От бизнес-идеи к бизнес-возможности
Идея выбрана. Что дальше? Сфера деятельности начинающих предпринимателей может быть разной, но шаги, которые необходимо сделать в начале бизнес-пути, схожи. Подробный разговор о каждом из них ― тема отдельных публикаций, однако посмотрим, насколько велик список первоочередных задач.
Бизнес-план.
Можно ли обойтись без бизнес-плана? В общем-то, можно. Но если вы хотите открыть свой бизнес всерьез и надолго, приучайте себя к дисциплине. Бизнес-план ― это не отчёт для начальника на наёмной работе, это ваш помощник: потратив несколько дней на подробное планирование, вы сможете избежать многих серьёзных просчетов. По сути, это проект вашего будущего дела, отличающийся от бизнес-идеи конкретикой: он содержит описание всех ваших действий, направленных на открытие и развитие своего бизнеса. Даже если вы решите обратиться к помощи специалистов для составления бизнес-плана, все же начните эту работу самостоятельно, набросайте хотя бы черновик: важно, чтобы вы понимали, на чем будет основано ваше дело и как оно будет развиваться. Вот минимум, который вы должны хорошо изучить:
— цель бизнеса;
— обзор рынка, спрос: определите численность людей, живущих в нужном регионе/районе, сколько из них может быть потенциальными потребителями вашего товара или услуги, на какую категории людей вы рассчитываете. Оценивайте не только численность, но и благосостояние людей;
— конкуренция: посчитайте, сколько фирм занимается деятельностью, подобной вашей, оцените их сильные и слабые стороны, узнайте, какие ошибки они допускают при продаже товаров (оказании услуг);
— необходимые и имеющиеся ресурсы;
— финансы: расходы (единовременные, постоянные (ежемесячные), доходы, прибыль.
Партнеры.
Вам предстоит решить: заниматься бизнесом в одиночку или с партнером? Под словом «партнер» мы подразумеваем не наемных сотрудников, а полноправного совладельца вашего бизнеса, соучредителя. Универсального решения здесь быть не может: важны ваши цели и имеющиеся ресурсы. Однако каждый шаг должен быть экономически оправдан. Делить с кем-либо свою возможность без особой надобности ― неоправданно, и если вы уверены, что способны управлять свои бизнесом самостоятельно, не берите партнёров, стремитесь стать единоличным владельцем бизнеса. Однако осознайте, что начинающему предпринимателю в одиночку будет непросто, к тому же если у вас есть соучредители, которые находятся с вами в доле, вы сможете разделить обязанности и экономить на некоторых позициях наемных работников. Возможно, вам подойдет вариант семейного бизнеса, когда вам помогают ваши близкие родственники.
Поиск источников финансирования.
Многие начинающие предприниматели видят только один источник финансирования для своего бизнеса: кредит. Действительно, банков, кредитующих малый бизнес, становится всё больше, однако прежде чем обратиться в банк, взвесьте плюсы и минусы. Если у вас совсем нет опыта, то стоит начать с менее рискованных вариантов: возможно, для вас будет приемлемо продать автомобиль или взять деньги в долг у родственников или знакомых. Если же вы настроены более решительно, изучайте все возможности: инвестиции, венчурное инвестирование, лизинг, франчайзинг, государственный заказ.
Регистрация бизнеса.
Всегда ли необходимо регистрировать свой бизнес? Если вы открываете бизнес всерьез и надолго, тогда это обязательно нужно сделать, в первую очередь, для соблюдения законодательства. УК РФ предусматривает уголовное преследование за незаконное предпринимательство. Однако для определении признаков незаконного предпринимательства необходимо будет доказать систематичность предпринимательской деятельности (наличие нескольких сделок купли-продажи, оказания платных услуг и т.д.), а также факт извлечения вами дохода в крупном или особо крупном размере. То есть если вы называете бизнесом единичные продажи одного или нескольких предметов или оказания разовых услуг, то можете отложить знакомство с налоговой инспекцией. Однако и более серьезные планы на начальном этапе (только на начальном!) можно реализовывать без регистрации. Как говорят опытные предприниматели, «если что-то можно не делать ― не делай». Тем не менее, в самое ближайшее время вам придется узаконить своё бизнес. Поэтому стоит уже сейчас изучать законодательную базу, при необходимости ― получить консультацию, чтобы определить, в какой организационно-правовой форме вам будет выгоднее вести свое дело, и выбрать систему налогообложения.
Выбор названия фирмы. Товарный знак. Патент.
Любая фирма имеет наименование, содержащее указание на её организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях должно содержать и указание на характер деятельности. Если юридическое лицо является коммерческой организацией, то оно должно иметь фирменное наименование, которое регистрируется вместе с самой организацией в её учредительных документах. Выбирайте название осмысленно: это важная составляющая вашего делового имиджа.
Открытие банковского счета.
Законодательство не требует от предпринимателей обязательного открытия счёта в банке, это ваше добровольное решение. Однако имейте в виду, что использовать личный банковский счёт для расчетов по предпринимательской деятельности предприниматель не вправе. Поскольку вы точно планируете зарабатывать деньги, начинайте изучать порядок открытия счета.
Офис.
Можно ли вести бизнес без специального помещения, на дому? Да, можно. Этот экономный вариант становится все более популярным. Конечно, это относится не к каждому виду деятельности. Многие виды бизнеса предполагают постоянное взаимодействие с клиентами и будут более успешны в соответствующем офисном помещении, а для какой-то деятельности необходим, например, специализированный цех. Просто имейте в виду, что типичное представление о бизнесе как о кабинете с набором оргтехники не всегда актуально. Посмотрите критически на свою идею с этой точки зрения ― возможно, вы сэкономите на арендной плате.
Что касается правовых аспектов ведения своего бизнеса в домашних условиях, то, если вы не мешаете соседям, не сомневайтесь в законности ведения бизнеса на дому.
Маркетинг. Поиск клиентов. Реклама.
Расширение клиентской базы, поиск разных каналов сбыта ― работа, которая будет актуальна для вас и через несколько лет. Но уже на начальном этапе стоит проработать несколько вариантов привлечения заказчиков. Это важно, чтобы понять, насколько ваше представление о рынке соответствует действительности. Составьте список потенциальных клиентов, изучите информацию о них.
Что касается рекламы, предварительная работа важна с точки зрения финансов: это довольно затратная статья, и необходимо учесть её уже на первоначальном этапе. Кроме того, в некоторых видах деятельности рекламную кампанию запускают еще до открытия дела. Пример ― информация о скором открытии на витрине кафе или магазина.
Как видите, ещё до начала работы нужно держать в голове много важных действий. Разумеется, каждое из них ― сложная работа, требующая серьезных знаний и опыта, о каждом пункте (и о многих других) мы будем говорить подробно. Ценность такого разговора в самом начале пути состоит в осознании многогранности работы, которая вам предстоит. Если вы разобрались с техническими и документальными аспектами регистрации своего бизнеса, составили понятный вам реалистичный бизнес-план, нашли источник финансирования, уяснили для себя, нужны ли вам партнёры и офис, можно переходить к непосредственной организации бизнеса.