Риск-культура: успешные мировые стратегии

В 2024 году Центр корпоративных решений (ЦКР) начал активно развивать культуру управления рисками. Понимание и открытое обсуждение рисков делает работу бизнеса эффективнее и помогает избегать возможных угроз: от утечки данных до негативных отзывов.
Команда ЦКР направления по управлению рисками и комплаенс-контролю разобралась, какие стратегии выбирают крупные международные компании – Zara, Dell, Liveops и Netflix.
Снижение производственных рисков: стратегия Zara
Реагировать на риски можно по-разному, а среди основных стратегий: снижение, передача, уклонение и принятие. Стратегию снижения рисков за счет сокращения производственного цикла выбрала Zara — известный испанский ритейлер одежды.
На разработку, изготовление и поставку новой линии одежды у брендовых компаний может уйти от года до полутора лет. Так бренды вынуждены делать серьезные ставки на будущие предпочтения потребителей и уровень спроса. Опасности этого проявляются в обоих случаях — и когда товар не продается, и когда потребители хотят купить больше, чем компания произвела.
Zara вероятность таких последствий снизила:
— разработала высокоскоростную производственно-сбытовую цепочку;
— эта цепочка создает новую линию одежды за 2–4 недели;
— потребительским трендам теперь соответствовать легче.
В компании решили оттолкнуться от простой идеи: более короткий производственный цикл означает, что решения о характеристиках и количестве товара не нужно принимать на долгосрочную перспективу. К моменту, когда понадобится запустить производственные процессы, будут доступны более свежие данные о том, что интересно сейчас потребителю.
Успех Zara наглядно показывает, что ставка на управление рисками, связанными со спросом, может оказаться выгоднее ставки на управление издержками.
Dell и работа строго под заказ
Некоторые компании применяют и другую стратегию – уклонение от рисков, связанных с неопределенностью спроса. Например, компания Dell не собирает компьютер до тех пор, пока потребитель не сделает на него заказ: специалисты компании способны выполнить сборку в кратчайшие сроки.
Однако компания Dell, как и Zara, вынуждена размещать большую часть своих производственных мощностей поблизости от конечных потребителей, то есть в США, и, следовательно, не может перенести производство для основного рынка в регионы с низкими затратами.
Плата только за работу: стратегия Liveops
Компания Liveops занимается организацией виртуальных колл-центров. Своими действиями она продемонстрировала, как изменение условий найма может радикально изменить риск-профиль компании.
Традиционно поставщики подобных услуг создают колл-центр, в котором трудятся операторы по работе с клиентами. Но запросы от потребителей поступают неравномерно: поэтому иногда операторы большую часть рабочего дня сидят без дела, а иногда объем звонков намного превышает их возможности и клиенты вынуждены мириться с длительным ожиданием ответа.
Обычное решение такой проблемы — перевод колл-центра в район с невысокой стоимостью рабочей силы. Но в Liveops пошли другим путем.
Компания стала работать с пулом фрилансеров. Многие из них — родители, сидящие дома с детьми. Такие сотрудники не могут работать по фиксированному графику, но при этом часто бывают свободны в течение дня. Благодаря автоматизированной системе Liveops они могут принимать звонки удаленно в свое свободное время. Самое главное заключается в том, что Liveops платит операторам только за то время, которое они фактически проводят на телефоне. Таким образом, сотрудники добровольно берут на себя риск своей недозагруженности в обмен на возможность работать из дома в удобном графике.
Инвестиции в уникальность от Netflix
Четвертый вариант стратегии – принятие рисков – эффективно использует стриминговый сервис Netflix. Компания пошла на риск, инвестируя миллиарды долларов в создание оригинального контента, что значительно увеличило ее аудиторию и доходы.
Предлагая уникальные сериалы, фильмы и документальные проекты, такие как «Ход королевы», «Очень странные дела» и «Корона», Netflix смог не только сохранить лояльность существующей аудитории, но и привлечь новых подписчиков. Несмотря на то что сервис продолжает сталкиваться с конкуренцией от таких гигантов, как Disney+, HBO Max и Amazon Prime Video, компания адаптируется и внедряет инновации, планируя продолжать инвестировать в оригинальный контент.