Торги на коммерческих площадках: с чего начать?

Что такое электронные торги? С чего начать? Какую площадку выбрать? Ответы на эти и другие вопросы для начинающих свой путь в электронных торгах ищите в этой статье.
Для компаний электронные торги — это возможность для компаний не покидая офис найти поставщиков и новые рынки сбыта для своих товаров, работ и услуг. Число площадок, на которых встречаются продавец и покупатель B2B-рынка, как и число участников торгов, с каждым годом увеличивается (на сегодняшний день зарегистрировалось уже несколько сотен ЭТП), а, значит, интерес к электронным торгам в ближайшее время будет только расти. Площадки различны по отраслевой направленности, правилам участия и функционалу. Поскольку на законодательном уровне порядок участия компаний в коммерческих электронных торгах не регламентируется, каждая ЭТП разрабатывает свой регламент, а в случае нарушения правил и недобросовестности участников все вопросы решаются через суд.
Среди множества действующих коммерческих площадок наиболее известными являются:
- ЕСЭТ B2B-Center;
- CЭТ ОАО «Российский аукционный дом»;
- Торговый портал Fabrikant.ru;
- ЭТП RUSSIA OnLine;
- ЭТП «Сибирская торговая площадка»;
- ЭТП Electro-torgi.ru;
- ЭТП SetOnline;
- ЭТП «Московская фондовая биржа»;
- ЭТП «ТЗС Электра»;
- ЭТП «БашЗаказ»;
- ООО «Электронная торговая площадка»;
- ЭТП «Аукционный Конкурсный Дом»;
- ЭТП «СЭЛТИМ»;
а также ЭТП по федеральным округам.
После выбора интересующей площадки вам предстоит аккредитация на ней (регистрация, часто не бесплатная), а также выбор процедуры проведения торгов. При регистрации на некоторых площадках потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП) для участия в торгах, при покупке в удостоверяющем центре, уточните, на каких площадках она действует.
Наиболее известные виды процедур:
1. Аукцион. Главный критерий — наименьшая цена.
2. Конкурс. Главный критерий — наилучшие условия.
3. Запрос котировок.
4. Конкурентные переговоры.
Только первые две процедуры можно найти в Гражданском кодексе, описание остальных и их различных вариаций следует искать в Регламенте ЭТП.
Следующий шаг для организатора торгов — размещение тендерной документации. В ней необходимо внимательно изучить возможные формы и правила подачи заявки для участников, особенности подписания контракта (бумажная или электронная будет форма контракта, зависит от функционала площадки), условия при форс-мажоре.
Таким образом, порядок действий можно изобразить следующим образом:
Организатор
Выбор ЭТП и процедуры → Регистрация → Процедура с документацией → Этап торгов → Определение победителя → Подписание контракта.
Участник
Выбор ЭТП и процедуры → Регистрация → Подача заявки.
Этап подачи ценового предложения → Определение победителя → Подписание контракта.
плюсы от участия в коммерческих торгах | минусы от участия в коммерческих торгах |
возможность снизить издержки при поиске заказчика и поставщика | затраты на начальном этапе |
выход на новые ранки сбыта | необходимость обучить персонал |
Поскольку на каждой ЭТП свои правила и условия оплаты (взнос при регистрации, залог при участии в сделке или комиссия после победы), выбор вариантов размещения должен быть тщательным и обоснованным. Услуги по сопровождению торгов можно заказать у специализирующейся на торгах консалтинговой компании, а можно самостоятельно искать и отбирать торги с помощью онлайн-сервисов. К примеру, сервис «Контур.Закупки» прилагается бесплатно к сертификату по торгам, а если нужен мощный аналитический инструмент, присмотритесь к Seldon или Synapse. Принимая решение об участии в коммерческих электронных торгах, важно взвесить и оценить затраты и возможный исход сделки для компании. Но то, что число участников и интересных тендеров в ближайшие годы в электронных торгах будет только расти, сомнению уже не подлежит.
По материалам вебинара «Школы электронных торгов СКБ Контур».