12.08.2021

Бизнес-завтрак «Бизнес во время пандемии: новая реальность»

Бизнес-завтрак «Бизнес во время пандемии: новая реальность»

В эту среду начался цикл бизнес-завтраков с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяной Минеевой. На мероприятие были приглашены как представители различных сфер бизнеса, так и органы власти. Темой первой встречи стали проблемы, с которыми столкнулись предприниматели в периоды пандемии и пост пандемии COVID-19. В неформальной обстановке бизнес-завтрака участникам удалось не только поделиться своим опытом с коллегами, но и напрямую обратиться к чиновникам.

Завтрак начался с оглашения результатов опроса, в котором приняли участие 500 представителей бизнеса из 36 индустрий. Согласно полученным данным, за три первых карантинных месяца 2020-ого года по сравнению с уровнем 2019-ого выручка почти трети представителей бизнеса (31,1%) сократилась на 10%-30%. Также 15% опрошенных отметили, что выручка уменьшилась в половину, а 17% рассказали о колоссальным падении на 90% - 100%. Однако несмотря на такую негативную динамику части респондентов (16%) удалось увеличить выручку. Если говорить о периоде постпандемии, то стоит отметить, что цифры остались примерно такими же. Большинство участников (40%) отмечает, что выручка упала на 10-30%, а 20% напротив говорит об ее увеличении. При этом количество тех, кто столкнулся с падением выручки на 90%-100% значительно сократилось с 17% до 4%.

Также участники опроса отметили, что в период пандемии столкнулись не только с значительным уменьшением выручки, но и с трудностями по исполнению различных финансовых обязательств, таких как обязательства по договору аренды (47,7%), выплаты заработной платы и налогов с МРОТ (36,4%) и обязательства перед лизинговыми компаниями (20,5%). Более того, 31,8% признались, что так и не получили средства от контрагентов по оказанным услугам. При этом лишь 37% предпринимателей смогли воспользоваться Московскими мерами поддержки бизнеса. По мнению участников, основным препятствием в получении помощи от государства стал крайне узкий перечень пострадавших от эпидемии сфер бизнеса. Более того, предприниматели подчеркнули, что нуждаются не только в финансовой, но и юридической поддержке.

После обсуждения результатов и приветственного слова от Татьяны Минеевой дискуссия переместилась в зал. Самым первым высказалась президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России Ольга Киселева. По ее словам, локдаун 2020-ого года оказал достаточно серьезное влияние на отрасль: «Мы потеряли почти 50% выручки от 2019-ого года.». Более того, на данный момент ситуация остаётся крайне нестабильной. Несмотря на то, что в первом квартале 2021 года фитнес-индустрии почти удалось достичь объёмов выручки первого квартала 2019 года, во втором квартале она снова снизилась на 40%-50%. Основной проблемой для этой отрасли оказалось оплата аренды. Лишь 5%-ти процентам игроков на рынке удалось добиться прощения аренды на период локдауна.

Затем своим опытом поделился Иван Утенков, представитель цветочного бизнеса и владелец компании «Цветочный ряд». Эта индустрия тоже достаточно сильно пострадала от последствий пандемии.  В марте этого года одна только компания «Цветочный ряд» понесла убытки в размере 200 млн. рублей и потеряла более 1,5 миллиарда рублей в обороте. Предпринимательство в этой отрасли столкнулось не только с большим количеством долговых обязательств и невыплаченных аренд, но и с проблемами с заграничными партнерами. Г-н Утенков отмечает, что из-за недобросовестных игроков на рынке многие плантации в Эквадоре не хотят работать с Россией, а в Голландии по этой же причине россиянам начисляют дополнительные пять процентов за брокерские услуги. При этом по словам спикера, сейчас главное поддержать именно потребительский спрос: «Мы не просили помогать нам как бизнесу, мы просили поддержать спрос. Деньги нужно было раздать людям, чтобы поддержать покупательскую возможность».

