Редакция

Женщины в бизнесе. Нежный подход к предпринимательской деятельности

Женщины в бизнесе. Нежный подход к предпринимательской деятельности

О гендерном равенстве в России говорить почти не принято, а уж тем более если речь идет о роли женщин в бизнесе. Что мешает женщинам создавать и продвигать собственные успешные проекты? Попробуем разобраться.

В России женщины возглавляют порядка 30% субъектов малого и среднего бизнеса. Доля предпринимательниц растет, но все еще есть отрасли, в которых их ничтожно мало. Сегодня в сфере технологий женщин больше, чем когда-либо прежде, но в технических, инженерных и научных узкопрофильных специальностях (STEM) их по-прежнему только 19%. Лишь 5-7% криптоэнтузиастов - женщины. И это мировой тренд. В странах Европы, где уже много лет работают программы, помогающие получить образование и открыть свое дело, в 2021 году женские стартапы привлекли всего 1% средств.

Успехами россиян-мужчин, которые готовы предлагать миру технологичные инновационные продукты, уже никого не удивишь. Но женщин основателей российских стартапов все еще мало - всего 16%. Правда, согласно данным Startup Barometer Report, с каждым годом их прибавляется на 1-2%.

Что же мешает женщинам стартовать в бизнесе? В первую очередь их пугает неопределенность. «В условиях крайне нестабильной политической и экономической обстановки женщины видят слишком много рисков, - говорит сооснователь акселератора Collabroom  Ольга Касьян. - Но мы не устаем повторять, что риски и возможности находятся в одном поле. Предпринимательство способно очень быстро обучить навыкам работы в кризисных ситуациях, которые могут пригодиться во всех сферах жизни. Так что пробовать точно стоит».

Почему женщины приходят в бизнес

Сегодня для женщин бизнес – это не просто заработок. В предпринимательство часто приходят те, кому и раньше жилось неплохо. Для этих женщин бывает важно реализовать себя и свою миссию, изменить жизнь не только своей семьи, но и решить социальную проблему.

Среди женщин, которые хотят развивать свое дело, часто можно встретить не только начинающих, но и очень опытных специалистов. Это топ-менеджеры, которые достигли потолка в найме, успешные сотрудницы крупных компаний, закрывших свои представительства, а также те, кто был вынужден релоцироваться. Отдельная группа - женщины, которые выгорели на основной работе.

И начинающие, и опытные предпринимательницы совершают похожие ошибки. Главная – это обесценивание собственных навыков и компетенций. Женщины испытывают трудности в присвоении себе опыта и знаний, забывают о том, что с ними остаются все наработанные компетенции и связи. На самом деле после выхода из найма начинать с белого листа не придется. Просто часто требуется помощь, чтобы начать его заполнять. С этой задачей во всем мире хорошо справляются акселераторы.

Как это работает в России

В 2022 году три предпринимательницы с большим опытом - Ольга Касьян, Юлия Волощук и Екатерина Мовсумова запустили первый в России женский акселератор Collabroom. Здесь помогают не только открыть свое дело, но и масштабировать проект, если таковой уже существует.

«Почему сформировался запрос на поддержку в запуске собственного дела? – рассказывает Екатерина Мовсумова. - Во-первых, большое число женщин подумывает уйти из найма по разным причинам – это и колоссальное выгорание, и отсутствие карьерных перспектив, и расхождение с работодателем в транслируемых коммуникационных ценностях. Во-вторых, прошла волна сокращений. В-третьих, вследствие релокации некоторые женщины, еще не распаковав чемоданы, готовы открыть свое дело, но не знают, с чего начать в разных точках мира».

Создательницы акселератора применяют метод, который можно было бы назвать нежным подходом. В новых проектах удается соединить личностные ценности предпринимательниц и эффективные проверенные бизнес-решения. Вместе с индивидуальными менторами женщина за 2,5 месяца выстраивает пошаговый план от идеи до запуска MVP. Кроме того, ментор помогает разобраться с собой, прийти в ресурсное состояние, найти баланс между семьей и работой.

У акселератора уже 10 выпускниц. Среди них есть авторы технологичных решений: платформа вокальной терапии из Силиконовой долины, чат-боты «Чекап твоей жизни» и Woman sleeps, которые помогают справиться со стрессом и войти в гармонию с собой. Еще один необычный проект - Homo badmintonus, который помогает с помощью бадминтона решать бизнес-задачи в компаниях. Хорошие и быстрые результаты показывает и работа с личным брендом участниц акселератора. Это частый запрос от тех, кто сильно вырос внутри своих компаний и готов делиться своей экспертизой, но не знает, с чего начать.

Зачем нужно сообщество

Бизнес-акселератор – это не только обучение, но и мощное сообщество людей с едиными ценностями и стремлениями. Сообщество - это не только поддержка, это доступ к ресурсам, так необходимым женщинам для развития бизнеса. Обеспечение такого доступа (к знаниям, деньгам, людям) и есть основа миссии акселератора Collabroom.

Именно для этого 9 июня в технопарке «Сколково» сообщество акселератора проводит самый масштабный форум бизнес-разборов для женщин-предпринимателей – Collabroom Live. Акцент будет сделан на чек-апе женских проектов топовыми экспертами из разных ниш и отраслей. В финале форума состоится торжественная Церемония награждения премии женского ресурсного предпринимательства Collabroom Awards. Заявку на участие можно подать до 25 мая.

«От премии я жду, прежде всего, нетворкинг – возможность найти единомышленников, людей, которые, как и я, хотят приносить пользу миру и менять его, - говорит нутрициолог Екатерина Сергей. - Премия - хороший повод для возможных коллабораций: с кем-то можно запартнериться, найти новый проект, заявить о себе на широкую публику».

Для Екатерины это выход на новый уровень. Свой бизнес она начала во время декрета, когда перед ней встала задача сбросить лишний вес, оставаясь кормящей мамой. Девушка настолько глубоко погрузилась в тему нутрициологии, что разработала свою собственную систему питания.

Другая участница премии - основательница бренда Honey Mustache Марина Гришина проделала не менее интересный путь. В период пандемии она переехала к родителям, у которых была собственная пасека. Марина начала изготавливать свечи и собственную косметику, а потом бизнес внезапно начал расти. «Сегодня у меня свой бренд натуральной косметики для лица, тела, волос, плюс отдельная категория мыла на маслах, - поясняет Марина. – У меня не было цели заработать, все шло само. Если ты боишься влезть в новый проект или дело, то логично думать, что ты не добьешься ничего. Предпринимательство – это риск, рулетка. Но в то же время - это кайф, азарт, понимание, что ты справился и смог сделать. Участие в премии поможет доказать себе, что я могу».

 

Узнать больше о Премии.

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/