29.11.2021
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Алина Пологрудова: «Бизнес для меня – это возможность самореализации»

Алина Пологрудова: «Бизнес для меня – это возможность самореализации»

​Принято считать, что производство в целом и производство чего-либо в России в частности, – это сложно, а детские игрушки в магазины чаще всего приезжают из Китая. В этом интервью основатель Фабрики игрушек «Большой слон» Алина Пологрудова рассказывает о том, как и зачем организован ее бизнес.

Алина Пологрудова, Фабрика игрушек «Большой слон», г. Краснодар, победили в номинации «Лучший производственный проект» (партнёр номинации - Промсвязьбанк) в премии "Бизнес-успех". Фабрика специализируется на производстве деревянных игрушек собственной торговой марки «Большой слон», зарегистрированной в Роспатенте РФ. Ассортимент игрушек сейчас насчитывает более 150 наименований, более 40 позиций готовятся к выпуску.

- Расскажите историю создания фабрики игрушек «Большой слон»: когда и с чего началось ваше дело? Почему вы выбрали именно эту сферу деятельности, ведь, как правило, в бизнес, связанный с производством игрушек для детей, не приходят случайно?

Когда мы в 2015 году переехали с семьей в Краснодар из Новосибирска, я находилась в поисках работы. Однажды я увидела на побережье изготовленные методом лазерной резки сувениры, и меня, как творческого человека, заинтересовал этот способ производства. Я изучила в интернете, что еще можно таким способом изготавливать, и нашла кукольные домики и мебель для них китайских производителей. Эта тема мне была близка и знакома, потому что когда-то я работала в фирме по оптовой продаже игрушек и занималась закупкой китайских игрушек. Сейчас это уже крупная новосибирская сеть детских товаров. Я обратилась к ним, показала фотографии домиков, и эта тема их заинтересовала. Тогда я просчитала небольшой бизнес-план по работе с одним заказчиком, и с этого все началось.

- Если вернуться в 2016 год, в год основания Фабрики, что было самым трудным?

Мы купили дешевое оборудование, потому что ничего в нем не понимали, и столкнулись с техническими проблемами и низким качеством.

Еще одна проблема связана со специалистами-конструкторами. Мы пробовали обращаться в конструкторские бюро и получали плохие чертежи, по которым невозможно было собрать качественную продукцию. Пришлось мне самой изучать программу, доделывать и исправлять чертежи собственноручно.

- Кто сегодня работает с вами в команде? Много ли людей заняты на производстве?

В прошлом году штат составлял 30 человек: операторы станков, упаковщицы, сборщицы. Офис состоял из моей помощницы и менеджера. Но из-за пандемии, скачков цен на материалы, и того, что мы с мужем поделили бизнес в конце прошлого года, штат сократился до 10 человек. Сейчас мы преодолели кризис и снова увеличились до 15 человек. Офисные задачи и работа менеджера, конструктора и дизайнера сейчас лежит на мне.

Про финансы

- Обращались ли вы за стартовыми инвестициями в фонды или к инвесторам?

На первом этапе оборудование мы закупили на собственные средства, а материалы – с предоплаты первого заказа. Первые полтора года у нас был только один заказчик, а ассортимент состоял всего из 7 наименований. Потом мы стали постепенно развиваться и привлекать других заказчиков. Сегодня ассортимент составляет более 150 наименований.

В начале этого года у нас была очень сложная ситуация, и я занялась было поиском инвестора. К счастью, инвестор не нашелся, а мы вырулили сами.

- Говорят, что организация производства деревянных игрушек не требует больших вложений. Так ли это на самом деле?

Мы начинали с небольших вложений за счет того, что у нас был один заказчик и производство организовывалось под него. Для организации небольшого бизнеса достаточно вложений порядка 1 млн руб. Если рассчитывать масштабироваться и охватить как можно больше дистрибьютеров, надо закупать сразу много станков.

- Сколько стоят станки?

Можно, как мы сначала, купить дешевый китайский станок за 200 тыс., но с ним очень много проблем. Нормальный качественный станок стоит около 500-600 тыс.руб. Чтобы себестоимость была низкая, а производительность высокая, придется закупить порядка 15 таких станков.

Про производство

- Считается, что размещение заказов на производство в Китае выгоднее организации собственного производства. Почему вы не пошли по этому пути?

Сейчас это уже большой вопрос: удешевляет ли продукт  перевод производства в Китай. Из-за изменений валютного рынка и таможенного законодательства китайское производство перестает быть дешевле. Снижение же цены сильно скажется на качестве. И, кроме того, закупать надо вагонами.

А потом есть люди, которым, как и мне, интересно именно производство. Мне нравится вникать в процесс и контролировать качество.