Следующим высказался президент Российского Совета Торговых Центров Дмитрий Москаленко. Он рассказал о том, что торговым центрам в отличии от других отраслей бизнеса намного чаще удается договориться с арендаторами. Однако, г-н Москаленко также подчеркнул, что несмотря компромисс каждая из сторон остается недовольна решением: «Это такие переговоры, которые никого не устраивают ни собственников зданий, ни арендаторов, за исключением тех случаев, когда вмешивалось государство и помогало наиболее пострадавшим отраслям.». Также было упомянуто, что индустрия торговых центров нуждается в пересмотре налога на имущество вовремя локдауна: «Мы не против налогов, которые возникают в результате коммерческой деятельности, но мы против налогов, когда есть локдаун. Никто не называет это форс-мажором, а называют режимом ЧС. Это не очень здорово с точки зрения обычной коммерческой логики.».

Алексей Серебряный сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО поддержал тему предыдущего спикера и рассказал о своих предложениях к органам власти. Во-первых, он отметил, что несмотря на существование государственной системы здравоохранения нужно больше полагаться на частные клиники, так как в кризисный период они могут помочь справиться с нагрузкой и большим количеством пациентов. Во-вторых, на примере с временными госпиталями г-н Серебряный поставил под вопрос некоторые из требований, которые обязаны исполнять частные клиники: «Может быть если в таких условиях можно полноценно лечить людей, и если есть требования, на которые в тот период закрыли глаза …, то может быть они не нужны?». В заключении, он также поднял тему расплывчатости определений в законе, о которой также упоминали некоторые другие участники бизнес-завтрака: «Неясность юридических формулировок порождает очень ясные финансовые последствия для предпринимателей.».  В конце своей речи он также упомянул, что несмотря на то, что область его деятельности напрямую связана со здоровьем, бизнес все равно потерпел убытки в размере 19%-20%.

Затем участники бизнес-завтрака перешли к обсуждению острого вопроса о работе событийной индустрии во время пандемии. По словам исполнительного директора Национальной ассоциации организаторов мероприятий Юлии Жоля, за время пандемии пострадали абсолютно все участники рынка массовых мероприятий. В среднем предприниматели в этой индустрии потеряли 70% оборота. Более того, из-за отсутствия единого понятийного аппарата возникают достаточно серьезные проблемы с толкованием антиковидных ограничений и правил: «Если посмотреть на указ мэра от 21.01.2021 года, то разрешено посещение гражданами культурных, выставочных, просветительных, досуговых развлекательных и зрелищных мероприятий. В этом же указе пролонгировано действие запрета на проведение массово-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий. Вопрос, чем зрелищные мероприятия отличаются от массово-зрелищных?». На данный момент для разрешения этой проблемы представители событийной индустрии стремятся создать рабочую группу и сформировать единую понятийную базу. Также г-жа Жоля рассказала о неэффективной работе системы Covidfree.  По ее словам, на практике возникает очень много проблем с распознаванием QR-кодов: «Люди приходят на мероприятия с QR-кодами, и они не считываются. А позвонить ты не можешь никому.». Кроме этого, бизнесмены в этой сфере часто сталкиваются я с постоянными изменениями правил для посещения мероприятий. Именно поэтому представители индустрии предлагают властям перейти от ситуационного реагирования к системному, так как это упростит работу предпринимателей и уменьшит их риски по отмене и переносу мероприятий.

Затем слово передали еще одному представителю концертно-театральной индустрии. Член правления ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Сергей Мурадов подтвердил, что сейчас отрасль находится в экстренном положении и нуждается в срочных мерах поддержки от правительства Москвы. Из-за шестимесячного запрета на проведение мероприятий и ограничений на количество посетителей многие концерты и шоу пришлось перенести: «В этой ситуации мы имеем на руках около 5 миллионов билетов на сумму 8 миллиардов рублей. Это все мероприятия, которые так и не могут состояться.». Более того, согласно г-н Мурадову за все время пандемии событийная отрасль не получала никаких субсидий от государства и испытывала сильное давление со стороны Роспотребнадзора.

Продолжила эту тему и рассказала больше о проведении мероприятий в Москве руководитель и организатор крупных фестивалей Алена Лисецкая.  После проведения фестиваля «Стримфест 2021» на прошлых выходных организаторы выявили несколько проблем, которые мешают проводить крупные ивэнты в Москве: «Первая проблема в том, что существует крайняя несогласованность между указами мэра Москвы и рекомендациями Роспотребнадзора.». Основное противоречие касается количества посетителей и использованию масок внутри помещения. Согласно указу мэра Москвы мероприятия в формате Covidfree могут проводиться без ограничений по численности и без масок, но при этом методические рекомендации от Роспотребнадзора говорят об обратном. Также Роспотребнадзор требует согласования даже Covidfree мероприятий, вынуждая площадки и организаторов переносить или полностью отменять ивенты. Более того, г-жа Лисецкая рассказала о проблеме, связанной с горизонтом планирования мероприятий и объяснила, почему постоянные изменения в правилах рушат событийный бизнес: «Текущее законодательство дает нам горизонт планирование порядка недели …. Существовать в таком горизонте планирования практически невозможно.».

