, почитать отзывы, понять, что люди хотят.
Также помогают заказчики, которые могут сказать «нам нужен такой-то продукт по такой-то стоимости». Мы разрабатываем этот заказ, потом предлагаем всем и, если видим интерес, дальше развиваем это направление.
- Сколько времени занимает сам процесс разработки новой игрушки: от идеи до появления ее в ассортименте Фабрики?
От двух недель до месяца, если продукт сложный, то месяц-полтора.
- Кто участвует в процессе придумывания и разработки нового продукта? Мне кажется, профессия дизайнера игрушек в России крайне непопулярна.
Весь процесс на мне: я сама придумываю, набрасываю эскизы, отправляю конструкторам, в процессе мы вместе дорабатываем, что-то менее сложное делаю сама.
Пробовала набирать дизайнеров на фриланс, но это так не работает. Говоришь им «придумайте мне классный домик» и начинается: «А какой? А какого цвета? А как он должен выглядеть?».
- Где вы берете идеи игрушек?
Вдохновляюсь картинками из интернета. Иногда что-то придумывается на ходу, тогда я сразу делаю наброски, сбрасываю дизайнеру на доработку. Это творчество.
- В связи с карантином пришлось ли менять планы по производству, вносить изменения в ассортимент игрушек, в работу всей фабрики?
Мы попали под категорию деревообработки, поэтому не останавливали работу в карантин. Конечно, был небольшой спад, потому что клиенты, магазины которых были закрыты, заказы не делали. Но мы продолжали работать с дистрибьютерами интернет-магазинов и маркетплейсов.
Про рекламу
- Какие способы продвижения вы используете, и какие направления являются самыми эффективными?
Мы работаем с оптовиками и дистрибьютерами, а они уже продвигают продукцию. Напрямую обращаются люди, магазины или интернет-магазины, которые уже знают наш бренд, видели его на полках.
- Вы работаете на рынке с высокой конкуренцией. Что отличает вашу продукцию?
Рынок огромен и, если говорить, например, о бизибордах, то первое, что бросается в глаза – это высокая цена на такие игрушки. Мы изначально планировали делать доступный продукт. При этом мы делаем его качественным, ярким, интересным, но цены держим ниже, чем у конкурентов.
- Как у вас складываются отношения с крупными сетевыми магазинами? Верно ли, что они не работают с отечественными фабриками, а закупают в основном зарубежные бренды?
Сетевые магазины работают и с Россией, и с Китаем, закупают у дистрибьютеров. Но на полках сетевых магазинов нашей продукции нет, потому что у них очень жесткие условия, которые нам не подходят. Мы работаем на условиях 100% предоплаты, а у сетевых магазинов около 120 дней отсрочка, логистика, масса штрафов и других сложностей. Кроме того, из-за большого количества точек, нужно отгружать продукции стоимостью условно 5-10 миллионов, а такого объема оборотных средств у нас пока нет. Если кто-то из дистрибьюторов закупит у нас и будет продавать, например, в «Детский мир», то наши игрушки там появятся.
- Какие планы вы ставите перед собой в 2022 году? Планируете ли выходить на рынки других стран?
Очень хотелось бы добиться стабильности. В продаже игрушек с апреля по август спрос падает. Сейчас я активно занимаюсь развитием направления, которое будет востребовано и в летний период: сувенирная продукция, предметы хозназначения.
«Выходить на экспорт» тоже планируем. Совместно с Центром поддержки экспорта Краснодарского края мы создали интернет-магазин на международной площадке ESTY и уже принимаем первые розничные заказы. В следующем году планируем привлекать там оптовых заказчиков.
- За что вы любите свой бизнес?
Для меня это возможность самореализации, моя свобода принимать решения. Не смотря на все текущие сложности, для меня главное: свобода самостоятельно придумывать и самостоятельно это реализовывать!