Стартапы – куда податься начинающему предпринимателю?
Освободившиеся ниши, программы государственной поддержки, высокая потребность в замещении и запрос от крупного бизнеса на отечественные решения и разработки: рынок стартапов готов сделать большие шаги в сторону расширения рынков.
Проблема как ресурс
Кризис – драйвер изменений. Это главный девиз успешных предпринимателей и проектировщиков, которые готовы ответить на вызовы современного мира и предложить решения для облегчения жизни граждан и представителей крупного бизнеса. Культура стартапов уникальна тем, что использует энергию перемен для развития и встраивания в существующую конъюнктуру рынков.
Россия – страна высокого интеллекта, у нас сильные инженерные школы, рождающие интеллектуалов, чей процесс проектирования новых идей не останавливался никогда, но зачастую не мог пробиться в условиях высокой конкуренции с устоявшимися западными продуктами. Теперь же, после ухода различных игроков, разработчики достают свои наработки, сдувают пыль, актуализируют и готовят к выходу на рынок.
Как крупный бизнес стимулирует стартапы
Каждая крупная компания находится в процессе поиска и создания собственного инновационного продукта, чтобы не стоять на месте, не потонуть и развиваться дальше. Такие технологические гиганты как Google тратят миллионы на исследования, разработки и тестирование, собирая собственные отдельные команды для создания новых продуктов. При этом закладывая риск того, что продукт не запустится или будет работать не так, как нужно – результат дорогих экспериментов не всегда оправдывает затраты.
Стартапы в этой ситуации — готовое, упакованное решение. То есть корпорация покупает не только саму идею, но и зачастую устоявшуюся команду. Такая практика экономит не только денежные ресурсы, но и время.
Взаимодействуя со стартапами, бизнес может найти интересные технологии, которые только появляются на рынке, а также преодолеть собственные ограничения. Внедрение решений дает возможность быстро выйти на новую ступень бизнеса или получить уникальные конкурентные преимущества. К примеру, метеорологический стартап Aerostate после прохождения акселерационной программы «Яндекса» стал частью приложения «Яндекс.Погода». Таким образом корпорация получила еще одну уникальную функцию для своей экосистемы.
В 2021 году «Стартап Барометр» опубликовал исследование согласно которому самыми эффективными бизнес считает совместные пилотные проекты (70%), поиск идей на рынке под запрос (47%), венчурные фонды (39%) и корпоративные акселераторы (37%).
Кроме того, действенными считаются участие в различных форумах и мероприятиях и проведение собственных хакатонов и других конкурсов, собственных корпоративных акселерационных программ. Наиболее активные игроки — крупные экосистемы вроде «Сбера», VK (бывший Mail.ru), «Яндекса», МТС, а также компании в различных отраслях: и в электронной торговле (Ozon), и в логистике («Почта России»), и в промышленном секторе (Росатом, «Газпром Нефть», «ОДК», «Интер РАО») и т.д.
Дизайн и инжиниринг как зоны роста стартап-активности
Так, сфера промышленного дизайна и инжиниринга полна реальных запросов от производственных компаний – здесь есть где разгуляться стартапам.
Максим Кузин: «Могу сказать сугубо с практической точки зрения из области, в которой я работаю, а это сфера производства транспорта, в первую очередь, железнодорожная техника, автомобили и специальная техника – в этой индустрии спрос резко растет. У меня есть многолетний опыт работы с одной компанией, небезызвестной, крупной, и только лишь за один месяц поступает запрос на три новых проекта. Такого не было в принципе никогда.
Один из источников стартап активности сегодня – это то, что все достают сейчас идеи, которые лежали на полочках. Например, какой-то инновационный, не фантастический, но, тем не менее, новый тип того же подвижного состава, новый тепловоз – те наработки, которые шли в стол, а сейчас их достают, защищают внутри крупных компаний или перед инвесторами. Эти наработки утверждают, в них вкладываются. Тот же промышленный дизайн для этих проектов нужен в 100% случаев».
И если говорить о том, куда идти с такой идеей нового дизайна для российской промышленной продукции – сейчас появляется большое количество конкурсов высокого уровня с участием бизнеса и больших производственных компаний. Крупнейший из них – Фабрика дизайна, где команды разрабатывают дизайн для российской промышленной продукции, делают стайлинг либо полностью упаковывают идею в решение. В этом году свою разработки можно предложить в сфере технологического суверенитета, экспортной продукции, бытовой, а также в сфере устойчивого дизайна. Под руководством кураторов конкурса, лидирующих экспертов индустрии, работы доводятся до совершенства, а лучшие проекты – идут в серийное производство.
Поучаствовать со своим кейсом и подать задачу для разработки дизайна можно до 10 марта: https://designfactory.moscow/
Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».