На заявления и жалобы от представителей отрасли массовых мероприятий ответил заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по г. Москве Юрий Николаевич Момот.  Г-н Момот объяснил, что если предприниматели обращаются с просьбой о проведении какого-либо мероприятия, то получают от Роспотребнадзора достаточно точный ответ с объяснением того при каких условиях мероприятия может быть проведено, а при каких нет. Также он упомянул, что ограничивают организаторов фестивалей и других массовых мероприятий только в соответствии с законом и, что они готовы помочь организаторам мероприятий, если запрет был несправедливым.

После комментария от представителя Роспотребнадзора, инвестиционный директор по гостиничному бизнесу группы САФМАР Татьяна Веллер рассказала о том, как крупные игроки переживает пандемию. Согласно г-же Веллер в 2020 году, когда обороты упали на 50%-80%, в бизнесе пришлось расставить определенные приоритеты: «В первую очередь мы платили зарплату людям, во вторую очередь мы платили налоги, и в третью очередь мы покрывали свои кредитные обязательства.». Также было упомянуто, что в прошлом году благодаря поддержке омбудсмена Татьяны Минеевой ее бизнесу удалось получить гранд по налогу на городское имущество для двух гостиниц. При этом несмотря на оказанную помощь кризис в гостиничном бизнесе продолжается. По словам спикера, к концу этого года в не курортных направлениях прогнозируется спад до 50% в сравнении с показателями 2019 года. Для преодоления этой проблемы представители гостиничной индустрии в составе рабочей группы занимаются переформулированием закона о туризме и созданием нового законопроекта о туристических территориях, который позволит предпринимателям пользоваться льготными налоговыми режимами.

Затем слово передали депутату Мосгордумы Валерию Головченко, который постарался ответить на предложение участников бизнес-завтрака об утверждении общего понятийного аппарата. Он склоняется к тому, что для разрешения этой проблемы власть должна работать совместно с предпринимателями: «Никто кроме представителей бизнеса не сможет дать более точное определение креативной индустрии или торговому центру.». Более того г-н Головченко отметил, что работа с непосредственно с предпринимателями необходима и для формирования способов поддержки бизнеса во врем пандемии: «Все меры поддержки должны разрабатываться, не сидя в кабинете и не на усмотрение чиновников, а исходя из потребностей, которые у вас существуют, и тех ограничительных мер, которые вводятся.». Также было упомянуто, что в этом году для предпринимателей будут не только сохранены программы льготного кредитования и субсидиарной поддержки, но и разработаны новые меры помощи.

В завершении бизнес-завтрака выступила председатель рабочей группы по развитию индустрии СПА, восстановительной и оздоровительной медицины Наталья Филиппова. Со слов г-жи Филлиповой, в 2020 году индустрия красоты сильно пострадала от последствий пандемии: «Падение рынка салонов красоты на 11%, то есть закрылись навсегда 11% салонов красоты в России. Также падение рынка СПА на 15% по Москве и 25% по регионам, и падение клиник этетической медицины на 5% по Москве и 15% по регионам.». Основными причинами такой негативной динамики были обозначены проблемы с оплатой аренды, отсутствие подушки безопасности у бизнеса и невозможность использования государственной поддержки, так как клиники этетической медицины и медицинских СПА не имеют собственного кода ОКВЭД. Также спикер отметила проблему характерную именно для отрасли красоты, которая заключается в уходе персонала в теневой сегмент.

В конце первой встречи Татьяна Минеева призвала предпринимателей сотрудничать с властью несмотря на возникающее недопонимание и как можно подробнее оформлять возникающие инициативы: «Это наша проблема каким образом продвинуть ваши инициативы…, но ваша задача сформулировать это на бумаге, прописать и сделать по максимуму за чиновников работу.».

 

Автор статьи и фотографии: Александра Гришакова 

Партнеры
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф