31.10.2021
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Александра Дудина: «Все движется к автоматизации процессов»

Александра Дудина: «Все движется к автоматизации процессов»

Благодаря проекту из Хабаровска автоматизировать теперь можно даже подготовку к свадьбе. Александра Дудина уволилась из Сбербанка, чтобы создать стартап, который изменит свадебную индустрию в России и сделает это «по любви». Об ошибках и сложностях пути читайте в интервью.

- Александра, у вас очень красивый и интересный проект бесплатный онлайн-планировщик свадеб – wedhub.ru. Могли бы рассказать подробнее о проекте? Вы участвовали в акселераторе технопарка «Русский» в 2019 году, правильно понимаю, что в это время и сформировалась идея самого проекта?

Идея возникла намного раньше, в акселератор мы попали с уже готовым проектом, пройдя отбор из 300 заявок. Готовый продукт был большим преимуществом. Но только там я узнала такие «стартаперские» термины, как кастдев (от англ. Customer development, сокращенно custdev) - это «процесс получения инсайтов от пользователей для создания, проверки и оптимизации идей развития продукта с помощью интервью и структурированных экспериментов» - ред.), многое для себя открыла, потому что до этого бизнесу нигде не училась.

                                                              Александра Дудина

 -Чем вы занимались до реализации Wedhub.ru? 

До этого я 5 лет занималась b2b маркетингом в Сбербанке, 2 года руководила сектором торгового маркетинга.

- Как вы решились уйти?

Это было не простое решение. Меня всегда тянуло в предпринимательство. Еще на пятом курсе у меня была небольшая торговая точка в университете с выпечкой. После университета я создала небольшой свадебный портал, просуществовавший несколько лет, но поняла, что мне не хватает знаний и умений его развивать. Поэтому после учебы я выбрала самого крупного работодателя в Хабаровске, чтобы посмотреть, как бизнес устроен изнутри. Работа была интересная, и меня затянуло. А к увольнению подтолкнуло создание  нового проекта и пора сокращений. Я подумала: «Когда, если не сейчас» и попросилась на сокращение одной из первых.

- Близкие вас поддержали?

Мама – предприниматель, поэтому семья поддержала.

- А почему именно свадьбы?

У меня был запрос на какой-то бизнес, и я знала критерии: в сфере IT, онлайн, связанное с автоматизацией процессов, чтобы откликалось. Я серфила интернет в поиске идей и наткнулась на свадебную тему. Свадьба – это всегда праздник, всегда красиво, и любой девочке нравится. На этом меня перещелкнуло, и пазл сошелся.

 

 - Поделитесь, как вы проводили тестирование самой идеи? Проводили ли СustDev среди молодых людей, которые планируют свадьбу? Не спрашивали ли у вас невесты: «Может быть, мне проще все записывать в блокнотик»? 

CustDev мы проводили, когда продукт был уже готов. На стадии идеи я даже еще слов таких не знала. В этом плане мы собрали все классические ошибки предпринимателя, прежде всего – создать продукт, а потом искать, к кому бы его применить. Но нас спасло то, что я изначально взяла за образец американскую бизнес-модель, в то время, когда в российском сегменте на свадебную тему существовали только каталоги и форумы. Создавая продукт, я знала, что на нашем рынке такого еще нет, и это точно будет востребовано. Кастдевы в акселераторе подтвердили мою гипотезу.

Трекеры говорили, что если по результатам кастдева продукт интересен хотя бы 10 пользователям, то он уже нужен. А у нас на тот момент уже были и свои пользователи, и позитивные отзывы от них. Потом мы "кастдевили" не пользователей, а исполнителей – нам было важно найти то, за что они готовы были платить.

- Как правило, если говорить о стартапах, то после акселерационных программ, наступает понимание, что все не совсем так на рынке, и фаундеру нужно вносить изменения в саму идею проекта и ее реализацию. Было ли такое ощущение у вас? Проходил ли проект путь трансформации и изменений?

Акселерация нам помогла найти точку в монетизации, чтобы сошлась экономика проекта.

Изначально монетизация была основана на том, что исполнители покупают pro-аккаунты, которые поднимают их в поиске и дают большую посещаемость. Но после кастдевов мы поняли, что исполнители готовы платить комиссию с продаж, платить за результат. Сейчас мы переходим на модель оплаты за заявку.

- Какое главное отличие вашего проекта от других планировщиков?

Наше главное отличие от онлайн-планировщиков состоит в том, что мы закрываем не какую-то одну конкретную задачу, например, посчитать бюджет на алкоголь, а по шагам проводим наших пользователей от момента: «Мы решили пожениться. Что делать?», к каждому шагу даем инструмент: на этом этапе считаем бюджет, на этом – ищем ресторан, за неделю до свадьбы напоминаем прозвонить подрядчиков, и так далее.

То есть  мы в одном продукте закрываем все вопросы по организации свадьбы, ведению свадьбы как проекта

Еще одно наше отличие – это личный кабинет пользователя, который выглядит как дашборд (в буквальном переводе с английского (dashboard) «приборная панель» - ред.), где сохраняются все контакты и заметки. 

