Развитие рынка франшиз за рубежом и ключевые тренды в 2025 году

Российские компании активно осваивают зарубежные рынки, особенно в странах с благоприятным климатом для бизнеса. По данным каталога франшиз Businessmens.ru за последние два года российские бизнесмены открыли 11 тыс. филиалов собственного бизнеса и франшиз в зарубежных странах.
В лидерах среди стран находятся Сербия (9 тыс. филиалов), ОАЭ (1,6 тыс) и Армения (800) – эти страны привлекают предпринимателей льготными налогами, большим количеством соотечественников, а также возможностями широкого экспорта и расширения бизнеса. Кроме того, одним из приоритетных государств для российских франчайзеров за счет огромного внутреннего потребления является Китай.
Российскому рынку франчайзинга еще есть куда развиваться, ведь по ключевым показателям он отстает от ведущих стран. Например, по объемам рынка мы уступаем не только странам-лидерам франчайзинга, таким как Китай или США, но и многим другим, таким как Малайзия, Турция, Германия, Южная Корея, Бразилия и прочим.
Динамика в большинстве ведущих стран мира позитивная. Франчайзинг активно прибавляет каждый год, а на азиатских рынках, таких как Индия и Китай, наблюдается наиболее бурное его развитие.
Китай. Один из крупнейших рынков франчайзинга, который растет бешеными темпами. Как сообщало Министерство коммерции КНР в июле 2023 года, общее число зарегистрированных франчайзеров достигло 9955, что почти вдвое превышает показатель 2017 года.
США. В США насчитывается более 3 тыс. уникальных франшиз, здесь расположено 70 из 100 крупнейших франшиз мира. На 2024 год прогнозировалось увеличение франшизных точек на 15 тыс. до 821 тыс. (+1,9%). Общий объем производства франшиз при этом вырастет на 4,1% (до 893,9 млрд долларов.), вклад франшиз в ВВП – на 4,3% (до 545 млрд долларов). Отрасли, которые прирастут больше всего – сектор персональных услуг и рестораны быстрого обслуживания. В сфере франчайзинга сегодня работают около 8,8 млн. американцев.
Великобритания. Франшизы приносят экономике страны 19,1 млрд фунтов стерлингов (24,4 млрд. долларов). В 2024 году в Великобритании примерно насчитывается 1009 франчайзинговых систем с 50 421 точками. 89% франшиз прибыльны, 66% франчайзеров сообщают об улучшении торговли по сравнению с периодом до пандемии, 87% с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают улучшения условий деятельности своих компаний. Наиболее растущими секторами являются персональные услуги (+53% с 2018 года) и отели и кейтеринг (+34%).
Япония. На 2023 год в стране насчитывалось около 250 тыс. точек и 1285 франшиз, 42% из которых составляют франшизы общественного питания, 34% – сфера услуг, 24% – розничная торговля. Обороты рынка растут третий год подряд, увеличившись за год на 4,7% до 28,2 трлн иен (около 183 млрд долларов).
Германия. Немецкая ассоциация франчайзинга сообщает от 910 действующих франшизах в Германии и около 147 тыс. франчайзи в 2023 году, которые принесли общий доход в 147 млрд евро. В отрасли работает более 830 тыс. сотрудников.
Канада. В Канаде насчитывается около 1300 франчайзинговых компаний, управляющих примерно 76 000 франчайзинговых точек в 50 различных секторах экономики. Франчайзинговые предприятия генерируют около 45% розничных продаж в стране.
Индия. В стране работает более 4600 активных франшиз, которые управляют почти 200 тыс. точек. Каждый год франшизу открывают более 300 компаний. Ожидается, что в следующие пять лет индийский рынок будет стремительно расти на 30-35% в год и за пять лет достигнет 140-150 млрд долларов США.
Бразилия. Бразильский рынок франчайзинга вырос на 13,5% в 2024 году, достигнув оборота в 273 млрд реалов (около 47 млрд долларов). Наибольший рост в 2024 году показали сегменты «Развлечения и досуг» (16,6%), «Здоровье, красота и велнес» (16,5 %), «Общественное питание» (16,1%).
Ключевые общемировые тенденции
- Экологическая повестка. Расширение франшиз, делающих ставку на экологию и устойчивость. Потребителями поощряется экологически полезное поведение: использование возобновляемой энергии, минимум отходов и экотовары.
- Многонациональные франшизы. Глобализация связывает экономики стран, все больше франчайзеров выходят на международный рынок, добиваются узнаваемости на мировом уровне и извлекают выгоду на фоне роста среднего класса в развивающихся странах.
- Внедрение ИИ. Цифровизация выходит на новый уровень. Для управления сетевыми проектами все активнее используется искусственный интеллект, который внедряется он во все процессы: аналитика данных, улучшение клиентского опыта, персональные предложения и прочее.
Источник: Pronline.ru