Плотниковы-Шингаревы. История успеха в четырех поколениях

Плотниковы. На протяжении четырех поколений семья эта состояла в высших купеческих гильдиях города Архангельска. Хотя надо сказать, что за это время в коммерческой деятельности семьи бывали периоды как более удачные так и менее.
Первое упоминание рода Плотниковых в архивных документах относится к первой трети XVIII века. И до секуляризации монастырских земель в 1764 году они относились к монастырским крестьянам. Документы из фонда "Архангельской духовной консистории" и "Канцелярия ревизии Архангелогородской провинции" говорят нам, что, судя по исповедальным книгам, семья исправно посещала приходскую церковь, и, по крайне мере, мужчины этого семейства была грамотные и инициативные. С середины XVII века они относят себя к сословной группе торгующих крестьян, некоторые из них занимались отловом пернатых хищников для царского двора. Московские правители покровительствовали этому промыслу, освободили "кречатьих помытчиков" от податей и рекрутства, оградили от произвола местных властей, давали деньги на покупку кораблей, снастей, кибиток для перевозки птиц в Москву и предоставили полную самостоятельность в управлении делами. Все это и позволило, очевидно, скопить некоторую сумму денег и уже в конце XVIII века вплотную заняться торговлей. И уже в 1807 году один из Плотниковых, Иван Ильич, вместе с семейством записался в архангельское купечество в третью гильдию. Торговали разным товаром, но в основном - хлебом, среди купцов наиболее уважаемое дело.
Росли капиталы, росла семья. Уже следующее поколение Плотниковых, в лице сыновей Ильи Андреевича (р. 1802) и Егора Андреевича (1806 - 1883), были не просто купцами высших гильдий, но активными участниками общественной и церковной жизни, одними из самых влиятельных людей в городе. Егор Андреевич, предприниматель новой формации, Божьим даром деловой и инициативный, умел щедро делиться с другими. Без его участия не обходилась ни одна благотворительная акция: концерты в пользу бедных, пострадавших от пожара, наводнению, сбор денег на памятник "царю-мученику". Он был членом многочисленных советов: женского епархиального училища, духовной семинарии, миссионерского комитета и жертвовал всегда большие суммы. Долгие года Егор Андреевич был старостой Рождественской церкви, той самой, в которой когда-то был крещен. Кроме деятельного участия в церковной жизни, он очень много делал в этом храме за свой счет.
Будучи глубоко православным, он понимал важность духовного просвещения русского народа. На правом берегу реки Паз на границе с Норвегией до сих пор действует церковь святых Бориса и Глеба, построенная в 70-х годах на средства Плотникова Егора Андреевича. Он арендовал земли и два эллинга в Саломбале для постройки церкви и ее перевозки. Эта церковь имела огромное значение для миссии в среде коренного населения Лапландии - саамов.
Купечество всегда было крепко своей родовой преемственностью, сословной и религиозной сплоченностью. Купцы поддерживали друг друга, роднились семьями, тем умножая свои капиталы. Семья Плотниковых и семья Шингаревых, выходцы из Холмогорского уезда, а теперь добрые соседи, породнились в 1873 году: Петр Егорович (1842 - 1881) и Екатерина Кирилловна(1850 - 1920?) венчались в Кафедральном соборе города Архангельска. Они с детства знали друг друга, вместе росли, были хорошо образованными и глубоко церковными людьми.
Шингаревы. Кирилл Васильевич Шингарев происходил из холмогорских мещан. В 1835 году он записался в архангельское купечество, в третью гильдию, и занялся оптовой торговлей хлебом. Дела пошли успешно, вскоре он записался в купцы первой гильдии и женился на дочери вологодского купца 18-летней Павле Михайловне. В этом браке родилась Екатерина Кирилловна Шингарева. Известный своей честностью и милосердием, Кирилл Васильевич был активен в общественной деятельности и занимал видные должности в городском самоуправлении, был хорошо известен в городе своими радениями о церкви православной .