- Вы сразу знали, кто будет входить в команду вашего проекта? Могли бы рассказать поподробнее кто сейчас работает с вами?

У проекта два фаундера: я и Юлия Фролова, еще в команде есть модератор и техлид. Айтишники все это время были на аутсорсе, сейчас мы постепенно переводим техническую составляющую внутрь команды. Также на аутсорсе сейчас работает копирайтер, SMM-специалист и разработчик в области искусственного интеллекта.

                                                                        Юлия Фролова 

- Расскажите про роль искусственного интеллекта в вашем проекте.

Дело в том, что только 30% пар готовы нанимать организаторов свадеб, остальные предпочли бы справиться самостоятельно, но в процессе у них возникает множество вопросов, которые некому задать. Мы хотим создать помощника, который отвечал бы на любые вопросы и позволял значительно сэкономить на организации свадьбы. Он также будет связан с каталогом и планировщиком – чтобы внести изменения в бюджет не надо будет по несколько раз заходить на сайт и сверять цены.

- Принято считать, что если упоминается слово «свадебный», то продукт или услуга сразу становятся намного дороже. А ваш проект, наоборот, предлагает многие вещи при планировании свадьбы сделать бесплатным или доступным. В связи с этим возникает вопрос, можно ли говорить о том, что ваш проект заставляет свадебный рынок меняться?

Сейчас   все движется к автоматизации процессов. Многие до нас пытались внедрять какие-то сервисы типа калькуляторов или планеров. Мы делаем рынок лучше. Самостоятельная организация свадьбы – это действительно очень сложно, мы стремимся максимально упростить процесс и уменьшить стресс.

- Что было самое сложное при старте проекта?

Мы сами не разработчики и поэтому делали много лишних вещей, которые в итоге оказались совсем не рабочими или не актуальными рынку: например, форум, или возможность обмениваться мгновенными сообщениями в чате. Это сильно затянуло процесс разработки на долгих полтора года.

Главной сложностью стало наполнение каталога исполнителями. Мы сразу создали очень крупный проект почти на 100 городов. Где-то у нас уже были локальные конкуренты и большой конкурент «Горько», поэтому в ответ на приглашение зарегистрироваться часто приходилось слышать «Да ну, очередной каталог, никому вы не нужны». Это было очень тяжело. Сейчас с нами работают 50 тыс.компаний в 160 городах России и каждый день регистрируются новые.

 На каком сейчас этапе развития находится проект? Ищете ли вы софинансирование или инвесторов?

Инвестиции мы планируем привлечь, но к лету 2022 года. Мы планируем заходить на второй этап программы «Старт-2» (от Фонда содействия инноваций), которая предполагает софинансирование. Для этих целей мы планируем привлечь инвестора к июлю 2022 года, сумма инвестиций от 3,5 млн р.

- Обращались ли в другие акселераторы? Могли бы дать совет: куда в Хабаровске лучше всего обращаться предпринимателям с целью получения финансовой и информационной поддержки стартапов?

В Хабаровске, к сожалению, нет акселераторов. Когда я училась в «Русском», каждые выходные ездила во Владивосток. В этом акселераторе сильный технопарк, куда приезжают эксперты со всей страны. В 2020 году мне очень помог акселератор «Б8» в Якутске. Это – самый сильный акселератор на Дальнем Востоке. Теперь я его советую всем своим знакомым. Помимо сильной программы они дают деньги. В 2020 году мы получили 1,5 млн руб под 5% опционов компании. Это очень существенная поддержка на старте.

- Правда ли, что свадебная индустрия развивается семимильными шагами? Какие изменения вы бы отметили в индустрии в последние два года? Что произошло с ежегодным оборотом свадебного рынка в 2021 году: он снизился или остался на прежнем уровне в районе 3-5 %?

В последние несколько лет появляются похожие на нас планировщики, но рынок до сих пор переполнен старыми тяжеловесными неприятными форумами и устаревшими сайтами. Качественной информации практически нет. Я вдохновляюсь европейскими и американскими сайтами. Нам все еще до них далеко в плане технологий. Верю, что постепенно мы сможем рынок изменить.

Из-за пандемии в тренде – камерные свадьбы или свадьбы только для двоих. Но свадьба – это, как ни крути, культурные традиции, это – знакомство и объединение двух больших семей.

Думаю, что мода на камерность постепенно уйдет, а традиции останутся.

- В конце интервью мы всегда спрашиваем про дальнейшие планы. Как вы видите дальнейшее развитие проекта, и какие основные цели ставите перед командой? Планируете ли вы выход на зарубежные рынки?

Сейчас мы в активной стадии разработки бота с искусственным интеллектом, с помощью него планируем перейти к новой бизнес-модели, подтвердить бизнес-модель технологией. Дальше будем двигаться к модели маркетплейса, по плану это должно случиться через 3 года.

После создания и обучения бота, получения патента, будем переводить его на другие языки и выходить за рубеж. Похожих продуктов там тоже еще нет. Идеей уже интересовались инвесторы из Дубая, но нам бы хотелось сначала полностью закончить процесс разработки.

Партнеры
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/