ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН: ГДЕ ПРОКАЧАТЬ СЕБЯ НОВИЧКУ
Дизайн-образование в России — одно из сильнейших, но конкуренция на рынке высока. Рассказываем, где в стране могут набить руку и пополнить портфолио молодые специалисты.
Одна из проблем дизайн-отрасли в России — высокий порог входа в профессию и высокая конкуренция на рынке: как показал аналитический отчет «Сетевых исследований», число учащихся или отучившихся дизайнеров в среднем по стране больше числа вакансий примерно в 11 раз.
Причина не в недостатке образования: российские школы дизайна и промдизайна в частности — одни из лучших в мире. Промдизайнеров готовят в УрГАХУ, МГТУ имени Баумана, Московском и Санкт-петербургском политехнических университетах, а также в Строгановской академии и Академии Штиглица. Появляются и новые программы, выпускники которых не уступают по подготовке: от НИУ ВШЭ до Британской высшей школы дизайна.
Но порог входа на реальный рынок труда чрезвычайно высок: по данным «Сетевых исследований», весь рынок промдизайна в России сформирован 30–40 бюро и 200–300 специалистами (включая штатных в корпорациях), поэтому для успешной карьеры молодым специалистам приходится начинать работать еще до выпуска.
Где взять навыки
Как видно на таблице выше (составленной специалистами «Сетевых исследований» по данным hh.ru), среди будущих работодателей высок спрос на технологические навыки работы с цифровыми платформами.
Почерпнуть их можно не только в самих вузах, но и на платформах дистанционного обучения. С уходом зарубежных сервисов из страны свои курсы появились на таких платформах, как:
• Bang Bang Education
• Skillbox
• Contented.ru
• Нетология
• Geekbrains и других.
И где взять опыт
Но, пожалуй, один из самых актуальных запросов молодых специалистов — это опыт в индустрии на момент трудоустройства. Самый легкий способ преодолеть этот барьер — участвовать в дизайн-конкурсах: там новичок сможет обратиться к помощи опытных специалистов и «прокачать» свой талант в условиях конкуренции. Прибавьте к этому бесплатную обратную связь и нетворкинг — возможность завести полезные знакомства с будущими работодателями и коллегами.
Однако большинство существующих конкурсов — от Tagline Awards до Московской недели дизайна и «Дизайн-Акта» — комфортнее для состоявшихся специалистов, чем для молодых.
Впрочем, есть и исключения: конкурс «Фабрика Дизайна» входит в число соревнований, где есть образовательный блок. На нем молодые специалисты могут не только повысить компетенции в области дизайн-исследований, но и поучаствовать в работе реальных проектных команд.
В ходе работы конкурсанты учатся работать над кейсами от реальных заказчиков, доводить их до стадии реализации и защищать перед экспертным жюри в формате питчинг-сессий.
Но главным преимуществом «Фабрики Дизайна» можно назвать работу с заказчиком напрямую — и возможность заключить по ее итогам соглашение о сотрудничестве, пройти отбор на стажировку в крупнейших российских промышленных компаниях и получить оффер на трудоустройство.
Совсем недавно на базе «Фабрики Дизайна» открылась вторая очередь конкурса по приему заявок на разработку решений — и образовательный трек вновь начал работу. Подробнее можно узнать на сайте конкурса.
Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».