Источники богатства в карманах избранных
Со времен Петра Первого в России явилось нечто среднее между поместным дворянским и денежным купеческим богатством, а именно: заводы и фабрики, состоявшие на так называемом посессионном праве. Собственники таких заводов и фабрик, как дворяне так равно и купцы, могли владеть крестьянами, приписанными на вечные времена к посессионным заводам и фабрикам. Установившейся вследствие этого крепостной, а потому и дешевый труд весьма содействовал образованию громадных богатств.
Богатейшими из владельцев посессионных заводов сделались те, которым принадлежали чугунные, железные и медно-плавильные заводы. К началу XX века по-прежнему самыми богатыми в России считались фамилии, к которым перешли по наследству или по покупке упомянутые заводы.
Кроме того в России до XIX века источниками к составлению значительных богатств служили разные казенные откупа: таможенные, заставные и, преимущественно, винные, а также казенные подряды и поставки, а позднее и золотые прииски.
XIX век принес новые доселе невиданные источники обогащения некоторых лиц России. Концессии на строительство железных дорог, начавшие свой путь в середине века, буквально на глазах еще более обогатили наших "миллионщиков". Первый слой железнодорожных предпринимателей составили в основном уже имевшие немалые средства российские предприниматели. Среди них - человек особого склада, горячо преданный делу Петр Иванович Губонин, получивший подряд на строительство каменных мостов и обустройство некоторых участков Южной железной дороги; откупщики Василий Александрович Кокорев (участник строительства Волго-Донской железной дороги, Московско-Курской железной дороги, Уральской железной дороги) и Иван Федорович Мамонтов (один из учредителей Общества железной дороги от Москвы до Ярославля) и другие. С отменой откупов в 1863 году Кокорев понес крупные убытки и остался должен казне 5,6 млн рублей. По следам Кокорев, Мамонтов и другие крупные откупщики проектировали создание "Агентства по питейному сбору и Товарищества для сооружения железных дорог". Акционеры получили право не только прокладывать, но и эксплуатировать сооружаемые ими линии. Сфера концессионирования расширялась. Строительство и эксплуатация железных дорог в России становились реально доходным делом. Государство, гарантируя акции и облигации железнодорожных обществ, в 60—70-е годы XIX века породило конкурентную борьбу за концессии между акционерными обществами. Несмотря на творимые в недрах железнодорожных частных компаний злоупотребления и казнокрадство в ГОРЖД, следует отметить, что концессионный путь привлечения частного капитала, обеспечиваемый правительственными гарантиями, сыграл важную роль в железнодорожном строительстве.
Принес XIX век и другие источники обогащения. Вот как пишет об этом современник и свидетель тех финансовых явлений.
"<...> в былую пору, разумеется, не могло быть и помину об устройстве различных акционерных обществ и замысловатых банков, причем, как известно, учредители и тех и других успевают захватить в свои руки львиную долю. В прежние времена у нас не существовало и биржевой игры, представляющей ныне, если не сделаться большим богачом, то все же при счастии, приобрести более или менее порядочное состояние. Наконец и о правительственных займах с громадным выигрышем не имели в былую пору никакого понятия. Банкирские операции были прежде у нас чрезвычайно слабы, да и те немногие известные банкирские фирмы, которые действовали в России, принадлежали иностранным негоциантам или евреям. Собственно же русских банкирских фирм до конца XVIII столетия было только две - Соловьева в Амстердаме и московского купца, а потом барона, Николая Роговикова. Прочие же известные банкиры в России, до барона Штиглица, были: Липман, Сутерланд, Фридерикс и Раль, лица нерусского происхождения. В настоящее же время самые видные банкирские богатства в России сосредоточились в Руках евреев."
Вспоминая времена прежние, до "великих" финансовых бумов, тот же автор пишет: "Вне мирных занятий война служила источником обогащения для подрядчиков и поставщиков. Этим способом более других разжились купцы Шемякин, Фалеев и Фридерикс. Военная добыча также иногда обогощала русских военачальников, потому что прежде в завоеванной стране забирали все, что только можно было взять. Так, например, в "Собрании Государственных Грамот и Договоров" упоминается, что во время войны России с Польшей, при царе Алексее Михайловиче, "разные люди поимали в полон и вывезли в Российское государство польского и литовского народа всяких чинов мужского и женского пола многие сот тысячи, также и костельных всяких утварей и украшений". При заключении Андрусовского мира были отпущены в Польшу только шляхтичи и духовные, а другие остались в России и оборотились в крепостных людей. Позднее часть громадного богатства графов Шереметьевых составлялась при безпощадном разгроме Лифляндии генерал -фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметьевым. Князь Александр Данилович Меньшиков тоже вывез немало богатств из Польши. Адмирал граф Федор Матвеевич Апраксин, во время войны Петра Великого с Карлом XII, явясь в 7 милях от Стокгольма, приобрел военной добычи, оцененной на 1 000, 000 рублей, из которой ему самому досталась немалая часть."
Но и это еще не все источники русского богатства в карманах избранных.
Источники:
1. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. - Санкт-Петербург: Типография К. Н. Плотникова, 1874
2. Головачев А. А. История железнодорожного дела в России. — СПб.: тип. Р. Голике, 1881