- Какие игрушки были востребованы больше всего в этом году?

Мы производим развивающие игрушки, предназначенные в том числе и для занятий родителей с детьми. В пандемийные годы игры и занятия для совместного творчества стали еще популярнее.

- А как вы определяете, что должно быть в ассортименте вашей Фабрики, что будет востребовано у родителей и, конечно, понравится детям? Как вам удается быстро реагировать на потребительский спрос?

Мы начинали с кукольных домиков, и они остаются востребованы до сих пор. Кукольный домик – мечта каждой девочки и, когда они получают его в плоской коробке, собирают, и получается огромный замок, – это всегда восторг. Поэтому мы продолжаем развивать это направление. Также сейчас очень востребованы развивающие игрушки, бизиборды.

Понять тенденции помогает интернет: на маркетплейсах можно отследить продажи, почитать отзывы, понять, что люди хотят.

Также помогают заказчики, которые могут сказать «нам нужен такой-то продукт по такой-то стоимости». Мы разрабатываем этот заказ, потом предлагаем всем и, если видим интерес, дальше развиваем это направление.

- Сколько времени занимает сам процесс разработки новой игрушки: от идеи до появления ее в ассортименте Фабрики?  

От двух недель до месяца, если продукт сложный, то месяц-полтора.

- Кто участвует в процессе придумывания и разработки нового продукта? Мне кажется, профессия дизайнера игрушек в России крайне непопулярна.

Весь процесс на мне: я сама придумываю, набрасываю эскизы, отправляю конструкторам, в процессе мы вместе дорабатываем, что-то менее сложное делаю сама.

Пробовала набирать дизайнеров на фриланс, но это так не работает. Говоришь им «придумайте мне классный домик» и начинается: «А какой? А какого цвета? А как он должен выглядеть?».

- Где вы берете идеи игрушек?

Вдохновляюсь картинками из интернета. Иногда что-то придумывается на ходу, тогда я сразу делаю наброски, сбрасываю дизайнеру на доработку. Это творчество.

В связи с карантином пришлось ли менять планы по производству, вносить изменения в ассортимент игрушек, в работу всей фабрики?

Мы попали под категорию деревообработки, поэтому не останавливали работу в карантин. Конечно, был небольшой спад, потому что клиенты, магазины которых были закрыты, заказы не делали. Но мы продолжали работать с дистрибьютерами интернет-магазинов и маркетплейсов.

Про рекламу

- Какие способы продвижения вы используете, и какие направления являются самыми эффективными?

Мы работаем с оптовиками и дистрибьютерами, а они уже продвигают продукцию. Напрямую обращаются люди, магазины или интернет-магазины, которые уже знают наш бренд, видели его на полках.

- Вы работаете на рынке с высокой конкуренцией. Что отличает вашу продукцию?

Рынок огромен и, если говорить, например, о бизибордах, то первое, что бросается в глаза – это высокая цена на такие игрушки. Мы изначально планировали делать доступный продукт. При этом мы делаем его качественным, ярким, интересным, но цены держим ниже, чем у конкурентов.

- Как у вас складываются отношения с крупными сетевыми магазинами? Верно ли, что они не работают с отечественными фабриками, а закупают в основном зарубежные бренды?

Сетевые магазины работают и с Россией, и с Китаем, закупают у дистрибьютеров. Но на полках сетевых магазинов нашей продукции нет, потому что у них очень жесткие условия, которые нам не подходят. Мы работаем на условиях 100% предоплаты, а у сетевых магазинов около 120 дней отсрочка, логистика, масса штрафов и других сложностей. Кроме того, из-за большого количества точек, нужно отгружать продукции стоимостью условно 5-10 миллионов, а такого объема оборотных средств у нас пока нет. Если кто-то из дистрибьюторов закупит у нас и будет продавать, например, в «Детский мир», то наши игрушки там появятся.

Какие планы вы ставите перед собой в 2022 году? Планируете ли выходить на рынки других стран?

Очень хотелось бы добиться стабильности. В продаже игрушек с апреля по август спрос падает. Сейчас я активно занимаюсь развитием направления, которое будет востребовано и в летний период: сувенирная продукция, предметы хозназначения.

«Выходить на экспорт» тоже планируем. Совместно с Центром поддержки экспорта Краснодарского края мы создали интернет-магазин на международной площадке ESTY и уже принимаем первые розничные заказы. В следующем году планируем привлекать там оптовых заказчиков.

За что вы любите свой бизнес?

Для меня это возможность самореализации, моя свобода принимать решения. Не смотря на все текущие сложности, для меня главное: свобода самостоятельно придумывать и самостоятельно это реализовывать!

Партнеры
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/