Семьи Плотниковых и Шингаревых, объединив капиталы, начали вести совместный бизнес, во главе которого стояли старшие в роду. В купеческих семьях женитьба взрослого сына не освобождала его от опеки отца и, может поэтому, в архивах нет документов говорящих о самостоятельной предпринимательской деятельности Петра Егоровича. Но все члены семьи участвуют в различных попечительских советах, что зафиксировано в Адрес - календаре Архангельской губернии за 1881 год. В этом браке в 1876 году родился сын Александр. Семья Плотниковых-Шингаревых продолжала преумножать свой капитал, на пользу Церкви и города.
Павла Шингарева и Екатерина Плотникова. В начале 80-х годов один за другим умирают главы этих купеческих домов и неожиданно, не достигнув даже сорокалетнего возраста, Петр Егорович Плотников, супруг Екатерины Кирилловны Плотниковой, Шингаревой в девичестве. У нее остался пятилетний сын. Две вдовы, мать и дочь, должны были на свои плечи переложить заботу о семейном бизнесе и сами понести семейные тяготы. Сильные и предприимчивые, они начинают вести семейное дело вместе. Продолжают экспортную торговлю льном. Покупают дома на центральных улицах Архангельска и Вологды, тем самым расширяя сеть помещений, предлагаемых в аренду под магазины. Купив по соседству двухэтажный каменный дом с лавками, разделенный с их домом брандмауэром, они в 1895 году начинают перестройку этого дома в один объем. Два абсолютно разных фасада были переделаны в один архитектурный ансамбль, внутренние интерьеры выдержаны в одном стиле, а в жилом здании появились магазины. Купеческая усадьба Шингаревых-Плотниковых и ныне занимает совершенно особое место в архитектуре Архангельска, украшая его облик. Дом протянулся вдоль Набережной Северной Двины до улицы Поморской. Купеческие дома и храмы в советское время фактически все были уничтожены. Этому дому повезло. Сейчас он передан Архангельскому музею изобразительных искусств.
Две вдовы успешно продолжили коммерческие дела своих супругов и приумножили дела благотворительные. Существует предание о том, что Екатерина Кирилловна была монахиней в тайном постриге. И хотя жила она в миру, скрывая свое монашество, и занималась активной и успешной предпринимательской деятельностью, ее отличала среди всех одна из главных иноческих добродетелей — смирение.
В "Архангельских Епархиальных Ведомостях" за 1889 год напечатан интересный отчет о благотворительной деятельности за десять лет Павлы Михайловны Шингаревой и ее дочери Плотниковой Екатерины Кирилловны. В связи с освещением обновленного храма Святителя и Чудотворца Николая на подворье Никольского Корельского монастыря в городе Архангельске в Ведомостях написано: "<...> Потребовалось обновить весь храм, исправить и привести в порядок святой престол и весь алтарь. Оба последние обновления сего храма и освящение его совершены усердием и средствами потомственной почетной гражданки Павлы Михайловны Шингаревой. Имя ее, как благотворительницы церквам и монастырям и учебным заведениям Архангельской епархии, пользуется повсеместною известностью во всей Северной окраине России, и даже далее пределов России, до Афона и Иерусалима, достигают жертвы ее». Далее в Ведомостях подчеркивалось, что в пожертвованиях Павлы Михайловны принимает участие и ее дочь, Екатерина Кирилловна, супруга почившего 2 февраля 1881 года Петра Егоровича Плотникова. "Эти две смиренные вдовицы, как горлицы в своем гнезде, живут вместе уже много лет и нераздельно пользуются своим состоянием, так что всякая жертва, всякое доброе дело совершается хоть и от имени Павлы Михайловны, но, как известно нам, всегда или по просьбе или по совету и согласию на это ее дочери".
Дела благотворительные этой семьи перечисляются на десятке страницах, начиная с тех дней, когда пожертвования совершал глава дома Шингаревых Кирилл Васильевич. Он не оставлял без внимания и церкви Холмогорского уезда, откуда родом были и Шингаревы и Плотниковы. И эта традиция продолжалась всеми до самых последних дней семьи.
