Будни столичного извозчика
Иван Иванов, сын Ивана исправно нес службу в конном полку князя Дмитрия Татищева и проживал в Рождественской части Санкт-Петербурга. Это ему, дворовому человеку и извозчику, июня шестого дня 1784 года выдали бумагу-разрешение с правилами езды для кучеров. Ее скрепил лично обер-полицмейстер столицы, подпись которого удостоверилась сургучной печатью с двуглавым орлом. Называлась она – "Билетъ".
До 1847 извозчики представляли собой единственный вид наземного городского транспорта, существовавший наряду с частными каретами и колясками. Извозчики появились уже вскоре после основания города. В 1750 их было около 3 тыс., в 1790 – 4,6 тыс., а в 1900 было выдано жестяных знаков: для ломовых – 22752, для дышловых и троечных запряжек – 1897, для дрожек – 13666 и для саней – 15989.
Были у извозчиков свои стоянки. В ожидании седоков они стояли в специально отведенных местах. Лошадей при этом привязывать к уличным тумбам или фонарям воспрещалось.
Самым распространенным среди извозчиков были "ваньки" — одноконные пролетки. Обыкновенного "ваньку" хозяин выгонял со двора, когда еще и солнце не взошло, и были они дешевы и вездесущи. Найти и тут же нанять их можно было в любое время и в любой части города. Значительную часть дохода "ваньки" ежедневно сдавали хозяину извоза, у которого стояли на постое. Причем, сумма обычно была фиксированной. Недоимка записывалась за извозчиком, и зачастую он возвращался в родную деревню не с прибытком, а с долгами.
У Гостиного двора дожидались седоков кареты и одноконные московские колясочники. Они были подороже "ванек", и нанимали их обычно сразу на день.
Самыми дорогими были "лихачи" — наиболее привилегированная часть извозчиков. Экипажи "лихачей" всегда выделялись чистотой, как зеркала блестели их лакированные бока, верх был кожаным и складным, мог опускаться и подниматься. У них были хорошие, ухоженные лошади. Лихачи, как правило, работали на себя, рассчитывая на богатых клиентов. И одевались "лихачи" с шиком. Зимою обязательно "волан" с лисьей меховой опушкой, а летом — "раскидной армяк" из темно-синего сукна, обшитый по вороту и бортам бархатной тесьмой с цветным кантом. "Лихач" непременно был с традиционной окладистой бородой и всегда картинно восседал на козлах. Выезжать на работу не спешили и появлялись на улицах часа в три-четыре после полудня, но трудились всю ночь. Театры, рестораны, гостиницы – вот основные точки, где они ждали своих клиентов.. Седоков они тоже брали не всяких. За 20 копеек не ездили. Иной весь день простоит, с места не тронется, но уж дождется богатого господина, чтобы сразу, с одной поездкой всю дневную выручку заработать. И там, где "ванька" свезёт за четвертак, эта братия брала 5 рублей, и с видом, будто делает одолжение.
В богатые загородные рестораны, такие как "Ливадия", "Ташкент","Аркадия", принято было мчаться на тройках, стоивших сумасшедших денег.
Зимою появлялся в городе самый легкий и самый дешевый транспорт - легкие сани с бубенцами и колокольчиками - "вейки" На них приезжали из окрестных деревень финны и, куда бы ни попросили их ехать, цену называли одну: "Тридцать копеек!"
В середине XIX века на зиму в столицу приезжало из окрестных деревень до 3 тысяч извозчиков. Очень богатые люди имели собственный выезд, более скромным считалось завести свой экипаж, а кучера с лошадью нанимать. Можно было нанимать и экипаж с кучером: дрожки с одной лошадью обходились в 150 руб. в месяц, карета четвёркой – в 400.
Что и говорить, извозный промысел был выгодным. Недаром многие сметливые купцы держали десятки отборных лошадей и сдавали их внаём. Одноразовые поездки на городском извозчике были по средствам средне обеспеченной публике.
Меньше всего брали "ваньки»" с измождёнными клячами и жалкими санями. Зато дежурили они на каждом углу. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры можно было прокатиться за 6 копеек.
Рассказывали будто сам Александр I, любивший прогуливаться пешком по набережным, был как-то застигнут дождём и вскочил на первые попавшиеся дрожки, велев вести его в Зимний дворец. "Ванька" решил, что это какой-нибудь офицер из дворцового караула. У императора, естественно, не было мелочи, и, доехав до места, он попросил извозчика подождать, когда ему вынесут деньги. Мужик решил, что офицер хочет улизнуть и потребовал в залог шинель. Когда через несколько минут вышел ливрейный лакей с рублём серебром, что стоило месячного дохода "ваньки", но дешевле шинели, извозчик возразил, что он не такой дурак, чтобы отдавать дорогую вещь неизвестному. Только когда к извозчику вышел с рублём Илья Байков, придворный кучер, которого знали в лицо все в Петербурге, тот поверил, что возил царя.
Таковы они, рабочие будни столичного извозчика.
Источник:
Юрий Пирютко. Петербург. Книга для справок и чтения : адреса, сюжеты и архитектурные истории Северной столицы. - Издательство: Центрполиграф, 2014
Ссылка на картинку: https://an-vlad.livejournal.com/541200.html
Статья также размещена в Яндекс.Дзен: