02.10.2018

Святые Отцы и Учители православной Церкви о ссуде денег под проценты

Святые Отцы и Учители православной Церкви о ссуде денег под проценты

Камнем преткновения на поле критики православия всегда были социально-экономические вопросы. Как православные так и их недоброжелатели во все века задавались вопросами этики труда, вопросами отношения к земным благам и в связи с этим - к богатству и бедности, собственности.

В отношении социальных проблем христианская мысль не выработала той четкости в формулировках, которая так блестяще отточена в вопросах догматики. При всем старании мы не найдем в святоотеческом предании законченного богословского учения о труде и хозяйственной этике.  Со дня своего творения человек был поставлен "возделывать" рай, но предпринимательская деятельность возникла с зарождением городов. Следы обитаемости Иерехона, по самым скромным представлениям, говорят нам о 9 тысячах годах, отделяющих нас от первого города. Те же следы говорят нам о том, что богатство и бедность шли бок о бок от самой зари цивилизации.

Но несмотря на отсутствие у отцов и учителей Церкви законченного учения по хозяйственной деятельности человека и общества, мысли христианских подвижников о труде, материальных благах и мысли по другим обширным социально-экономическим вопросам  встречаются во многих их сочинениях.

Сейчас остановимся на вопросе, на котором нельзя не остановится, говоря об этике хозяйственно - экономической жизни в целом и тем более раскрывая тему этических норм предпринимателя. Это вопрос о ростовщичестве или ссуде денег под проценты. Обратимся к текстам православного предания.  Ссуда денег под проценты  была очень распространена еще в римской империи и, конечно, была известна всем отцами Церкви.

Они осуждают ссуду денег под проценты; потому что этот способ накопления капитала находится в явном противоречии со Священным Писанием. В связи с этим часто в их трудах цитируется стих 5 Псалма 14 – «Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров  против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек». В «Строматах» в середине II века по РХ Климент Александрийский, христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, ссылаясь на закон Ветхого Завета, запрещающий брать проценты с брата своего  (Лев: 25: 35- 36: «если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или посланец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего...»; Втор: 23: 19:  «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост»), объясняет,  кого считать братом и призывает быть щедрым. «Закон запрещает брать в рост брату; братом Он называет не только рожденного от одних и тех же родителей, но также того, кто принадлежит к тому же народу и к той же вере и при общем тому же Слову. Он объявляет справедливым не брать проценты на деньги, но с открытыми руками и помышлениями благотворить нуждающимся».

Василий Великий, церковный писатель и богослов IV века по РХ, употребив все свое красноречие в беседе на Пс 14, не только подвергает осуждению заимодавцев, но и старается у берущего ссуду отбить всю охоту это делать. Его поучения обращены к должнику: «Брать взаем — начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению. <...> Ежели дающий взаем тебе друг, убойся потерять его дружбу. Если он враг, не подчиняй себя человеку неприязненному. Недолго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие. Теперь ты беден, но свободен. А взяв взаем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший взаем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу. Псы, получив кусок, делаются кроткими, а заимодавец раздражается по мере того, как берет; он не перестает лаять, но требует еще большего. Если клянешься, не верит, высматривает, что есть у тебя в доме, выведывает, что у тебя в долгах. Если выходишь из дома, влечет тебя к себе и грабит. Если сокроешься у себя, стоит пред домом и стучит в двери, позорит тебя при жене, оскорбляет при друзьях, душит на площади. И праздник невесело тебе встретить, самую жизнь он делает для тебя несносною».

Святитель считает, что в долги впадают главным образом не бедные, а моты и расточители. Отточено остро он показывает жестокосердие  богачей, которые преступают заповедь Христову о любви к ближнему, когда не дают взаймы без платы за несомый риск. Они тем самым еще и оскорбляют Бога, Который обещает воздать за всякое добро, оказанное бедному.  «Ужели не захочешь, чтобы общий всех Владыка принял на Себя ответственность заплатить тебе? А ежели какой-нибудь богач в городе обещается заплатить за других, не примешь ли его поручительства? Но Бога не допускаешь платить за убогих? Отдай серебро, которое лежит у тебя напрасно, не отягощая бедного приращениями, и будет хорошо обоим — тебе, потому что серебро сбережется в безопасности, и взявшему у тебя, потому что он чрез употребление извлечет из него пользу. А если домогаешься прибытка, то удовольствуйся тем, какой получишь от Господа. Он за бедных заплатит и приращение. От Того, Который подлинно человеколюбив, ожидай человеколюбия».

Позиция святителя Иоанна Златоуста, архиепископ Константинопольский, богослова IV века, относительно ростовщичества очень  категорична. Он считает тех, кто дает деньги под процент хуже вора и разбойника. Его тирания преследует должника постоянно. Златоуст в Толковании на Евангелие от Матфея называет ссуду оковами неправды и петлей. Он приводит в качестве аргументов,  в том числе, доводы чести и общественного мнения. Указывает, что много есть способов честного приобретения.

Ростовщичество пустило глубокие корни в хозяйственно - экономической жизни общества. Отцы Церкви отчаянно боролись с этим пороком, их энергичная аргументация приобретала все новые формы, но это зло лишь все более укоренялась. И вопрос «дозволенных» процентов - стал в последствии вопросом социально - экономической политики государств, нравственных норм общества и этических принципов самих предпринимателей.

Источники:

1. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений. Т.1  Кн.2 - М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2006.

2. Творенiя Василiя Великаго, Архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. Ч.1. – Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1900. 

3. Зейпель Игнац. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви: Пер. с нем./Предисловие С.Н.Булгакова. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом "Либроком", 2012

Ссылки на картинки к статье: http://www.heavenlydaughters.com/2017/06/dream-sticker-on-window.html

Статья также  размещена в Яндекс.Дзене: 

https://zen.yandex.ru/media/id/5e68cd419e1c584ed15f1bd0/sviatye-otcy-i-uchiteli-pravoslavnoi-cerkvi-o-ssude-deneg-pod-procenty-5eb280dfdadc5a18844cfad4

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/