Много было сделано матерью и дочерью для обновления Кафедрального собора. Ведомости пишут: "1880 года Января 7 дня доблестный гражданин города Архангельска и радетель Кафедрального собора волей Божьей скончался. Павла Михайловна с покорностью к судьбам Всевышнего приняла жребий вдовства и начатое ее супругом дело благоустройство и украшение собора не только не прекратила, но стала продолжать его, по-видимому, с еще большим усердием и самоотверженностью. А внутренность собора действительно неотложно требовала очень большой ремонтировки. Между тем у собора своих средств на это не было и у других благотворителей в Архангельске и во всей бедной северной окраине не оказывалось по громадности требовавшихся денежных затрат (в Архангельске самые богатые капиталисты из Немцев, Поляков и Норвежцев). Из русских православных только одна Павла Михайловна и могла взяться за такое великое дело, и она взялась и исполнила его с достойным своего имени успехом и честью". На собор было пожертвовано более 30 000 рублей.
В городе не было почти ни одной церкви, где бы мать и дочь что-то не обновили, не купили, не отремонтировали. На средства этих женщин городское кладбище "украсилось новым благолепным храмом во имя святых Первоверховного Апостола Петра и Кирилла патриарха Александрийского. Храм этот построен на могилах, в которых покоятся тела усопших рабов Божих: Кирилла Васильевича, супруга Павлы Михайловны, и Петра Егоровича, супруга его дочери Екатерины Кирилловны". Храм этот был действительно хорош. А иконы, в нем находящиеся, писаны на кипарисовых досках с золотым чеканным фоном в строгом Византийском стиле. На устройство этого храма было израсходовано 12 т. рублей. А всего этой семьей было пожертвовано 80 т. рублей. Хотя в действительности, как отмечено и в Ведомостях, эта сумма значительно выше. Многие их пожертвования делаются негласно и неофициально. И прежде всего, это дела милосердия бедным и неимущим гражданам.
Но наступали "великие потрясения", которые перевернули и исковеркали судьбы многих достойнейших граждан Российской империи. Не минула чаша сея и купцов, предприимчивых и образованных. Плотниковы тоже оказались в числе испытавших крушение всего, над чем трудились и чем жили. Все их дома и предприятия были муниципализированы. В семейной усадьбе расположился Октябрьский райисполком города Архангельска. Не стало Кафедрального Свято-Троицкого собора, где так много было сделано этой семьей . Не стало Рождественской церкви, где долгое время был старостой Егор Андреевич Плотников. Не стало и кладбищенского храма во имя святых Первоверховного Апостола Петра и Кирилла патриарха Александрийского.
Екатерина Кирилловна умерла, вероятно, в начале 20-х. Судьба же ее единственного сына, Александра Петровича, прослеживается по документам ФСБ: в 1921 арест и освобождение под подписку о невыезде; в 1927 году снова арест и осуждение сроком на 5 лет с отбыванием их в концлагере на Соловках как социально вредный элемент; последний арест в 1937 закончился расстрелом: было предъявлено обвинение в "активном участии в повстанческой монархической организации, в ведении контрреволюционной пораженческой агитации". Он отвергал это обвинение и стоял на этом до конца. В 90-х годах XX столетия он был реабилитирован посмертно по всем трем судимостям. Ни запугивания, ни давление не заставили его признать себя виновным, оболгать себя перед людьми и Всевышним.
Источники:
1. Зеленина Т.В. История семьи Плотниковых - Шингаревых /Научно-исследовательская работа в художественном музее. Сборник статей. Выпуск 1. - Архангельск: Правда Севера, 1998.
2. Архангельские Епархиальные ведомости (АЕВ). 1889, № 8- 9
Ссылка на картинку к статье: http://pastar.ru/index.php?catid=74:bylo-stalo&id=1880:dom-plotnikovoj&Itemid=69&option=com_content&view=article
Статья также размещена в Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5e68cd419e1c584ed15f1bd0/plotnikovyshingarevy-istoriia-uspeha-v-chetyreh-pokoleniiah-5ea678aa399eb22e08212465