ФНС и бизнес: рука помощи от «большого брата»
От проверок контрагентов до признаков, по которым ФНС определяет компании для проверок — эти и другие вопросы обсудили в минувший четверг на круглом столе между налоговыми властями и бизнесом
23 июня в Президент-Отеле состоялся круглый стол Общественной приемной при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве и консалтинговой компании «АВЕРТА ГРУПП» в партнерстве с Allianz Partners Group о взаимодействии российского бизнеса с налоговыми и фискальными органами.
Открывая дискуссию, управляющий партнер «АВЕРТА ГРУПП» Алексей Шаров представил статистику основных страхов российского бизнеса: хоть динамика в целом положительна, российские предприниматели всё ещё не ощущают, что их шансы выиграть в суде или не пострадать незаслуженно от налоговых проверок высоки. «С марта 2020 плановых проверок стало больше, а количество внеплановых — сократилось... при этом административные барьеры для бизнеса снижаются. Но деловая среда остается сложной», — отметил Шаров.
Главная проблема этой среды — финансовая нагрузка на бизнес и риски, связанные с уголовным преследованием предпринимателей. В этих условиях тема проверок со стороны фискальных структур становится не просто болезненной, но наиболее острой в кризис. Подробнее о том, как с учетом этого меняется работа налоговых органов, участникам рассказал советник государственной гражданской службы РФ 3 класса и лектор Финансового университета Виталий Крицкий.
Адаптируясь к кризису, налоговые службы меняют подход к пониманию таких явлений, как необоснованная налоговая выгода или налоговая реконструкция, применяя риск-ориентированный подход (благо высокие темпы цифровизации отечественной ФНС это позволяют). В частности, идет работа над созданием Федерального реестра выгодоприобретателей для достижения тотального контроля над разрывами в цепочках контрактов, позволяющими не платить НДС, и тотального обеления бизнеса.
Среди других инструментов, которыми государство обеспечивает возврат капитала, — помощь в регистрации международных холдинговых компаний (МХК), которым было посвящено выступление заместителя начальника отдела ФНС Михаила Волкова: бизнес, ранее регистрировавшийся за пределами российской юрисдикции ради низких налогов, в последние годы начал возвращаться в страну. Чтобы облегчить эту процедуру, государство использует инструментарий специальных административных районов (САР) — но регистрироваться в них могут не только зарубежные, но и отечественные компании (кроме крупнейших ключевых налогоплательщиков регионов). На месте им предоставляются аналогичные зарубежным условия, а с января 2023 года — новые налоговые льготы. «В 2015 году, когда актуализировался комплекс мер, связанных с деоффшоризацией, он выступал неким „кнутом“. Однако уже в 2018 году применять стали также и „пряник“, чтобы помогать компаниям, релоцирующимся из Европы, получать здесь такие же налоговые условия, как за рубежом», — прокомментировал Михаил Волков. При этом, как отметил Михаил, возникавшие со стороны европейских регуляторов требования по реформированию российской налоговой отрасли были выполнены, однако ситуация с ослаблением контроля за российским бизнесом в Евросоюзе находится «в подвешенном состоянии».
Как было отмечено в последующей дискуссии, внутри страны сохраняется тренд на «меньшее беспокойство» бизнеса по поводу частых проверок: как отметили эксперты, создание уже упомянутого реестра выгодоприобретателей также будет нацелено на исключение лишних бюрократических процедур. В ближайшее время планируется полная автоматизация проверок на базе данных из реестра: большинство операций будут выполнять машины.
Подробнее об описанных процедурах рассказал доцент Департамента налогов Финансового университета Алексей Шестемиров: в частности, после исключения из налогооблагаемой базы движимого имущества у некоторых организаций бывают проблемы с оспариванием неверно рассчитанной кадастровой стоимости и отнесением различного имущества (например, тяжелого оборудования, размещаемого в ангарах) к той или иной категории. Помимо судебного порядка, идет проработка альтернативных способов это сделать. «Если инспектор видит, что вы настроены на диалог и не пытаетесь схематозить, он пойдет навстречу», — заявил Шестемиров.
Сегодня критерии движимого и недвижимого имущества определены достаточно явно, считает Алексей. Чтобы избежать налоговых рисков, он советует заказывать экспертную оценку имущества на предмет отнесения его к той или иной категории, «перекладывая часть риска на профессионала».
Доклад адвоката Камилы Султановой — руководителя практики налогового консультирования и споров «Адвокат Премиум» — был посвящен основным критериям, на которые ФНС обращает внимание при назначении выборных налоговых проверок. Помимо отрицательных показателей доходности, заниженного уровня нагрузки по основным взносам, долгов по уплате налогов и необоснованных льгот, главным критерием, по мнению эксперта, остается общая способность налогоплательщика платить деньги в бюджет: компании на грани прибыли и убытков не так интересны фискальным органам. Кроме этого, Камила Султанова отметила, что ряд мероприятий налогового контроля вроде вызовов на допрос применяются вопреки действующему разрешительному режиму.
«Большую информацию налоговые органы могут получить от обиженных уволенных сотрудников и обиженных бывших супругов, поэтому расставайтесь со всеми хорошо», — добавила эксперт.
В ходе дискуссии участники затронули темы реформирования налогового законодательства в различных областях: так, Алексей Шаров оценил важность некоторых предложений в области деятельности ЗПИФ.
Как отметили участники, в современных условиях бизнесу уже недостаточно валовых инвестиций без долгосрочного моделирования и технологической карты. И в этих условиях снижение административно-фискальной нагрузки на предприятия может стать серьезным инструментом поддержки в руках государства, который необходимо поддерживать, развивая диалог бизнеса и власти.