Прогноз неверный? Какие ошибки допускают начинающие предприниматели при составлении бизнес-плана
Ни одни старт-ап не обходится без бизнес-плана. Именно он помогает предпринимателю реализовать идею и превратить ее в прибыльное предприятие. О том, как правильно составить бизнес-план, мы уже подробно разбирали в одном из наших более ранних материалов. А сегодня хотим остановиться на самых частых ошибках, которые делают начинающие бизнесмены при составлении этого важного документа.
Неоправданно подробный бизнес-план
Часто, когда люди только начинают свой предпринимательский путь, они пишут очень подробные бизнес-планы. Большие документы оправданы в том случае, если речь идет об очень крупном бизнесе. Однако, если вы запускаете небольшой старт-ап, стоит сосредоточиться на главном. Иначе есть риск, что малозначимые детали будут отвлекать от основной сути. Другими словами, такой бизнес-план станет нечитабельным. Оптимальным объемом для такого документа принято считать 40 страниц. При этом план должен содержать ключевые пункты и маркетинговые исследования.
Бизнес-план не соответствует целевой аудитории
Для начала важно отметить, что бизнес-планы бывают для внутренних и внешних целей. В первом случае документ составляют для тех, кто будет осуществлять ваш бизнес, в том числе для вас самих. Поэтому в нем необходимо сделать упор на расходах и рисках. Внешний бизнес-план рассчитан на инвесторов и банков. Так что требования к документу выдвигают уже они. Иначе денег на запуск бизнеса можно и не получить. Инвесторов интересуют в первую очередь цифры, то есть финансовые показатели. А именно – когда новый бизнес выйдет в плюс и соответственно окупятся вложенные средства. У банков же свои четкие критерии к бизнес-планам. Их лучше уточнять непосредственно у финансовой организации.
Нет понимания, где брать финансы
Итак, продолжаем разбирать денежный вопрос. Если с суммой, необходимой для запуска бизнеса, вы определились и даже вписали ее в документ, важно прописать и источник финансирования. То есть откуда вы собираетесь привлекать необходимые средства. Одно дело, если речь идет о простом займе у друзей или родственников. А другое – если вы собираетесь оформить кредит. Во втором случае нужно будет выплачивать проценты. Их важно также включить в бизнес-план в категорию «Расходы». Это поможет избежать долгов в будущем. То же самое, если деньги в ваш бизнес вкладывает инвестор. Условия, которые он ставит, нужно обязательно прописать в бизнес-плане.
Нереалистичные прогнозы прибыли
Многие указывают в бизнес-плане предполагаемый доход компании сразу же при стопроцентной посещаемости или загрузке. При этом предприниматель не учитывает время на раскрутку. Такие расчеты, как правило, не совпадают с реальностью. А начинающий бизнесмен рискует остаться без денег, чтобы покрыть расходы. При этом новоиспеченный бизнес придется быстро сворачивать, так и не выйдя на прибыль. Поэтому важно понимать, что в первые месяцы работы фирма будет работать не в полную силу. А расчеты доходности в бизнес-плане лучше подкрепить маркетинговыми исследованиями.
Амортизация оборудования
Также многие забывают про такой важной процесс, как амортизация оборудования. Техника имеет свойство изнашиваться. И когда наступит момент покупать новую, в кассе может попросту не оказаться денег на такие внезапные траты. Поэтому подобные потенциальные затраты лучше сразу включать в бизнес-план и в себестоимость продукта. Иначе есть риск столкнуться с неприятным сюрпризом.
Сроки реализации
Часто при составлении бизнес-плана предприниматели указывают слишком оптимистичные сроки реализации. Однако на деле можно столкнуться с большим количеством непредсказуемых ситуаций. Вариантов много. Начиная от болезни кого-то из сотрудников и заканчивая срывом сроков по поставкам оборудования. Подобные случаи лучше сразу брать в расчет. А сроки реализации бизнеса прописывать в план в самом негативном варианте. При этом важно включить и дополнительные траты, которые могут возникнуть.
Неверный анализ текущего рынка
Еще одна ошибка, которую совершают начинающие бизнесмены, связана с анализом ситуации на рынке. Здесь необходимо ориентироваться на проверенные факты и официальные источники. Кроме того, помогут качественные исследования аудитории, в частности опросы. Также важно при анализе рынка учитывать так называемые сезонные колебания и потенциальные изменения рынка.
Итог
- Оптимальный объем бизнес-плана составляет порядка 40 страниц. Не стоит углубляться в мелкие детали, иначе он будет нечитабельным. Важно сосредоточиться на сути.
- Бизнес-план должен соответствовать требованиям инвестора или банка. Иначе можно не получить необходимые для запуска бизнеса деньги.
- Любые расчеты должны быть НЕ примерными, а четкими и учитывать потенциальные дополнительные расходы. Иначе есть риск, что расходы превысят доходы, а компания останется без денег, что обернется ее закрытием.
- Важно также учитывать время на раскрутку бизнеса и прописать это в бизнес-план.
- Сроки реализации бизнеса лучше планировать с запасом и учитывать самый негативный сценарий развития.
- А выводы должны быть обоснованы маркетинговыми исследованиями.